Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Дмитрий Кондауров: Независимая радиостанция может выжить без крупных холдингов. Если очень захочет

Дмитрий Кондауров: Независимая радиостанция может выжить без крупных холдингов. Если очень захочет


04.04.2008

Дмитрий Кондауров Независимая радиостанция может выжить без крупных холдингов. Если очень захочет

Seven Skies -  необычный проект сразу в нескольких смыслах.

Во-первых, он интернационален. Над ним работают специалисты со всего мира, но официально главный офис - и своеобразный виртуальный,- в Магнитогорске.

Во-вторых, формат радиостанции - ACM (Album-oriented contemporary music),- в России почти неизвестен. Своей аудиторией они видят тех, кто раньше радио и не слушал, потому что оно не могло удовлетворить их потребностей - эдакие музыкальные полиглоты, прогрессивные, искренние, неравнодушные. И это далеко не только молодежь.

В эфире SevenSkies вы не услышите новостей, ди-джеев, гороскопов, приветов и поздравлений - они крутят только музыку. Музыку разных стилей и направлений. Они не любят тех, кого обычно продюссеры "продвигают" на других медиа, а стараются давать только новое, интересное и качественное - музыку, которую сложно найти на других "волнах".

Корреспондент сайта Broadcasting.Ru попытался выяснить у генерального директора Seven Skies Дмитрия Кондаурова, как живется в современных условиях такой необычной радиостанции. 

– Дмитрий, расскажите нашим читателям о вашем бизнесе

 – Хотелось бы сразу же скорректировать наш разговор и оговориться, что проект Seven Skies c трудом можно назвать бизнес-проектом. Это объясняется тем, что заглавной целью любого коммерческого проекта является  извлечение максимальной прибыли. В нашем же случае финансовый доход является лишь результатом деятельности и ни в коей мере не служит основной мотивацией к формированию продукта. Это наша принципиальная позиция, и она, безусловно, сказывается на деятельности нашего предприятия.  С одной стороны, эта позиция позволяет нам генерировать  и внедрять неоднозначные результативные решения,  выходящие за рамки стандартов и логики бизнеса; с другой стороны - создает ряд трудностей, так как достаточно сложно сконструировать иную жизнеспособную организационную модель, не меняя общепринятых правил игры.

Формирование благоприятной атмосферы  для развития и продвижения неподдельного творчества внутри продукта и за его пределами является основной целью нашего проекта.  International music radiostation Seven Skies – это первый шаг нашей компании к созданию независимой от шоубизнеса музыкальной платформы, которая сможет раскрыть радиослушателю широкую гамму  современной музыкальной культуры, в России до сих пор не популяризированной, а также предоставит музыкальным лейблам уникальную возможность практически беспрепятственно проводить в эфир свою продукцию.      

- Не планируете присоединится к одной из медиагрупп "большой четверки"? При каком условии это было бы реально?

- Ранее подобные предложения поступали… но, увы, не сошлись характерами, а точнее - целями. К сожалению, для большинства людей из тех, с кем мы рассматривали этот вопрос,  медиаресурс – это, прежде всего, бизнес, целью которого является повышение рентабельности и увеличение максимальной зоны охвата, после чего - неизбежная продажа. Для нас же это жизнь, а продавать свою жизнь мы считаем глупостью. Конечно, мы не альтруисты и хотим получать достойную оценку своей работы в финансовом выражении, но при этом нужно четко понимать, что сверхприбыль - это не оценка, а элементарная жадность. В природе, например, ничего не бывает сверх меры. Я думаю, что с подобными убеждениями нам сложно будет слиться с какой-либо крупной медиагруппой. На сегодняшний день нами инициированы переговоры с некоторыми московскими и питерскими холдингами на предмет передачи исключительных прав на ретрансляцию Seven Skies. Пока рано говорить о результатах этих переговоров, так как в столицах не привыкли использовать чужой контент; есть огромное желание его создавать и продавать, а вот покупать - это вопрос.       

 - Может ли сейчас региональная компания выжить, не вливаясь в крупные холдинги?

