Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Контроль качества цифровых киноизображений в структуре студии постпродакшн

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Контроль качества цифровых киноизображений в структуре студии постпродакшн

Развитие технологических процессов кинопроизводства на основе современных цифровых технологий привело к тому, что в 2005 году вышел первый релиз спецификации системы цифровой кинематографии (DCI - Digital Cinema System Specification), а в июне 2008 года были официально приняты новые стандарты SMPTE для цифрового кинематографа (в частности, стандарты D-Cinema Distribution Master (DCDM), D-Cinema Packaging MXF JPEG2000, MXF Track Encryption, Digital Certificate и др.). В настоящее время цифровые стандарты кинопроизводства находят все более широкое применение в мировой практике.

Новые возможности цифровой проекции

Дистрибьюторы кинофильмов стали предпочитать цифровое исполнение копий, так как это позволяет им экономить на изготовлении достаточно дорогих копий на позитивной кинопленке. Цифровая проекция открывает новые возможности качества кинопоказа по сравнению с традиционной технологией: отсутствие тряски изображения по причине неравномерной транспортировки пленки, отсутствие зернистости и дефектов изображения, вызванных наличием пыли и царапин. Цифровая копия может использоваться для показа в кинотеатрах без ухудшения качества, причем несравнимо большее число раз по сравнению с пленкой. К сентябрю 2007 года не менее 400 кинотеатров в США использовали цифровую проекцию, а начиная с 2008 года практически каждый новый кинотеатр в США оборудуется системой цифровой проекции (наряду с традиционной).

Разумеется, бурное развитие цифровых технологий кинопоказа не могло не повлиять на технологическую цепочку производства самого киноконтента. Надо заметить, что возможности цифровой кинопроекции использовались еще до широкого внедрения ее в кинотеатрах в процессе постпроизводства исходного негатива для последующего тиражирования позитивных копий. А качество выполненной работы контролировалось исключительно при помощи технологического кинопроектора со строго регламентируемыми и контролируемыми техническими характеристиками, оснащенного такими специализированными функциями, как регулируемый замедленный просмотр и стоп-кадр. Каждая киностудия имеет у себя просмотровый зал "ОТК", оснащенный таким кинопроектором. Но как быть, когда пленочный негатив и позитив отсутствуют как таковые? В этом случае мы имеем дело только с виртуальной реальностью в виде последовательностей файлов изображений и параметров в виде метаданных, хранимых на дисковых структурах, организованных специальным образом. Задача состоит в их правильной интерпретации и отображении в привычной человеческому глазу форме. Для этого современные студии постпродакшн должны быть оснащены специализированным просмотровым залом для контроля качества цифрового контента, который обладает целым рядом отличий от обычного просмотрового зала для цифровой кинопроекции.

Условия для просмотрового зала

Просмотровый зал для контроля цифровых киноматериалов должен соответствовать современным условиям просмотра изображения с разных носителей информации и иметь возможность воспроизведения всех имеющихся на настоящий момент форматов. Он должен позволять оперативно производить тестовые просмотры как материалов в формате DCI, так и исходных некомпрессированных цифровых изображений напрямую с массива SAN - для выявления возможных искажений, вносимых алгоритмами кодирования и скоростью потока данных при декомпрессии. Кроме того, заказчик должен иметь возможность просмотреть цифровую версию своего материала так, как будто он смотрит классическую позитивную копию. Мультиформатность оборудования просмотрового зала позволяет оперативно контролировать качество изображения при реставрационных работах, сканировании материала с негативных кинопленок с разрешением до 4К, а также в режиме 3D со звуковым сопровождением и не обработанных RAW данных, формируемых камерами RED и D-21, непосредственно с массива централизованного хранения цифрового контента. Кроме того, требуется организовать общий доступ к цифровому контенту всех аппаратно-программных комплексов, задействованных в постпроизводстве. В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 1. приведена сильно упрощенная структурная схема студии постпродакшн с несколькими источниками цифрового контента: цифровые сканеры с разными возможностями: ArriScan, NorthLight, видеорекордеры 4:4:4 HDCAM-SR и 4:2:2 HDCAM.

Для воспроизведения некомпрессированных цифровых материалов применяется сервер воспроизведения DVS Clip-ster, который обеспечивает воспроизведение данных непосредственно с массивов CXFS с разрешением до 4К и возможностью формирования ЗО-изображения. Сервер включает в себя внутренний RAID-массив для оперативного хранения данных и позволяет проводить оперативную коррекцию цветопередачи, а также преобразовывать форматы данных. Воспроизведение осуществляется через интерфейс HD-SDI Dual Link. Реализована возможность загрузки файлов LUT для наложения различных цветовых профилей. Сервер оснащен аппаратным ускорителем для воспроизведения некомрпрессированных файлов RED R3D, конвертации файлов из различных цветовых пространств, а также кодирования AES и MXF. Кроме всего вышеперечисленного (при установке соответствующего программного обеспечения) Clipster позволяет производить перекодирование исходных данных в формат DCI JPEG2000 и, тем самым, оперативно получать просмотровую копию из исправленных материалов.


Для обеспечения воспроизведения компрессированных данных стандарта DCI JPEG2000 используется новейший воспроизводящий сервер Dolby DSS-200 со встроенной опцией демонстрации 3D-контента, при использовании очков. Проекция на экран осуществляется с помощью цифрового проектора Вагсо DP-2000 со встроенным блоком формирования ЗО-изображения по лицензии Dolby и возможностью загрузки внешних LUT. Для коммутации сигналов, выводимых на проектор с различных источников, применяются коммутаторы HD-SDI и AES EBU сигналов 6x1. Контроль многоканального звукового сопровождения производится декодером Dolby СР750, реализующим систему окружающего звука по стандарту Dolby 7.1. Сканированные с кинопленки и захваченные с видеоносителей киноматериалы не могут использоваться напрямую для производства цифровых кинокопий без предварительного монтажа и цветокоррекции.

Обработка материалов любых форматов

Для загрузки, подготовки и сборки данных высокого разрешения вплоть до 4К используется программно-аппаратный комплекс Autodesk Smoke 2010, который способен обрабатывать материалы практически любых форматов, получаемых после сканирования или непосредственно путем захвата изображения с видеомагнитофонов HDCAM и HDCAM-SR. Комплекс Smoke включает в себя лицензию программного обеспечения, рабочую станцию на платформе Linux в комплекте с монитором и графической картой ввода-вывода. Для визуального контроля применяется прецизионный видеомонитор для постпроизводства Sony BVM-L230 с технологией отображения Trimaster.

Экранная цветокоррекция производится на программно-аппаратном комплексе Autodesk Lustre 2010, способном реализовывать любые творческие запросы при создании цветовой композиции кинокартины. Будучи также клиентом SAN, комплекс Lustre работает непосредственно с материалами на дисковом массиве в реальном масштабе времени с максимально возможным разрешением до 4К. По своей сути комплекс Lustre также является залом с цифровой проекцией, но с возможностями изменения всех параметров цифрового изображения. Сущность использования двух различных залов объясняется необходимостью одновременной работы с различными частями производимой цифровой кинокартины с целью существенного сокращения временных затрат. Таким образом, весь технологический цикл укрупненно можно разбить на несколько основных частей, реализуемых комплексами: сканирование (Scanners ArriScan, NorthLight), захват, монтаж, конформинг и сборка (Autodesk Smoke), экранная цветокоррекция (Autodesk Lustre) и тестовой просмотр для контроля качества (DVS Clip-ster, Dolby DSS-200).

Управление воспроизведением и установка всех необходимых характеристик оборудования в просмотровом зале производится при помощи ноутбука (Control PC) с соответствующим программным обеспечением.

Таким образом, формирование специального комплекса для визуального контроля качества цифровых киноматериалов позволяет киностудии соответствовать современным мировым стандартам технологии кинопроизводства, улучшать технологический цикл за счет оперативного осуществления контроля качества как при традиционном DI, так и при полностью цифровом способе производства, а также экономить время исполнения проектов за счет исключения этапа подготовки материалов для просмотра и, следовательно, привлекать новых заказчиков, внедряющих и использующих новые технологии производства, позволяя обеспечивать наивысшее качество кинопродукции.

Тем не менее конечным критерием качественного уровня произведенных киноматериалов выступает экспертная оценка при сравнительном анализе обрабатываемых данных на различных стадиях их производства. Это является нормальной практикой при оценке уровня любой продукции, получаемой в результате творческого процесса, который не поддается формализации при помощи даже самых сложных аппаратных систем. Такой подход широко распространен как при оценке качества цифровых музыкальных фонограмм, телевизионных изображений с применением алгоритмов сжатия, так и теперь при анализе качества цифровых кинокопий.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2009
Посещений: 15263

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций