Лица, компании, тренды, технологии: чем запомнился 2018
Анна Заварзина, 29/12/18
Закончился 2018 год – год чемпионата мира по футболу в России, начала внедрения 5G, противостояния Роскомнадзора и мессенджера Тelegram, дальнейшей консолидации и укрупнения медиакомпаний, развития ОТТ-платформ, начала окончания перехода на цифру и перетекания рекламных денег в Интернет. Окончательные итоги года, выводы и прогнозы на 2019 год можно будет подводить ближе к февралю, а сейчас хотим напомнить о некоторых трендах этого года.
Александр Широких
Генеральный директор НАТ и выставки NATEXPO
- Технология года– технология сплайсинга (РТРС, ВГТРК).
- Продукт года– сериал “Домашний арест” в OTT-сервисе ТНТ-Премьер.
- Событие года– ЧМ по футболу.
- Тренд года– переход на Video-over-IP (два федеральных канала запустили новые комплексы – НТВ и СТС Медиа).
- Персона года– Андрей Друккер, технический директор НТВ.
- Законопроект/законодательная инициатива года– график отключения аналога; либерализация рекламы пива.
- Назначение года– возвращение Романа Петренко на ТНТ.
- Компания года– Первый канал за 4К трансляции ЧМ по футболу во всех средах.
- Провал года– технология VR на ТВ.
Григорий Лавров
Генеральный директор компании “Медиа Альянс”
- Технология года
Для “Медиа Альянс” технологией года однозначно стало 4K/UltraHD– мы запустили первый в нашем портфолио UltraHDканал (Eurosport4K) и рассчитываем, что это только начало. Мы видим заметный спрос на контент в UltraHD, и не только на спортивный. Мы инвестируем в эту технологию и верим, что эти инвестиции себя оправдают. - Продукт года
Думаю, не буду оригинален, если назову продуктом года Алису Яндекса. Голосовые помощники пользуются все большей популярностью во всем мире, ставя перед нами новые задачи, -как технологические, так и этические. Будет очень интересно наблюдать, как это все “приземлится” в России. - Событие года
Как для индустрии, так и для страны событием 2018 года, о котором мы будем помнить еще долго, однозначно стал чемпионат мира по футболу. Возможность принимать у себя столь значимые турниры выпадает не так часто, и чемпионат показал, насколько высок сегодня в России интерес к спортивному вещанию. - Тренд года
Disney покупаетFox, AT&T покупаетTime Warner, Discovery покупаетScripps… Все это можно описать одним словом – консолидация. Она и есть главный медийный тренд уходящего года. - Законопроект года
Это не столько законопроект, сколько индустриальная инициатива. Я имею в виду антипиратский меморандум, который подписали крупнейшие вещатели и интернет-компании России. Можно продолжать обсуждать, насколько эта мера будет эффективной, как именно она будет работать и так далее, но сам факт такого сплочения рядов, на мой взгляд, говорит о многом. Показательно, что посредником выступил регулирующий орган в лице Роскомнадзора, что говорит и о внимании со стороны государства. - Назначение года
Для меня это назначение Дениса Горшкова генеральным директором проекта MoreTV– одно из самых многообещающих назначений в 2018-м. - Компания года
Создание совместного предприятия с “Ростелекомом”, анонс “русского Hulu”MoreTV, вхождение в кинопроизводство, а под конец года еще и анонс о приобретении всех 100% “СТС Медиа” – мне кажется, уже этого достаточно, чтобы объявить компанией года Национальную Медиа Группу. - Провал года
Не хочу обижать никого из моих соотечественников, поэтому назову провалом года принятие закона GDPRв Европе: шума много, польза неочевидна, явных изменений никаких, а бюрократических препятствий масса.
Анатолий Зубашев
Директор ООО “Теком”
- Технология года
HbbTV. Реально что-то новое, что появилось “из ниоткуда” на существующих телевизорах. Зрителю теперь не нужно куда-то звонить, чтобы принять участие в интерактивном голосовании, легко можно получить дополнительную информацию о вещаемом контенте. Уверен, это полезно и для вещателя: можно и нужно получить данные о телесмотрении. Теперь, как всегда, главное – не переборщить. - Продукт года
Приставки DVB-T2 (STB). Хотя, возможно, это станет продуктом следующего года, с которым в ближайшее время познакомятся многие граждане нашей страны; цитируя множество статей по эфирной цифре, “даже в самых удаленных уголках нашей родины”. - Событие года
Чемпионат мира по футболу – 2018. Конечно, применительно к телерадиовещательной отрасли. Здесь без вариантов! Если конкретизировать, то вполне удавшаяся “проба пера” с вещанием 4K федеральных каналов. - Тренд года
Переход на цифру в эфире и расширение аудитории онлайн-кинотеатров. Укажу здесь два тренда. Пользуюсь дома эфирной цифрой, OTT и онлайн-кинотеатрами на SmartTV. И не испытываю потребности в чем-то еще. - Персона года
Алексей Волин. Заместителю министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций приходится держать ответ за все, что сейчас происходит с аналогом. Наверное, это самая упоминаемая фамилия последних месяцев в отраслевых изданиях. - Законопроект/законодательная инициатива года
Увеличение рекламного времени на телеканалах. Что интересно: кто-то воспользовался, кто-то нет. - Увольнение/назначение года
Увольнение. Для меня это увольнение Алексея Фролова (бывший технический директор СТС Медиа). - Назначение. Константин Носков – министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Как обычно, многие тренды в отрасли будут задаваться с подачи нового министра/министерства.
- Компания года
Первый канал. Началось все с уходящего 2017 года и решения Первого канала о трансляции поздравления президента РФ во всех часовых поясах. И, конечно же, применение уже упомянутых технологий HbbTV и 4K. - Провал года
Региональные каналы остаются в эфирном аналоге. При том, что мы на всех парах переходим в цифру везде, где можно, пробуем 4K и другие прелести цифровизации, диалога с региональными каналами (и не только, возьмем тот же “Че”, “Дисней” или “ТНТ4”) пока не получается. Текущая позиция регулятора – “поживем (и посмотрим на второй мультиплекс) и увидим…”
Андрей Гайнулин
Директор ООО “Кьюлиджент.ру”
К фантастической подборке Анатолия Зубашева мне прямо нечего добавить.
Я бы только разве что отметил: пункт “Тренд года” – это мировой тренд. Всю неделю в США на конференции SMPTEобсуждали бурный рост в течение 2018 года продаж… эфирных антенн вместе со SmartTV, а Amazonвообще представил свою коробочку с встроенной цифровой антенной приема эфирного ТВ.
Так люди получают возможность совмещать бесплатный прием основных новостных и развлекательных каналов и за минимальные деньги покупать подписку интересных именно им нишевых каналов.
В общем рост смотрения эфира в мире сдвинулся в сторону увеличения в развитых странах, буквально за полгода вырос с 16 до 22%. Думаю, что скоро это ждет и нас в России, как минимум в крупных городах. Зачем нужно кабельное, если телевизор и так подключен к 20 эфирным каналам и Интернету? И, надеюсь, именно это ускорит переход эфирной цифры на HD.
Что касается технологии года и при этом одновременно провала года, то я бы еще отметил для мировой отрасли запуск 8К в Японии. Гора родила мышь.
Под занавес года отмечу также то, что было очень заметно, ярко, красиво.
2018-й был очень интересным годом. Все готовились к самому большому телевизионному спортивному событию – чемпионату мира по футболу. Нельзя не отметить коллег с Первого канала, Матч ТВ, которые организовали, запустили. Особенно приятно, что мы для своих граждан транслировали игры чемпионата в 4К, что-то – в 4КHDR, использовали самый передовой звук Dolby Atmos и т.д. Это выдающееся достижение, и во всем мире признают: то, что мы сделали на ЧМ, было выполнено на высочайшем уровне.
Есть еще события, ставшие знаковыми для нашей индустрии. Если говорить о производстве, мне ближе СТС Медиа, потому что частью их решения является решение моей компании. СТС и НТВ первые в России и одни из первых в мире запустили полностью виртуализированные комплексы ТВ-производства, это очень серьезный прорыв, очень передовой, мало где это есть. Если уж не впереди планеты всей, то как минимум впереди Европы и части Америки.
Если говорить о проектах, больше связанных с распространением, очень понравилось то, что Ростелеком сделал со своей новой платформой, которую назвали Wink. В мире это называют UX (User Experience), – удобство навигации. Netflix говорит: в среднем на то, чтобы найти, что посмотреть, пользователь не Netflix тратит до 19 минут. Это так много, что уходит весь запал, с которым ты был готов смотреть. Конечно, никто не совершенен, но то, что Ростелекомом проделана очень серьезная работа именно в самой главной для абонента части – удобстве использования новых технологических подходов – было круто.
И еще одну штуку хочу отметить: вдыхание жизни, добавление интерактивности в казалось бы застывшее в граните традиционное линейное ТВ. Не знаю уж, кому спасибо сказать, это целый комплекс: и оператор (РТРС) хорошо подготовился, и коллеги из каналов. Это HbbTV, то есть добавление интерактивности в смарт-телевизор, то, что есть в проектах Первого канала “Голос”, “Давай поженимся”, “Кто хочет стать миллионером”, та самая красная кнопка для голосования. И совсем недавно, в середине ноября, в Берлине Первый канал именно за это получил международную премию ассоциации HbbTV. Особенно приятно, что за этой технологией стоят наши ребята: технологическая платформа, которая для этого используется, – русский старт