- Может… если очень захотеть.  Да, существует масса проблем - это и персонал, и нехватка финансирования на этапе становления. Но, наверное, самой главной проблемой является недоступность частотных ресурсов в крупных, платежеспособных городах. Здесь играет роль множество факторов, главный из которых - это система распределения частотных ресурсов в РФ, - думаю, здесь всем все понятно. Вторым фактором, на мой взгляд, является серьезная экспансия столичных СМИ в регионы  на правах собственников. В некоторых городах частотного ресурса, принадлежащего местным вещателям, просто не осталось. И третье - это непонятная система лицензирования в области программных концепций, а, точнее, их переоформления с менее рентабельных программных форм на более успешные. Учитывая совокупность всех вышеизложенных факторов, может показаться, что все карты разложены  не в пользу новообразующихся сетевых и локальных радиостанций,  тем более региональных, но я бы не спешил с выводами. Есть один очень весомый козырь у любой радиостанции, и не имеет значения -   столичный это или региональный вещатель, сетевой проект или локальный, это, собственно, то,  что делает мертвую частоту живой, а рекламный отдел успешным, это - эксклюзивный и актуальный  контент.  Именно в эту сторону с первых дней мы  направили все свои силы… Пока одни занимались скупкой частотного ресурса, мы налаживали взаимодействие с мировой музыкальной индустрией; пока холдинги наращивали физические мышцы в регионах, мы пытались понять нашу аудиторию и жить, как она; пока крупные бренды вытесняли региональных вещателей, мы пытались заглянуть немного вперед и понять принципы взаимодействия производителя контента и вещателя. Для нас все только начинается, нас ждут победы и поражения, но в любом случае  будущее - за контентом. И каждый участник рынка со временем найдет свою принадлежность. Одни будут производить контент, другие продавать, а третьи пытаться наилучшим образом это все организовать и правильно распределить между имеющимися техническими ресурсами.   

– Видите ли вы устойчивой модель бизнеса с одной станцией, или обязательно запускать новые?

– Безусловно, хорошо сделанный продукт может с успехом развиваться в одиночку и тому есть яркий пример - радиостанция "Серебряный Дождь". Кстати сказать, наверное, одна из немногих радиостанций, имеющих яркое  индивидуальное лицо, позицию и ум, за что и заслуживает уважение радиослушателей, а, соответственно, и  рекламодателей. Хотя есть и другие примеры, ведь все в жизни имеет право на существование. Можно запустить и пять и десять проектов, но не получится ли так, что из десяти изготавливаемых одним холдингом форматов успешным окажется только один или два. Понимая, сколько времени, сил и энергии уходит на создание одного продукта, сомневаюсь, что все десять можно создать одинаково успешными. Конечно, можно создать синтетику, но тогда там не будет "изюминки", и проекты быстро себя изживут или будут болтаться вагончиками за одним успешным паровозом. Да и потом: одно дело - создать, и совсем другое - поднять и развить.  Единственным логичным решением я вижу открытие параллельных СМИ, как это сделало  "Русское Радио", открыв телеканал "РУ ТВ". Это как минимум укрепление целевой аудитории, ясность перспективных рекламных продаж на ТВ и возможность донести до телезрителя  ту специфическую ТВ информацию, которую невозможно было показать на радио.

– Планируете вы запускать другие проекты, например в Интернете?

– В будущем, мы представляем Seven Skies как единую информационную площадку, включающую в себя как потоковое радио и телевидение, так и  контент по запросу. Что касается Интернета, то, пожалуй, из всех существующих планов развития проекта это для нас самое значимое направление. Этот продукт, на наш взгляд, должен предоставлять максимум разноплановой информации и услуг, таких как возможности посещения виртуальной выставки или просмотра прямой трансляции концерта любимой группы, приобретение компакт диска или сопутствующих в жизни нашей аудитории материалов и т.д. В настоящее время ведётся разработка сайта радиостанции, где часть этих возможностей уже будут представлены его посетителям.

– Не задумываетесь о дистрибуции в кабельные сети?

