Регулирование Интернета
Анна Заварзина, 28/01/19
Обсудили с экспертами, что ждет пользователей Интернета и интернет-компании в России в ближайший год, учитывая последние высказывания официальных лиц. Перейдем ли мы на китайскую модель, или все же России это не грозит, и действительно ли мы вскоре не сможем войти во всемирную паутину без паспорта.
Интернету пора “повзрослеть”
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.ру”, к.т. н
Ситуация с использованием Интернета такова, что уже сейчас условная анонимность, о которой многие говорят – это анонимность от других пользователей. А ИТ-гиганты (поисковики, соцсети, почтовые службы) и спецслужбы знают о пользователях все, что им необходимо. Ну или почти все. Или только о той части пользователей, которых они могут контролировать, контролируя юрисдикции штаб-квартир ИТ-гигантов.
Поэтому анонимность, которая зачастую трактуется как право на безнаказанность оскорблений, – это что-то из подросткового инфантилизма. Взрослый человек за свои высказывания привык отвечать – именно потому, что оно адресное. Интернет-свобода в чистом виде – это как детский сад, в котором дети на разных площадках могут корчить друг другу рожицы и дразниться без риска получить по носу от оскорбляемого с соседней площадке – заборчик не пускает. Но это не мешает воспитателю при необходимости сообщить родителям об ужасном поведении их чада, а чаду – получить заслуженную кару.
Безответственный Интернет – одна из причин выращивания поколения “онижедети”. И если общению в Интернете мы начали уделять больше времени, чем живому, значит надо, чтобы правила личного человеческого общения были применимы и там. И если для этого надо осознать, что “я тебя по IPвычислю”, – это больше не шутка, что для окружающих ты вовсе не МеГаМ0нСтр, а Василий Пупкин из Гадюкино (ровно так же, как и в общении в реальной жизни) – значит, пора менять свои поведенческие модели.
Интернету пора “повзрослеть”, и если для этого требуется получить аттестат Интернет-зрелости, то я только за.
Новые ограничения станут стимулом для изобретения новых технологий
Константин Орешников
Product Owner сервиса Rookee
Инициативы вроде “входить в интернет по паспорту” не новы для российского законодательства, но я не согласен, что это правильная оценка будущего Интернета. Рассмотрим, как может развиваться подобная ситуация. Уже сейчас есть информация, что в будущем паспорта переведут на цифровую основу– это упростило бы введение закона. Но на подобный маневр государственного регулирования пользователи Интернета отзовутся изобретением механизмов обхода: будут клонировать ключи паспортов, искать альтернативные методы доступа в Интернет. Новые ограничения, по сути, станут стимулом для изобретения новых технологий. Сейчас все методы регулирования Интернета направлены на борьбу со свободой слова. Правительство пытается оградить основную массу технически неподкованного населения от “провокационной” информации, вместо того, чтобы формировать цифровую сознательность у граждан. Поголовный контроль выхода в Интернет мне кажется мифическим и ненужным. Основной мотив подобных мер – сбор максимального количества информации о пользователях для последующего его использования. Управляешь информацией – управляешь людьми.
Вопрос анонимности в интернете уже довольно спорный
Андрей Кривцов, старший партнер компании ReTurn
Идентификация человека в сети — это лишь еще одна попытка упростить работу контролирующих органов, например ускорить поиск интересующих их людей. Введение доступа по паспорту поможет ограничить показ контента для определенной возрастной категории или отследить распространение информации, нарушающей закон. Но только правоприменительная практика покажет, насколько подобные меры будут действенны и результативны. Вопрос анонимности в интернете уже довольно спорный. Мобильный интернет привязан к SIM-карте, которую выдают по паспорту. Интернет-провайдеры заключают договоры также по паспорту. Регистрация в большинстве социальных сетей тоже привязана к номеру телефона.
Мы с вами не всегда ходим с паспортом
Анатолий Зубашев
Директор ООО “Теком”:
Давайте сразу уточним: входим (или выходим) в Интернет по паспорту мы с вами уже сейчас. Разве вы заключили договор с оператором ШПД дома без паспорта? Или ваш телефон работает с анонимной sim-картой? Конечно, “выходя из дома, можно сразу завернуть за угол, в VPN, TOR и так далее…”, тем не менее, будет понятно, куда вы свернули. Наоборот, мы приблизились вплотную к тому моменту, когда сохранить анонимность в сети становится сложнее, и как раз все большее использование VPN, в том числе встроенных в браузеры, ТOR-браузеров, анонимайзеров и прочего, а со стороны государства – попытки запретов на них, – тому подтверждение.
А еще можно вспомнить недавнее интервью Дмитрия Пескова, которого спросили, есть ли у главы государства смартфон, и получили ответ: "Насколько я знаю, нет. У него телефона нет". "Вы не забывайте, что иметь смартфон – это такой добровольный эксгибиционизм, полная прозрачность. Вы заведомо, беря в руки смартфон, ставите галочку, что я готов выставлять все на всеобщий показ, – отметил пресс- секретарь. – К сожалению, так устроен мир, и нужно отдавать себе в этом отчет. Соответственно, это не должно быть у президента, тем более такой страны, как Россия. И у такого президента, как Путин" (цитирую по https://tass.ru/politika/5933844).
Кстати, даже “в реале” мы с вами не всегда ходим с паспортом и не можем моментально определить личность человека, встретившегося нам по пути. Поэтому, на мой взгляд, надо сузить вопрос и постараться понять, какую цель преследуем. И тогда можно будет дискутировать более конкретно и двигаться в сторону нужного решения более четко. Сейчас же мы скорее затрагиваем философскую сторону вопроса.