Роман Емельянов: В 90-х на радио порой был бардак
Роман Емельянов, 08/05/19
Накануне Дня радио гендиректор «Европейской медиагруппы» Роман Емельянов рассказал АиФ о том, как изменилось радио с появлением интернета, с кем конкурируют радиостанции и какое будущее их ждет
7 мая в России отмечается День радио — профессиональный праздник тех, кто имеет отношение к связи, радиотехнике и обеспечивает работу многочисленных радиостанций самого разного формата. Накануне Дня радио АиФ поговорил с Романом Емельяновым, генеральным директором «Европейской медиагруппы»— одного из ведущих российских медиахолдингов, в который входят станции «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Новое Радио», «Спорт FM», STUDIO 21 и «Калина Красная»
— Вы начали работать на радио в конце 90-х. Что изменилось в этой отрасли за двадцать лет, а что осталось прежним?
— Начал, скорее, в середине. Тогда работать на радио было так же престижно, как быть космонавтом в шестидесятые. Голос в эфире, музыка... Всё это несло удивительный флёр. Да и с точки зрения построения работы романтики тоже было немало. На моей первой радиостанции, например, не было плейлистов как таковых. То есть ведущий сам решал, какую песню ему поставить следующей. Разумеется, в эфире был полный бардак. Сегодня на приличных радиостанциях всё более выверено, точно, научно. Но, несомненно, люди, работающие в индустрии, остались артистичными и романтичными. На радио работают те, кто любит музыку, кто хочет изменить мир к лучшему. Даже не так — те, кто хочет каждый день менять мир в лучшую сторону.
— Какой вы видите аудиторию радиостанций, кто ваш слушатель? Что делаете для того, чтобы аудитория стала больше?
— «Европейская медиагруппа» — большой холдинг. Огромный! И радиостанции разные. А значит, аудитория тоже очень разносторонняя. Форматы разнятся, а, следовательно, и подход к каждому — свой. Нет единой схемы, формулы. Есть, разумеется, набор стандартных решений, но всё-таки на пятьдесят процентов математики приходятся пятьдесят процентов искусства. Поэтому на каждой станции работает свой творческий коллектив, который понимает эту музыку, эту аудиторию, говорит с ней на одном языке.
Потому и инструменты продвижения не похожи друг на друга. Где-то это фестиваль, где — то поездка в гости к Аль Бано, где-то фантастические концерты в прямом эфире... Одно объединяет наши станции — это не серые унылые «крутилки» песен.
— Что является основным конкурентом для радио? Устоят радиостанции в этой борьбе?
— Сегодня модно говорить, что интернет — конкурент радио. Сложно поверить, но впервые я об этом услышал лет двадцать назад. Мол, «пришёл интернет, теперь вам хана!». И как-то с тех пор мало чего изменилось. А всё дело в том, что интернет не может быть конкурентом медиа. Интернет — всего лишь транспорт. А значит не соперник, а помощник. Как в той бородатой шутке: «Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить!». Поэтому те, кто будут бороться с прогрессом — проиграют. Остальные будут в плюсе.
— Сейчас распространены видеоблоги и различные подкасты — они получают миллионные просмотры и, например, на телевидении смотрят на это явление с опаской. Для радио такой вид шоу является соперником? Или радио и видеоблоги предназначены для принципиально разных аудиторий?
— Мы с удовольствием смотрим на все новые виды интернет-творчества, потому что это новый инструментарий и для нас, в том числе. Нового боятся слабые и неуверенные в себе люди и компании. Для большинства наших форматов и видеоблоги, и подкасты, и активная жизнь в соцсетях стали таким же естественным делом, как вещание в FM-диапазоне. Это только увеличивает наши возможности и нашу аудиторию.
— Когда-то попадание песни в ротацию на радио считалось обязательным слагаемым успеха любого артиста. Как происходит общение с артистами сейчас? Важно для них попасть в плейлист радиостанции или же они больше рассчитывают на другие каналы вроде YouTube или онлайн-площадок?
— Сегодня для представителей мейнстрима ничего не изменилось. Радио перестало быть единственным источником, стало «одним из». Ну и клёво. Большинству людей по-прежнему нужна музыкальная экспертиза. Это понятно, естественно. У нас с вами нет времени ежедневно прослушивать все новые треки, нет денег на маркетинговые исследования, чтобы из тонн музыкального шлака отобрать несколько золотых зёрен и самим сформировать свой плейлист. А у радио есть — и время, и деньги.
Встречались, конечно, артисты, которые нам заявляли: «Вы нам больше не нужны, теперь всё решает интернет». Было забавно наблюдать за сменой их тона общения, когда, пропав из радиоэфира, они так же исчезали из «Шазама» и других интернет-рейтингов.
— Как происходит отбор музыки для ротации? Понятно, что попадание новой песни или нового исполнителя на радио в первую очередь зависит от формата станции. А есть какие-то еще критерии, по которым вы можете не взять ту или иную композицию?
— Опять-таки — на каждой радиостанции это происходит по-своему. Есть форматы, где преобладает музыка, уже завоевавшая сердца миллионов — «Ретро FM», например, «Радио 7 на семи холмах»... Там вопросы, касающиеся музыкального материала, в основном, решает маркетинг, то есть, — аудитория станции. Форматы, имеющие дело с новой музыкой, такие как «Новое Радио», «Европа Плюс», «Дорожное радио», обречены пробовать и рисковать. Но все равно, прежде, чем песня попадает в эфир, она проходит целый ряд фильтров — и худсовет, и изучение рынка, статистики...
— На ваш взгляд, зависит ли популярность передачи от личности ведущего? Насколько вообще изменилась роль радиоведущих с 90-х, когда звезды появлялись не только на ТВ, но и на радио? Сейчас возможно стать звездой, работая на радио?
— В 1998 году мой коллега на «Радио 7» сказал: «Дайте мне пейджер и я переверну мир». Звездой возможно стать в любое время и в любом месте. Нужно иметь талант и желание. Некоторые представители нового поколения меня часто убивают своей аморфностью. Им кажется, что удачу и славу им либо доставит «алиэкспресс», либо они его скачают в «эппсторе». Но, к счастью, не все такие. У нас, например, очень молодой, даже юный коллектив проекта STUDIO 21. И за очень короткий срок ребята стали авторитетами в индустрии и звёздами для своей аудитории.
— Какие шаги предпринимаете, чтобы двигаться в ногу со временем? Каким, на ваш взгляд, может быть радиостанция будущего?
— В дополнение к лидеру национального эфира — станции «Европа Плюс», у нас появились проекты, посвящённые новой музыке: STUDIO 21, «Новое Радио». Огромная доля контента, который производят эти станции, ориентированы на интернет-пользователей. Видео — неотъемлемая часть креатива.
А будущее у радио самое светлое. Ибо радио — единственное медиа, которое прекрасно гармонирует с почти любым видом вашего досуга и работы. И абсолютно не конкурирует с главным другом современного человека разумного — смартфоном. Радио достаточно слушать.
Материал предоставлен пресс-службой ЕМГ