–  В течение года мы вели экспериментальное вещание Seven Skies в кабельной сети города Магнитогорска. Трансляция была организована в виде звукового оформления  информационных каналов. Эксперимент оказался результативным; потребителей не смутило использование телевизора в качестве приемника. Это и подтолкнуло нас  к разработке отдельного предложения на ретрансляцию Seven Skies в кабельных сетях. В планах также создание визуального наполнения нашего эфира, что предоставит кабельному оператору возможность использовать свой информационный канал более расширено. Это будет похоже на некий интерактивный видеожурнал  с музыкальным наполнением, где конечный потребитель в реальном времени сможет увидеть имя звучащего исполнителя и его фото, познакомится с экспонатами проходящих или прошедших выставок, получить свежие новости и другую полезную информацию. Этот проект напрямую связан с работой над Интернет-порталом, и мы надеемся,  что в начале следующего года мы презентуем это направление.       

– Как вы продвигаете Seven Skies в  другие регионы, столицы? 

– При разработке основных принципов работы с регионами мы  в первую очередь  учитывали  собственный опыт работы региональным партнером  столичных радиостанций, которым мы являемся уже 13 лет. Нам не составило труда  предугадать желания и потребности  региональных вещателей, и именно поэтому взаимоотношения Seven Skies и региональных вещателей имеют ряд особенностей. К примеру, - мы отказались от общенационального рекламного блока, так как считаем, что эти рекламные деньги должны уходить именно региональным вещателям, а наш доход должен формироваться исключительно от предоставления конкурентоспособного и качественного контента.  В итоге выигрывают все: рекламные  деньги уходят непосредственно вещателям, слушатель не перегружен рекламными блоками, так как в эфире остаются только два местных рекламных блока, а мы не беспокоимся о продаже рекламы, а спокойно занимаемся развитием продукта и получаем необходимые для этого средства.   

– За счет чего окупается ваша деятельность, что является основным источником дохода?  

– Сегодня это дотационный проект, так как только сейчас мы начинаем коммерческую деятельность, то есть заключаем договора на продажу контента.  По нашим расчетам окупаемость проекта сможет произойти не ранее чем через  пять лет, собственно говоря,  к моменту перехода аналогового радиовещания на цифровое. Вследствие появления дополнительных цифровых каналов возрастёт ценность контента и появится потребность в  более четко позиционированных программных решениях, ориентированных не только на возраст, пол потенциального слушателя и его пристрастия, но и на уровень морального и духовного развития.

– Как вы представляете себе вашу аудиторию?

– Мы создаём продукт таким, чтобы он был интересен нам самим. А, значит, среди нашей аудитории нам бы хотелось видеть таких же людей, как мы: увлечённых, целеустремлённых, живущих на благо не только себе, но и окружающему миру. Людей, замечающих прекрасное в мелочах и способных оценить сиюминутность происходящего. Людей, умеющих быть счастливыми и способных быть по-настоящему милосердными. Одним словом – хороших людей (конечно же, любящих хорошую музыку – это по умолчанию :) ). Некоторые люди называют нас сумасшедшими, и даже инопланетянами, но мы воспринимаем это как комплимент. Мы точно знаем, что в современном обществе, таких, как мы, становится всё больше. Мы верим в то, что культуру в России можно поднять на новый уровень. Мы уверены, что честный бизнес даст его владельцу гораздо больше, чем тот, что построен на обмане, ведь кроме финансового, он получает ещё и моральное вознаграждение, - благодарность потребителей.

– Как вам кажется, какой радио-ландшафт мы увидим через пару лет?

– Думаю, серьезных изменений мы не заметим. Проникновение московских холдингов  в регионы будет набирать обороты и затронет не только областные центры, но и маленькие города.  Мы увидим исчезновение одних программных решений и появление новых,  так как явно наблюдается дублирование форматов с одной стороны и  не совсем удачные, с точки зрения их рентабельности, концепции, с другой.

– Как небольшой  радиостанции выжить в жесткой конкурентной среде – ваш рецепт?

– У региональной, не сетевой радиостанции, всегда есть неоспоримое преимущество – это близость радиостанции к слушателю. Умения чувствовать потребности и реагировать на запросы аудитории вполне достаточно, для того чтобы всегда оставаться успешным на локальном рынке СМИ.

www.Broadcasting.Ru
(Редакция благодарит Евгению Фогель за содействие в создании статьи)