Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вещание СССР в период войны 1941–1945 гг.

Сергей Мишенков, 29/04/20

Функции радио

Во время Великой Отечественной войны радио выполняло сразу несколько функций. Во-первых, вещание для жителей Советского Союза. Как известно, эфирные радиоприемники перед войной у населения страны были изъяты. И проводное радио широко использовалось для оповещения людей о налетах вражеской авиации и оставалось практически единственным источником информации.

В военные годы проводное вещание стало повсеместным. Жители хотели знать новости. Единственным способом слушать новости были репродукторы («Рекорд», «Зорька»). Они были чувствительными, немножко дребезжали, но, в целом, это была очень удачная вещь. Репродукторы гарантировали очень хорошую разборчивость речи слушателями.

Идеалом дикторского чтения у микрофона был, конечно, Юрий Борисович Левитан с его специфическим голосом с «приподнятыми» верхами.

Любопытен тот факт, что точек проводного вещания в деревнях после окончания войны стало больше, чем до нее.

Дело в том, что в период освобождения захваченных фашистами территорий практически через 20 километров после фронта уже шли связисты, восстанавливали гражданскую связь и обязательно проводное вещание.

Вторая часть вещания – на занятые немцами советские районы. Сигнал функционировавшего там эфирного радиовещания немцы пытались глушить, но это было очень трудно сделать. Для этого было необходимо по всей данной территории (буквально через каждые 50-100 километров) поставить передатчики. Третье направление – информационное вещание на зарубежные страны. Объем иновещания был большим, и это естественно. В связи с этим в те годы действовало два радиокомитета – для внутреннего и внешнего вещания.

Другая важная функция – это глушение радиопередач на русском языке, которые вели противники. Для этого требовались специальные передатчики, по мощности примерно равные вещательным. К слову, в СССР строились самые мощные радиопередатчики в мире.

По интересному воспоминанию одного из моих учителей Владимира Аркадьевича Нюренберга, для эффекта глушения сигнала использовали пластинки, которые воспроизводились в обратную сторону с помощью моторчика. Этот метод позволял полностью закрыть любую речевую информацию.

В массовом оповещении – особая роль звукового вещания. Прежде всего, следует сказать о Москве и заслуге в этом Ивана Александровича Шамшина. Молодым человеком он пришел в Московскую городскую радиосеть (МГРС), в 1936 году стал главным инженером и был им полвека. Он практически с нуля технически построил систему массового оповещения в столице. Проводное вещание всегда доступно в домашних условиях, независимо от наличия света. Обеспечить гарантированное энергоснабжение отдельным узлам, с которых идет веща ние, гораздо проще.

В Москве система оповещения с самого начала была комбинированной. После трехминутного сигнала сирены (причем, выключить его при этом невозможно), начинается голосовое четкое объявление. В военные годы, когда Москва была гораздо меньше, город поделили на районы. И можно было запускать оповещение локально. Удивителен тот факт, что первая «репетиция» в Москве прошла за месяц до начала войны, первая же настоящая тревога была объявлена 22 июля – ровно через месяц после ее начала.

Еще одно применение радиовещательных передатчиков – дистанционное управление минами. Первым уничтоженным по радиоуправлению объектом стал высоководный мост через Истру рядом с Ново-Иерусалимским монастырем в Подмосковье. Так же примерно через неделю после того, как немцы вошли в Киев, советскими военными саперами дистанционно была взорвана одна сторона Крещатика – главной улицы столицы Украинской ССР. Радиосигнал поступил с большого расстояния от мощного передатчика в Воронеже.

В Москве вышло указание – все основные объекты приготовить к взрыву. Но главный инженер МГРС И. А. Шамшин, пользуясь своей властью, запретил минировать объекты проводного вещания.

Работа вещательных станций

Еще до войны радиостанции начали строить в глубине страны. Например, знаменитую подземную Куйбышевскую станцию сначала планировали в районе Григориополя (между Молдавией и Украиной) для вещания на Америку и Африку. Но потом И. В. Сталин сказал: «Давайте лучше, на всякий случай, на Волге». Мощные передатчики по своим размерам можно сравнить с двухэтажным или трехэтажным домом. Огромные масляные трансформаторы на улице, система охлаждения – за месяц построить невозможно, их строили годами. Решение о создании важной радиостанции приняли в 1941 г. перед началом войны – построили только в 1942 г.

В ночь перед подписанием акта о сдаче стратегического объекта в одну из антенн врезался советский самолет. В итоге станция не была сдана в назначенный срок, поскольку поврежденную мачту потом восстанавливали почти год. В 1943 г. она вступила в строй. Благодаря вещанию как на коротких, так и средних и длинных волнах, радиосигнал одинаково хорошо слышали и в Америке, и в Европе, и в брянских партизанских лесах. Кроме того, передатчик использовали не только для вещания, но и для связи.

В качестве примера можно привести фрагмент из многосерийного фильма режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в котором из обычного передатчика вдруг зазвучало: «Передаем информацию для сибирской идеологической партии», а дальше шел цифровой шифр. В годы Великой Отечественной войны особенно сложно дело обстояло с вещанием в блокадном Ленинграде. Во время немецких бомбардировок разрушались радиостанции. Но их восстанавливали, переделывали из телевизионных передатчиков. В тех условиях проводное вещание было настоящим подвигом. За долгие 900 дней блокады Ленинградская радиосеть молчала меньше трех с половиной часов. Это был случай прямого попадания бомбы в центральную радиостанцию, после чего все соединительные линии были оперативно перекроссированы. Из подземного бункера и шло в дальнейшем вещание.

Голос Ленинграда слушала вся страна! Сигнал принимался радиоузлом, а затем транслировался по проводному вещанию. Ленинградское радио выводило в репродукторы звук метронома. Все люди слышали его медленный уверенный ритм. В случае опасности удары учащались. При настоящей угрозе диктор сообщал подробности: какая сторона блокадного города подвергается обстрелу. Своего дядю Леонида Степановича Мишенкова спрашивал: «Что самое страшное в Ленинграде?» И он мне говорил: «Вот привыкли, что нет еды. Привыкли, что нет света. Привыкли, что холод, канализация не работает, воды нет. Единственное, отчего становилось очень страшно, – если вдруг замолкало радио. Хотя бы на пять минут». Метроном звучал днем и ночью между передачами.

В годы Великой Отечественной войны непростые задачи решались сотрудниками вещания и в Москве. Например, трансляция торжественного заседания Моссовета в честь празднования очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 6 ноября 1941 года. В течение двух дней И. А. Шамшин должен был технически подготовить это важное событие, которое проходило не в Большом театре, а на станции «Площадь Маяковского». В гулком метро пришлось решить задачу звукопоглощения. Поставили составы метро с открытыми дверьми и посадили солдат – получился живой «звукопоглотитель».

Но результатов своей работы И. А. Шамшин не услышал: был срочно отправлен на другой важный объект – Красную площадь, на следующий день там предстоял парад. Чтобы информация об этом не просочилась в среду немецкой агентуры, она хранилась в секрете до последнего момента. Для проведения праздничного парада необходимо было повесить на Красной площади звуковые динамики (иметь стационарную систему звукоусиления было тогда непозволительной роскошью). Иван Александрович вспоминал, что занимался этим с монтёром – мальчишкой лет пятнадцати. И. А. Шамшин, которого держали за ноги, в свою очередь, держал за ноги своего помощника... Трансляция прошла успешно. Но холод был сильный – кинокамера, снимавшая церемонию у Мавзолея, замерзла. И речь И. В. Сталина пришлось переснимать уже в Кремле.

Сотрудники радио

С самого начала Великой Отечественной войны кадровый состав радио был забронирован от призыва на фронт. Но это не означало гарантии безопасности. Так, Владимир Борисович Герцик, который среди советских дикторов был популярен не меньше, чем Ю. Б. Левитан, очень много летал на маленьких самолетах. Немецким – специфическим, тирольским – фальцетом он вел пропаганду среди фашистов. Для этих целей создавалась специальная аппаратура.

Одна из первых военных разработок Всесоюзного научно- исследовательского института звукозаписи – звукопередвижка для идеологической обработки противника. Устанавливали технику на самолет «У-2», и ночью во время планирования В. Б. Герцик начинал читать соответствующее сообщение. Его называли «голосом с неба».

Прямой передачи материалов с фронтовой передовой от радиокорреспондентов практически не было, поскольку для этого нужно было занимать линию телефонного провода. Военные корреспонденты ездили со звукозаписывающей ап паратурой («Престо» и немецкие устройства), которая весила примерно 50 килограммов. Однако, служила она больше для знаковых событий в стационарных условиях (к примеру, таким образом был записан исторический момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии), ведь радиоящик нужно было подключать к электросети.

Обычную запись иногда делали по-другому: конец провода уходил в радиодом, и все записывалось на пластинку. Рекордер царапал 420- миллиметрового диаметра стеклянный диск, политый специальным лаком. Электроакустическое качество пластинок было очень высокое, сравнимое с первыми магнитофонами.

Кстати, вещательные магнитофоны в 1939 г. одновременно сделали немцы и японцы. Для армии создали более простые, портативные варианты, но носить их в сумке было невозможно: вес аппаратуры достигал 30 килограммов.
В период Великой Отечественной войны радиоматериалы и музыкальные передачи транслировались как в записи, так и в прямом эфире (при этом качество звучания было лучше). Тексты читали дикторы. Радиовещание в военные годы явилось основной идеологической силой – без этого войну не выиграть.

Источник: http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/f9a/f9a3cdf54ebcd39d1a33a2e87e8b250e.pdf

Подборка материалов по теме - А.Городников.

Темы:День Победы
Понравилась статья? Подпишитесь на наши страницы, чтобы ничего не пропустить!

 

Комментарии

More...