Их отмена приведет к двойному налогообложению и дефициту иностранных произведений. Медиакомпании, видеоплатформы, музыкальные площадки и книжные издательства в России в октябре 2025 г. обратились в Минцифры с просьбой о продлении режима, позволяющего им не платить налог с доходов от иностранных правообладателей. Этот временный механизм действует благодаря поправке в Налоговый кодекс, которая компенсирует заморозку соглашений для избежания двойного налогообложения с недружественными странами, напоминает CNews.
Участники рынка считают оправданным продление налоговых льгот до конца 2028 г., чтобы поддержать темпы развития и предотвратить резкое удорожание контента. В противном случае, с 2026 г. медиакомпании столкнутся с налогом в 25% на доходы от контента из этих стран.
Отмена льгот спровоцирует резкий рост затрат российских медиакомпаний и музыкальных поставщиков. Это приведет к увеличению цен на контент, а некоторые ИТ-платформы могут исключить часть зарубежных каталогов, что уменьшит легальное предложение и усилит пиратство. По оценкам участников рынка, музыкальные загрузки в России за три года может потерять до 15 млрд руб. выручки, а бюджет недосчитается 3 млрд руб. в виде налога на добавленную стоимость (НДС).
Налоговые эксперты считают, что финансовое ведомство, вероятно, не станет продлевать льготы, полагая, что до конца 2025 г. достаточно времени для перехода. Альтернативным решением может быть закупка контента через страны с действующими соглашениями об избежании двойного налогообложения, что, однако, создает налоговые риски как в России, так и в посреднических государствах.
Российские лицензиаты ранее, как правило, не платили налог у источника, поэтому непродление норм Налогового кодекса, которые компенсируют заморозку соглашения об избежании двойного налогообложения, будет равносильно введению нового налога, заявил генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет крупнейшие онлайн-кинотеатры, включая «Иви», Okko, Amediateka, Start и др.) Алексей Бырдин. При таком развитии ситуации налоговая нагрузка составит несколько процентов оборота контентных рынков в России и может привести к замедлению их роста, пояснил он.