В России может появиться единый счетчик интернет-аудитории
05/09/19
Сотрудники администрации президента и профильные чиновники обсуждают идею создания единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в рунете, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких ведомств. По их словам, чиновники уже консультировались по этому вопросу с несколькими крупнейшими медиакомпаниями – как телевизионными холдингами, которые все чаще распространяют свои сериалы и шоу в сети, так и с интернет-площадками. Сотрудники трех медиакомпаний на условиях анонимности подтвердили «Ведомостям», что участвовали в таких обсуждениях. Концепция интернет-учета только обсуждается, есть очень разные идеи о том, как может работать такая система и какие данные собирать, подчеркивают собеседники «Ведомостей». В качестве аналогов они приводят систему измерений ТВ-аудитории, которой пользуются все российские телеканалы, и госсистему учета кинобилетов (ЕАИС), в которую кинотеатры обязаны передавать данные по каждому киносеансу.
На ТВ как сами каналы, так и рекламодатели давно договорились пользоваться данными аналитической компании Mediascope (с 2016 г. контролируется государственным ВЦИОМом). Эта компания также считает пользователей рунета и аудиторию крупнейших площадок. Но при размещении баннеров и роликов в сети рекламодатели вынуждены чаще всего пользоваться данными самих площадок или специальных интернет-счетчиков, прежде всего счетчиками «Яндекса» и Google. Онлайн-площадки неохотно публикуют детальную информацию о своих пользователях, поскольку такие данные позволяют лучше таргетировать рекламу по интересам пользователей, их месту жительства, доходу и проч. Чем больше у онлайн-площадки собственных данных о потенциальном покупателе товара, тем дороже продавец этого товара готов заплатить за контакт с ним. Интернет-компании неохотно предоставляют третьим лицам доступ к данным еще и потому, что опасаются утечек персональной информации и недобросовестного ее использования.
Чиновников такая разрозненная информация об интернет-аудитории не устраивает по нескольким причинам, объясняют собеседники «Ведомостей».
Еще одна возможная задача такого государственного интернет-счетчика – мониторинг показов интернет-рекламы для целей налогообложения, рассказали два собеседника «Ведомостей». Федеральная налоговая служба заинтересована в сборе данных о рекламных доходах интернет-компаний, в том числе иностранных интернет-холдингов, знают они. Представитель службы не ответил на запрос «Ведомостей».
Наконец, сбор данных по интернет-аудитории призван решить управленческие задачи самого государства, которое хочет четко понимать, какой контент смотрят ее граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение и т. д., знают собеседники «Ведомостей». Например, администрация президента пыталась собрать данные по онлайн-просмотрам прямой линии Владимира Путина в июне 2019 г., но толком оценить аудиторию не получилось, рассказали два источника «Ведомостей». Источник в администрации президента подтвердил важность сбора данных по интернет-пользователям, но конкретную историю с прямой линией назвал мифом.
Организацией сбора данных займется все та же Mediascope, уверены все собеседники «Ведомостей». Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев это не комментирует.
Создание системы интернет-учета повлечет массу технических и организационных сложностей, признают собеседники «Ведомостей». Прежде всего непонятно, как убедить крупнейшие интернет-компании, в том числе иностранные, установить себе такой счетчик, рассуждают они, угрожать им в случае неподчинения блокировкой было бы крайней глупостью. Возможно, вместо счетчика, т. е. софта, который устанавливается внутрь той или иной платформы, можно договориться с интернет-компаниями, что они самостоятельно будут поставлять необходимые данные той же Mediascope, полагает сотрудник крупной медиакомпании, такая схема несет меньше рисков для онлайн-площадок. Он и два других собеседника «Ведомостей» уверены, что в любом случае идея госсчетчика будет принята интернет-компаниями в штыки.