Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В чем сила, брат?

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В чем сила, брат?

Андрей Дорофеев
Ведущий консультант
Media Consulting Group,
руководитель проекта “КудаДеньги.ру”

Нешуточные страсти на политической арене принес нам рубеж 2011–2012 годов. По всем каналам коммуникаций развернулась настоящая информационная война между противоборствующими группировками: “сторонниками стабильности” и “несистемной оппозицией”. На улицах тоже неспокойно, стороны бросает то в жар, то в холод: аполитичный человек, выходя из дома, должен тщательно планировать свой маршрут, чтобы не увязнуть где-нибудь по дороге в форс-мажорном заторе, ибо марши, автопробеги, демонстрации и флеш-мобы случаются едва ли не каждую неделю.

Мне всегда было интересно, как происходит момент “внезапного прозрения” у широких народных масс, которые до определенного момента времени вроде бы не были замечены в особой политической активности, да и текущее положение вещей вроде бы не сильно изменилось за последние почти полтора десятка лет. Тем не менее факт налицо, ситуация такова, какова она есть и больше никакова. А стало быть, есть определенная информационная потребность, и тут уж любая медиаплощадка неразвлекательного профиля не может остаться в стороне: или удовлетворяй спрос или оставайся за бортом. Расклад в отечественном информационном пространстве понятен: есть традиционные СМИ, а есть нишевые, Интернет, новое медиа и иже с ними. Не менее понятно, что в лагере “традиционалистов” безраздельно властвуют “сторонники стабильности”, противоборствующая сторона же в качестве ленинского броневичка использует более современные телекабельные, социально-сетевые и электронно-самиздатовские информационные каналы.

Настоящая ситуация действительно уникальна в историческом плане: бурное развитие различных способов доставки информации в XXI веке значительно ускорило и упростило решение важнейших задач по формированию и нужному “форматированию” умов, лояльных тому или иному политику (группе политиков, идее, за которой скрываются заинтересованные лица). Если во времена Владимира Ильича Ульянова (Ленина) требовались значительные усилия (финансовые, организационные и временные) по ведению подпольной борьбы, формированию партячеек на предприятиях, тайному распространению листовок и прокламаций, то теперь все стало гораздо проще. В каком-то смысле можно было бы даже сказать, что теперь балом правят даже не политтехнологи – креативщики, ибо одна из ключевых задач политической борьбы – воздействие на “подвижную” часть электората – очень эффективно решается путем создания правильных образов и слоганов, а уж “вирусное” распространение этого продукта теперь задача чисто техническая.

Как бы то ни было, каждая из сторон этого противостояния в чем-то сильнее (интеллектуально или грубо физически), в чем-то слабее другой. В разрезе поля нашей профессиональной деятельности тревожит другое.

Властителями дум в новой реальности являются журналисты, популярные сетевые блогеры, авторы и многие-многие другие творческие люди. И каждый, безусловно, имеет право на собственную гражданскую позицию. Однако, если персональный блог может содержать любую информацию и выражать любую точку зрения (разумеется, в рамках законодательства и человеческой морали), то прав ли журналист или любой профессиональный автор, “пропихивающий” свою точку зрения на происходящее сегодня? И можно ли, умывая руки, участвовать в любой агитации просто потому, что за это платят деньги?

Если крупный федеральный телеканал выпускает документальный фильм о противниках текущей власти, не выдерживающий никакой критики с точки зрения объективности подачи материала, правильно ли поступают те, кто делает такое “кино” просто потому, что “работа такая, я за это зарплату получаю”?

Но чисты ли и безупречны морально другие, которые высыпают не меньший ворох не всегда проверенной и не всегда объективной информации только для того, чтобы “прийти на смену старым, утомившимся бойцам, мировым зажечь пожаром пролетарские сердца”?

Можно ли действовать любыми доступными способами во имя цели, которую считаешь истинной? И чем тогда одни отличаются от других?

Вижу в рядах оппозиционеров большое количество журналистов и телевизионных деятелей, которые активно агитировали за Бориса Николаевича Ельцина перед выборами 1996 года. Агитировали прямо и грубо, даже от лица персонажей развлекательных телепрограмм. Агитировали потому, что-де боялись победы Зюганова и хотели демократии и продолжения реформ. Потом кто-то из них достаточно активно поддерживал последующего президента. И далее, и далее.

Многие потом изменили точку зрения. И даже открыто в этом признались. Но вот ведь какая штука – они имели возможность воздействовать на умы избирателей, подталкивать их к каким-то решениям, и они этой возможностью воспользовались. И сейчас преимущественно борются с тем, чему они сами способствовали раньше. Достойно ли это настоящего журналиста? Трудно сказать, у каждого свое представление о том, что можно, а чего нельзя.

Я не агитирую за теорию “малых дел”. Я не призываю несогласных опустить руки и кротко терпеть все то, с чем они не согласны. Чего греха таить, я не верю нашей власти и ее официальной пропаганде.

Но я верю в одно.

Нельзя бороться с подлостью подлыми методами, нельзя победить несправедливость обманом и грубость искоренить грубостью.

Лучшее, что может сделать журналист, – это качественно сделать свою работу. Речь идет не о картинке, не о качестве звука, не о количестве опрошенных демонстрантов и не об остроумии в суждениях об идеологическом противнике. Потому что главный капитал журналиста – это когда ему верят, причем верят не соратники, а те, кто “вне схватки”. Широкие массы. Народ. Ведь “сила – в правде”.

Дорогие коллеги! Давайте зарабатывать капитал не на конъюнктуре. Давайте будем “над схваткой”. Объективности и честности нам всем.

И еще.

Давайте радоваться жизни. Побольше позитива, весны и солнца. И да будет мир!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2012
Посещений: 9496

Статьи по теме

  Автор

Андрей Дорофеев

Андрей Дорофеев

Ведущий консультант MEDIA CONSULTING GROUP

Всего статей:  17

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций