Антон Стуликов: Я всегда за локализацию контента
Антон Стуликов, 07/12/18
Совместно с компанией “Мастер решений” мы начинаем серию материалов о проблемах регионального телевидения. Первым интервью Broadasting дал Антон Стуликов, генеральный директор телекомпании ОАО “ОблТВ” (далее – ОТВ), Екатеринбург
– Считаете ли вы ваш канал коммерчески успешным? Может ли региональный телеканал быть успешным без поддержки местной администрации?
– ОТВ на сегодня не имеет постоянной и гарантированной финансовой подпитки от, как вы говорите, местной администрации. Отношения с властью строятся строго в рамках действующего законодательства. Да, мы исполняем определенный объем госконтрактов. Но получаем их на общих основаниях в ходе торгов.
– Помог ли вам закон о 21-й кнопке?
– Закон не подарил 2-ю кнопку именно ОТВ. Мы отстояли это право в ходе конкурса, для этого привели канал в соответствие со всеми требованиями. Это потребовало усилий, затрат, короче говоря, была проделана огромная работа. Конечно, статус обязательного регионального телеканала нам помог с вещанием в кабеле. Бесплатно присутствовать в кабельных сетях сразу за федералами – это огромный ресурс, что очень быстро стало отражаться на финансовом результате.
– Как вы используете digital-инструменты для продвижения телеканала? Для обратной связи с абонентом? Что вам дают социальные сети и YouTube?
– Digital – это в первую очередь выход напрямую к той аудитории, которая как бы отрицает телевизор. Почему “как бы” – потому что смотрит продукты, произведенные на ТВ, но через другие транспорты. Мой любимый пример – “Игра престолов”. Многие смотрят его с ноутбука. Но произведен-то он одной их крупнейших телекомпаний США – HBO. То есть телевидение люди смотрят, сами того не осознавая. Просто в Сети.
Более того, каждый сетевой инструмент обращается к своему сегменту аудитории. В целом сетевая аудитория ОТВ более молодая и мобильная, нежели эфирная. Социальные сети – это своеобразная “витрина” нашей новостной повестки плюс промоинструмент, который повышает охват наших новостей. YouTube– наша самая многолюдная база подписчиков, плюс она стабильно монетизируется за счет рекламы.
– Изучали ли вы аудиторию вашего телеканала? Каков основной срез аудитории?
– Об успешности наших телепроектов мы судим в том числе по выкладкам телеизмерений Mediascope и MediaHills. Анализом данных еженедельно занимается штатный маркетолог, и это важно для нас. Однако мы постоянно делаем “поправку на Екатеринбург”, в отношении города телеизмерения более-менее корректны. Но Свердловское ОТВ – это вещание на большой регион, включая отдаленные территории, до которых телеизмерители не добрались и вряд ли доберутся. Поэтому аудиторию канала мы изучаем дополнительно, там, где нет федеральных измерителей. Последнее исследование заказали в 2017 году у ВЦИОМ: 75% жителей Свердловской области являются зрителями телеканала ОТВ, 73% из них смотрят канал достаточно регулярно. Основной способ получения сигнала – кабельное ТВ (53% опрошенных), однако в селах, что объяснимо, ОТВ смотрят через спутник (56%) . Аудитория телеканала имеет небольшой сдвиг в пользу женщин, возрастная группа 45+.
Молодого зрителя ОТВ собирает в Интернете. Каждая соцсеть соответствует своим возрастным стереотипам: ВКонтакте нас читает молодежь плюс люди, близкие к среднему возрасту, Фейсбук – средний возраст, “Одноклассники” – более возрастная аудитория. Размытая картина в “Твиттере” и на YouTube. При этом ядро аудитории сайта www.obltv.ru – 25–45 лет, что отличается в меньшую сторону от возраста эфирной аудитории.
Официальный визит Кубка Чемпионата мира по футболу FIFA в студию вечернего информационного шоу ОТВ “События. Итоги дня”
– Как удается выживать без сетевого партнера и формировать самостоятельную сетку вещания?
– Достаточно большой рекламный рынок Екатеринбурга и активные продажи всех рекламных возможностей канала, интернет-ресурсов позволяют формировать самостоятельную сетку канала.
В Екатеринбурге производится много видеоконтента, и по-прежнему его заказчики хотят видеть свои фильмы, ролики, программы не только на YouTube, но и в телевизоре. Это дает ОТВ пул размещаемых программ чужого производства. По общей практике, приносимая программа может быть как субъектом покупки телеканалом, так и объектом продажи эфирного времени. Все зависит от содержания, объема рекламы внутри и многих других факторов.
У нас большой собственный продакшн, вечернее информационное шоу – два часа прямого эфира, семь оригинальных выходов информационной программы “События”, порядка 10 тематических программ.
В хорошем смысле вывозит спорт, на данный момент Свердловское ОТВ транслирует игры КХЛ , так же мы регулярно показываем баскетбол, волейбол, настольный теннис.
– Какой процент контента собственного производства может позволить себе ваш телеканал?
– Около 40% вещания занимают программы собственного и местного производства. Остальное – закупной контент.
– Вам удается зарабатывать за счет рекламы?
– После общего падения рекламного рынка в 2015 году начиная с 2016 года нам удается ежегодно увеличивать доход от коммерческой деятельности. В 2016 году рост составил 4%, в 2017-м – 10%, в 2018 году, по прогнозу, прирост коммерческой выручки также должен составить 10%.
Структура продаж меняется. Растут самые простые рекламные продукты – бегущая строка и спонсорство прогноза погоды. Немодно и не ново, но, по исследованиям наших рекламодателей, “бегучка” и погода – самые эффективные. Есть и субъективный фактор. Рекламному агентству (посреднику) или самому рекламодателю удобнее один раз согласовать текст в “бегучку” или спонсорский проговор в “Погоде” – и все. При заказе имиджевого фильма организатору акций потребуются время и силы для совместной работы с телекомпанией. Напрягаться хотят не все.
Конечно, есть база партнеров, с которыми мы постоянно делаем и циклы программ, и спецпроекты, и телетрансляции (а в связке “многокамерная съемка + телеэфир” ОТВ остается монополистом в регионе). Это дорогое удовольствие, причем удовольствием оно является далеко не для всех. Согласование техзаданий может продолжаться в разы дольше, чем сама работа над телепроектом. Но в итоге остаемся довольны и мы, и заказчик.
– Если внезапно вы лишитесь эфирного вещания, сможете ли выжить только в кабельных сетях и Интернете? Возможно ли это сегодня?
– Безусловно, выживем. Аудитория ОТВ в эфире и в Интернете (сайт плюс соцсети) сопоставима. Как я уже сказал, по данным ВЦИОМ, 53% телезрителей Свердловской области смотрят телевидение в кабельных сетях. В Екатеринбурге это цифра достигает 82%. А ведь это платежеспособная аудитория, то есть востребованная рекламодателем. Плюс интернет-транспорты: ОТТ и прочее. Сколько остается на эфир? А он ведь еще делится на аналоговый и цифровой. То есть при (глубоко теоретически) отключении эфира (что неправда) мы ничего не потеряем.
Мы не планируем прекращать эфирное аналоговое вещание в ближайшее время. Но осваиваем новые среды: кроме аналогового вещания и всех кабельных операторов Свердловской области, это два оператора спутникового телевидения.
– Расскажите о новом канале ОТВ24.
– Для вещания в Интернете создан отдельный телеканал ОТВ24. За полгода существования он показал неплохие цифры. Так, за август – сентябрь в Яндекс.ТВ доля ОТВ24 составляла 58% среди региональных телеканалов.
ОТВ24 – это только собственный контент, вещает без геокодирования на территории России (а покупной контент мы приобретаем с правом вещания только в Свердловской области). Наполнение канала – лучшие информационные программы телеканала ОТВ. Основная цель нового инфоканала – в любое время и в любой точке планеты зритель может узнать о главных новостях и событиях Среднего Урала.
9 мая 2018 года во время телемарафона “От парада до салюта” мы имели долю в 3% от аудитории ОТТ Яндекс.ТВ. Это был пик прямоэфирного контента. В сентябре в Яндекс.ТВ мы имеем стабильную аудиторию в 570 тыс. и не планируем на этом останавливаться. Сегодня мы ведем переговоры практически со всеми ОТТ-операторами России.
– Есть ли проблема перетекания кадров на федеральные телеканалы? Как вообще обстоит проблема с кадрами сегодня на региональном ТВ?
– Переход журналиста ОТВ на федеральный канал – отличный пиар. А пиар не может быть проблемой. Дефицита кадров у нас нет, но практически каждого нового сотрудника приходится доучивать или переучивать. Это отнимает силы и время, но это данность: выпускники профильных вузов не готовы к работе. Это касается как журналистов, так и всех остальных – ИТ, инженеров, операторов, режиссеров.
– В 2012 году вы запустили новый ТТК. Как происходил выбор подрядчика? Какие основные задачи ставились?
– Мы компания с госучастием, по закону мы не могли выбрать подрядчика исходя из своих личных предпочтений. Техзадание на перевооружение составили максимально точно и полно. Закладывали работу в HDTV, полную интеграцию всех производственных процессов, автоматическую архивацию в формате высокой четкости, возможность развития digital. Даже перед собственно процедурой конкурса провели общественные слушания с участием основных интеграторов ТВ-оборудования в России, куда были приглашены журналисты, общественные деятели и т.д.
– Как часто необходимо проводить технические переоснащения? И как часто удается это делать?
– Мы работаем на комплексе, поставленном более пяти лет назад, и у него еще есть резерв для – развития и “докуртки”. “Докручиваем” постоянно. Интегрировали в студийное пространство видеостену, добавили возможностей по вещанию в Интернете, совершенствуем внутреннюю сеть.
– Расскажите про HD-вещание. Это будет отдельная версия телеканала или SD-вещания не останется? Как будет формироваться сетка канала? Производиться съемки?
– Переход на HDTVу нас прошел в феврале этого года. С 2013 года все съемки вели и архивировали в формате высокой четкости. Отрисовали заново всю эфирную графику. Хотел бы сказать, что перешли на HDгладко, но это не так. Проблемы увидели дома в телевизоре. То черные поля по бокам, то эфирные метки не там, где их задумывали. Зритель, конечно, не заметил, но мы-то заметили. Примерно неделя была очень нервной. Оперативки проводили прямо в эфирной аппаратной. Знаю, что по сравнению с некоторыми коллегами из других телекомпаний мы легко отделались.
Отдельная история с кабельными операторами. ОТВ – это 21-я кнопка Свердловской области. Кабельщики показывают нас бесплатно, но не все захотели бесплатно показывать нас в HDTV. С операторами связи потребовалась дополнительная работа. Она ведется. Кто-то перешел, кого-то дожимаем, а кто-то просто не имеет технической возможности показывать HD(вот им точно надо техперевооружаться). По Свердловской области порядка 60 кабельных оператора. Это около 1,4 млн зрителей, сосредоточенных в крупных городах. Муниципалитеты и сельское население смотрит спутник.
– Учитывая возрастающий спрос на 4К-телеканалы, может, имеет смысл переходить сразу на 4К?
– Если бы мы строили комплекс сегодня, конечно, заложили бы возможность вещания в 4К и HRD. Но я бы поспорил с тем, что есть большой спрос на 4К. Та же доставка до абонента еще не готова в полной мере. Есть отдельные пилоты, не больше. Да и вы не уведите разницы между HDи 4К. Глаз не так устроен.
– Не считаете ли вы атавизмом само понятие “региональное ТВ”? Если канал интересен, он может быть интересен всей стране?
– ОТВ24 вещает в Интернете на всю Россию, но рассказывает о событиях Свердловской области. С точки зрения охвата вещанием канал общероссийский, с точки зрения контента – региональный. Думаю, Россия очень большая и разная для того, чтобы в ней оказались не востребованы региональные телеканалы. Федералы вещают на разные часовые пояса, подстраиваясь под ритмы регионов, адаптируя свои эфирные сетки. Что это как не потребность в региональном ТВ? Есть субъекты Федерации, где нужно вещание на нескольких языках (в Удмуртии – на четырех, например). Свердловское ОТВ вещает на русском, но в регионе проживают представители 162 этносов, у нас есть опыт размещения программы на татарском с субтитрированием. Пойдут ли на это федеральные каналы? Навряд ли. Погода на севере Свердловской области и на юге может отличаться на 15 градусов, что людям даст прогноз федерального канала с ориентиром “Екатеринбург”? Сегодня ОТВ интегрировано в общую систему оповещения МЧС по Свердловской области. Я уже не говорю про местную информационную повестку, которая никуда не денется.
И я всегда за локализацию контента. Мы очень активно работаем с муниципальными телекомпаниями Свердловской области. Устойчивые отношения у нас с 14 партнерами – телекомпаниями городов и районов. И знаете, новостям про то, что корова бабы Маши съела капусту деды Васи или про чемпионат по косьбе в Артях (это отдаленная от Екатеринбурга территория), зрители в тех же Артях верят гораздо больше, чем очередному разводу Пугачевой и Галкина.