Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Основные направления развития спутникового вещания в России

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Основные направления развития спутникового вещания в России

Спутниковое вещание сегодня — это индивидуальный сложившийся сегмент рынка, который, как и многое сейчас, стоит на пороге перемен ввиду появления новых стандартов вещания и перехода на цифру. Каким будет спутниковое вещание и что может произойти в перспективе — обсудили видные представители отрасли на заочном круглом столе

Новый технологический цикл

Юрий Прохоров
Генеральный директор
ФГУП “Космическая связь''

- Какова роль спутникового вещания в программе перехода на цифру?
- С использованием космических аппаратов ГПКС будет решаться задача доставки цифровых пакетов общероссийских программ до региональных передающих центров на всей территории Российской Федерации. Новые спутники, над изготовлением которых сегодня работает наше предприятие, играют инфраструктурную роль не только для цифровизации государственного вещания, но и для дальнейшего развития платных услуг спутникового телевидения, спутниковых цифровых платформ в интересах кабельных операторов, региональных и коммерческих вещательных проектов.

- Какие уже есть конкретные планы развития спутниковой группировки в рамках реализации ФЦП?
- ГПКС активно участвует в реализации ФЦП “Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы", отвечая за создание спутниковой части распределительной сети. В настоящее время ведутся работы по строительству двух космических аппаратов - “Экспресс-АМ5” (140Е) и “Экспресс-АМб" (53Е) со сроком запуска в 2012 году. Спутники по заказу ГПКС создаются ОАО “ИСС им. М.Ф. Решетнева" в кооперации с ФГУП НИИР и канадской компанией MDA. Кроме того, уже в августе этого года планируется вывести на орбиту первый тяжелый российский спутник “Экспресс-АМ4” (80Е), созданный ФГУП “ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" и французской компанией EADS Astrium.

Перспективные спутники создаются на новых мощных космических платформах и оборудованы ретрансляторами С-, Кu-, Ка- и L-диапазонов. Они обеспечат широкие сервисные возможности, в том числе в области развития современных услуг цифрового вещания и широкополосного доступа в Интернет на всей территории Российской Федерации. Значительная часть их ресурса будет задействована для распространения мультиплексов с общероссийскими программами в рамках ФЦП.

- Расскажите о своем общем видении рынка спутникового телевидения?
- Основная тенденция рынка на ближайшие годы - эволюция технологий распространения контента, в первую очередь цифровизация наземного эфирного вещания в рамках соответствующей федеральной целевой программы.

Отдельный важный тренд, который следует отметить, - активное развитие услуг в формате высокой четкости и 3D. Уверен, что этот сегмент рынка будет расти как в спутниковых, так и в наземных вещательных сетях.

Если говорить об общемировых тенденциях, то рынок находится на этапе существенных изменений в связи с переходом в новый технологический цикл - растет эффективность использования частотного ресурса. Переход на MPEG-4 позволяет значительно повысить эффективность традиционных каналов распространения (в существующих спутниковых сетях в 1,6-1,8 раза). Кроме того, цифровизация вещания сопровождается частичным переходом на HDTV, в том числе в сетях IPTV. Интернет становится наиболее распространенным каналом доступа к видеоконтенту.

Отсутствие перспектив развития

Олег Ватулин
Первый заместитель
генерального директора
компании “РуСат"

- Какова роль спутникового вещания в программе перехода на цифру?
- В рамках программы цифровизации вещания в России телетрансляция будет вестись в формате DVB-T. Однако дело в том, что территория нашей страны огромна и стандарт DVB-T можно свободно использовать только в городах-миллионниках. В любом случае этот формат не может существовать отдельно от спутникового и телевизионного вещания, поэтому необходимый контент до станций вещания DVB-T в регионах будет доставляться именно через спутник. А уже непосредственно в каждом отдельно взятом регионе вещание может осуществляться в любом формате - и DVB-T, и DVB-H.

Если объединить DVB-T и спутниковое вещание, то, помимо телетрансляции, в городах-миллионниках в этом же стандарте можно обеспечивать доступ в Интернет. Такой проект уже реализован в Москве и готовится к внедрению в других регионах России.

- Какие уже есть конкретные планы развития спутниковой группировки в рамках реализации ФЦП?
- Спутниковая группировка в рамках реализации ФЦП формируется, но, по нашим прогнозам, это произойдет не раньше 2014-2015 годов. Стоит также отметить, что это будут не спутники для непосредственно телевизионного вещания, как, например, в европейских странах и США, а просто спутники, передающие цифровую информацию, с возможностью использования для передачи ТВ.

- Расскажите о своем общем видении рынка спутникового телевидения.
- На сегодняшний день ситуация такова, что рынка спутникового телевидения в России практически нет ввиду отсутствия достаточного количества спутников. Если не так давно еще можно было как-то действовать, например “РуСат" смог выкупить ресурс на спутнике Intelsat-15 для проекта с оператором спутникового телевидения “Орион-Экспресс”, то сейчас возможностей для работы коммерческих компаний нет. Все запускаемые спутники предназначены исключительно для федеральных программ, и развиваться в ближайшее время будет именно государственное ТВ.

Стоит также отметить, что в России до 2015 года не планируется запуск спутников, созданных специально для передачи телевизионного сигнала. Такие спутники запускает, например, французская компания Eutelsat. Они имеют специфические кодировки и модуляции, а также круговую поляризацию, что позволяет нести определенную нагрузку, связанную с передачей ТВ-сигнала. Запускаемые же в России спутники будут цифровыми, но с возможностью передачи телевизионного сигнала. Подводя итог, можно сказать об отсутствии перспектив развития рынка и появления новых игроков в ближайшее время.

- Какова роль государства как участника данного рынка?
-  На сегодняшнем этапе развития отрасли государство пытается монополизировать данный рынок. Государственные структуры стремятся получить абсолютный контроль над этим направлением, избежав конкуренции со стороны коммерческих организаций. Например, если рассматривать переход на стандарт DVB-T, то мы видим, что был запущен только один мультиплекс. Большое количество коммерческих организаций выступают с предложениями о запуске своих собственных мультиплексов, но контролирующие органы лишают их лицензий и частот. Соответственно проникновение частных компаний на рынок спутникового ТВ сейчас практически невозможно.

- Какие изменения в регулирующем законодательстве необходимо произвести, для того чтобы стимулировать развитие рынка спутникового ТВ?
- На наш взгляд, перед тем как вносить какие-либо изменения в регулирующее законодательство для стимулирования развития рынка спутникового ТВ, нужно создать эти рыночные отношения. Для этого государству необходимо ослабить контроль над отраслью, позволив коммерческим компаниям работать в условиях свободной конкуренции. Какие-то организации будут успешно развиваться, какие-то погибнут в таких условиях, но это естественные законы развития рыночных отношений - выживает сильнейший. Кроме того, в борьбе за лидерство участники рынка будут искать новые возможности работы и технологии, что обеспечит развитие прогресса.

- Какой должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов взаимоотношения основных игроков (вещатели, спутниковые платформы, операторы спутниковой связи, государство, владельцы/операторы самих спутников) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?
- На наш взгляд, взаимоотношения основных игроков рынка в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов должны быть абсолютно прозрачными. Любая коммерческая организация должна иметь возможность получать все необходимые документы так же легко, как и государственная структура. Не должно быть ситуаций, когда одна компания по каким-то причинам имеет больше прав по сравнению с остальными. Если возникают случаи, когда государственная организация берет на себя изначально невыполнимые обязательства, то не только блокируются действия всех коммерческих компаний на рынке, но и останавливается рост спутниковых телекоммуникаций в России. Таким способом развивать рынок невозможно.

Качественное спутниковое телевидение

Николай Орлов
Региональный директор
компании Eutelsat

-  Скажите, пожалуйста, какова, на ваш взгляд, роль спутникового вещания в программе перехода России на цифру?
- Спутник является сегодня основным поставщиком ТВ-контента для наземных сетей (ADSL, кабельные и др.). В Европе спутники используются и для распространения сигналов мультиплексов для цифрового эфирного ТВ-вещания. Они также обеспечивают непосредственный прием в зонах, где организация наземного эфирного вещания является технически сложной и экономически нецелесообразной. Например, в горных или отдаленных районах.

- Есть ли уже конкретные планы развития спутниковой группировки в рамках реализации ФЦП?
- Да, например, в планах развития спутниковой группировки нашего партнера ФГУП “Космическая связь" предусмотрена соответствующая спутниковая емкость для передачи сигналов мультиплексов для наземного цифрового вещания. Учитывая географические особенности России, спутник является для этого самым оптимальным средством.

- Не могли бы вы рассказать о своем видении рынка спутникового телевидения в целом?
- Начиная с 90-х годов прошлого столетия рынок спутникового телевидения развивается очень активно. Если в западных странах рынок уже поделен между основными игроками и развитие идет в сторону применения новых современных технологий (цифровое вещание, HDTV, 3DTV), то в Восточной Европе и странах СНГ мы констатируем бурный рост числа ТВ-каналов и запуск новых ТВ-платформ. Сегодня в России есть все предпосылки для развития качественного спутникового телевидения: прежде всего, это устаревшая наземная инфраструктура, и, как следствие, связанный с этим небольшой выбор ТВ-каналов, и большая территория вещания. Например, такой крупный оператор российского спутникового телевидения, как “Триколор ТВ”, каждый месяц продает около 150 тыс. комплектов приемного оборудования.

- Каким, по-вашему, будет количество основных игроков?
- Количество игроков определит рынок. Здесь выживают сильнейшие.

- Как вы считаете, какие варианты бизнес-моделей и стратегий развития спутникового телевидения станут приоритетными в следующие 3, 5, 10 лет?
- В области спутникового телевидения получили распространение две основные бизнес-модели, ориентированные на разные слои потребителей: бюджетная, когда основные доходы получают от продажи оборудования (например, “Триколор ТВ"), и премиальная, ориентированная на передовой, эксклюзивный контент и новейшие технологии передачи, за которые платит абонент (например, “НТВ-Плюс"). В ближайшие годы, думаю, будут активно развиваться обе эти модели.

- А какова роль государства как участника данного рынка?
- Если говорить о непосредственном спутниковом вещании, то государство должно обеспечивать его регулирование, не принимая активного участия в самих проектах. Однако в национальных проектах, таких как переход на цифровое наземное вещание, государство играет основную роль. Обеспечение повсеместного доступа всего населения страны к федеральным ТВ-каналам - его непосредственная задача, и ее невозможно решить без финансового и организационного участия государства.

- Как вы думаете, какие необходимые изменения в регулирующем законодательстве нужно произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?
- Сегодня развитие рынка спутникового телевидения, как, впрочем, и любого другого, тормозится необходимостью получения нескольких лицензий. Но хочу заметить, что ситуация здесь не стоит на месте. В частности, Национальная ассоциация телерадиовещателей активно работает с государственными органами над упрощением этих процедур.

- А какой, на ваш взгляд, должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая взаимоотношения основных игроков (идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?
- Думаю, что идеальных схем не существует ни в одной стране мира. Главное, чтобы эти схемы позволяли вещателям и операторам без лишних проблем реализовывать свои проекты. От этого в конечном счете выиграют все.

Новая экосистема

Вячеслав Исакович
Генеральный директор
New Media Legend

- Какова роль спутникового вещания в программе перехода на цифру?
- Специфика России, особенно восточной ее части - огромные пространства с малой плотностью населения. Строить и обслуживать наземные вышки с передатчиками DVB-T в малонаселенных районах страны категорически нерационально с точки зрения расходов государства.

Правильным было бы следующее сочетание способов доставки цифрового сигнала:

  • на территориях с высокой плотностью населения - наземные вышки + коммерческие спутниковые DTH-платформы, выполняющие дополнительную роль резервирования;
  • на территориях с низкой плотностью населения - государственная спутниковая DTH-платформа + вкрапления наземного эфирного вещания с вышек (для населенных пунктов с плотностью населения не меньшей, чем п чел/кв. км).

Естественно, должна остаться такая роль спутниковой связи, как организация магистральных каналов для распределения сигнала по телевизионным станциям.

- Как вы считаете, какие существуют варианты бизнес-моделей и стратегий на следующие 3, 5 и 10 лет?
- Для сегмента, ориентированного на платежеспособный спрос, будут значимы две тенденции:

  • во-первых, будет происходить простое увеличение функциональности ресиверов (прежде всего проникновение PVR, а также рост количества функций, основанных на обратной связи);
  • во-вторых, на базе гибридных ресиверов будет развиваться и в итоге появится принципиально новая экосистема, которая будет учитывать возможности и потребности всех заинтересованных сторон: конечных пользователей, вещателей, операторов гибридных сетей, рекламодателей, интернет-провайдеров, сервис-разработчиков и сервис-провайдеров, производителей абонентского оборудования.

Развитие этой экосистемы приведет к появлению новых для телевидения бизнес-моделей, часть из которых будет похожа на те, которые уже сегодня работают в экосистеме смартфонов. Другая часть, вероятно, будет принципиально новой. Если развитие этой экосистемы пойдет в правильном направлении, то в ней будет удобно работать всем перечисленным выше стейкхолдерам. Сегмент спутникового ТВ, рассчитанный на массового потребителя, останется приблизительно в том же виде, в котором существует и сегодня.

С точки зрения контента будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов. ЗD-телевидение в течение ближайших 5 лет вряд ли выйдет за пределы имиджевого инструмента для операторов и производителей телевизоров. Если говорить о рынке спутниковых операторов, то думаю, что через 5 лет будет приблизительно такое же количество игроков, как и сейчас, то есть около пяти.

- Какова роль государства как участника данного рынка?
- Если вопрос о том, какой должна быть роль государства, то государству необходимо:

  • определить для себя стратегически важные области деятельности, которые не под силу поднять бизнесу. Прежде всего, это магистральные системы связи и распределения сигнала - как наземные, так и спутниковые. То есть проектирование, строительство и запуск на орбиту новых спутников для обеспечения минимальной конфигурации сетей - это дело государства. Все остальное - отдать бизнесу. Целью должен быть бурный рост спутниковой инфраструктуры и следующий за ним бурный рост бизнеса, развивающегося на ее базе;
  • радикально упростить все бюрократические регулирующие механизмы, в первую очередь лицензионно-разрешительные. При этом проще не модифицировать существующие на сегодняшний день, а разработать заново. Тут нужны лишь политическая воля того, кто хочет навести порядок в этой сфере, и совсем небольшая группа профессионалов;
  • взаимодействовать с Международным союзом электросвязи касательно координации частотно-орбитальных присвоений и т.п.

Навскидку - это все.

- Какие изменения в регулирующем законодательстве необходимо произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?
- Изменение лицензионно-разрешительной системы в сторону ее радикального упрощения, прозрачности и удобства. Прежде всего - для массовых категорий игроков рынка (телерадиоканалов и кабельных/IРТУ-операторов), затем - для операторов связи.

- Какой должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов взаимоотношения основных игроков (вещатели, спутниковые платформы, операторы спутниковой связи, государство, владельцы/операторы самих спутников) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?
- Прямо ответить на этот вопрос несколькими фразами вряд ли возможно. Могу лишь прокомментировать ситуацию. Во-первых, давайте посмотрим, как сложился существующий сегодня лицензионно-разрешительный порядок. Старые нормы, появившиеся в эпоху аналогового телевидения, никогда в комплексе не перерабатывались. Видоизменялись лишь отдельные фрагменты. Все это накладывалось “слоями", новые фрагменты не соответствовали старым, да и не могли соответствовать, потому что поменялись сами сущности, объекты регулирования. Естественно, ничего хорошего из такого подхода не могло получиться.

Чтобы привести ситуацию в цивилизованный вид, последовательность действий, на мой взгляд, должна быть примерно следующей:

  • описываются в виде простейших диаграмм типовые бизнес-модели, уже работающие или которые могли бы работать, если бы не было противоречий с действующими лицензионно-разрешительными правилами;
  • эти модели проверяются на соответствие духу (а не букве и процедурам!) основных законов, которые применимы к специфике нашей отрасли: закон “О защите прав потребителей", “О СМИ”, “О связи", 4-я часть Гражданского кодекса. Если находятся противоречия, то типовые бизнес-модели корректируются (при необходимости дополняются, усложняются);
  • формулируется в явном и четком виде отдельный список задач государства и регуляторов, в том числе те задачи, которые не следуют напрямую из законов, например сбор статистики и т.п.;
  • с учетом задач государства и регуляторов моделируются все лицензионно-разрешительные процедуры, - желательно с использованием современных инструментов моделирования бизнес-процессов. В конечном виде это будет набор диаграмм, составленных по определенным правилам, плюс пояснительная записка;
  • создается инструментарий для нормальной реализации смоделированного лицензионно-разрешительного процесса. Кто-то может удивиться, но при правильном подходе к моделированию эффективный инструментарий может быть построен даже на основе MS Excel и простейших баз данных! Хотя, конечно, в наше время целесообразно задействовать более мощные технологии;
  • после моделирования всего лицензионно-разрешительного процесса и его тестирования ему в соответствие приводятся рабочие роли, то есть определяется, кто и что делает в рамках соответствующего бизнес-процесса, вплоть до каждого конкретного исполнителя. Очевидно, что в результате высвободится значительное количество незадействованных людей;
  • в правовые акты, регламентирующие лицензионно-разрешительную процедуру, на законодательном уровне вносятся изменения, соответствующие выстроенными процессам.

То есть именно так. От целей и задач через процессы к законам, а не наоборот. Некоторыми результатами выполнения вышеописанных мероприятий будут:

  • строго фиксированное и очень короткое время прохождения каждого документа (и всей процедуры в целом) в регулирующем органе;
  • резкое сокращение количества требуемых бумаг;
  • резкое (в миллионы раз!) сокращение вероятности ошибок...

При этом нужно понимать, что, например, обеспечение возможности подачи документов через Интернет - это не самоцель, а лишь инструмент для реализации процедур. В наше время глупо не вводить электронный интерфейс, но даже если обойтись на первых порах без него, то эффект все равно будет ошеломляющим!.. Конечно, было бы наивно полагать, что определенная часть аппарата чиновников будет заинтересована во внедрении цивилизованных, современных порядков лицензирования. Однако я считаю, что именно разработка “идеальной схемы" силами самого бизнес-сообщества была бы делом небесполезным. Естественно, если подходить к этому делу профессионально, системно, умея выслушивать зачастую противоположные мнения заинтересованных лиц и организовывать их совместную работу по разработке. Возможно, тем самым мы все-таки приблизим момент, когда операторы, вещатели и связисты смогут большую часть рабочего времени заниматься своим прямым делом (создавать ценности для общества, рабочие места, платить налоги), а не пробивать вместо этого головой стены нелепых ограничений...

Мы уже “оцифровали” все

Яна Бельская
Директор по развитию
телевизионных сервисов
“Орион Экспресс''

- Какова роль спутникового вещания в программе перехода на цифру?
- Эту роль трудно недооценить. Как известно, вся история с цифровизацией затеяна ради тех регионов и тех зрителей, у которых толком и телевидения-то нет. Уровень развития кабельных сетей в крупных и средних городах позволяет говорить о том, что кабельщики обеспечили города телевидением практически полностью (немногочисленные маргиналы, все еще смотрящие телевизор “на гвоздь”, - не в счет). Но в большинстве городов и с эфиром все неплохо - десяток-полтора каналов в эфире есть почти в каждом городе с населением более 100 тыс. человек. Спутник же добирается туда, куда не добрались ни кабель, ни эфир, и стало быть, спутниковое вещание идеологически ближе всего к госпрограмме цифровизации. Тем паче что каждый приличный оператор предоставляет своим абонентам так называемый обязательный пакет бесплатно (мы по крайней мере это делаем - все абоненты могут смотреть эти каналы даже после того, как закончились деньги на их счете). Словом, пока государство усиленно работает над эфирным цифровым вещанием, мы уже “оцифровали" все - от краснодарского хутора до глухой камчатской деревушки.

- Каким будет количество игроков?
-  На мой взгляд, в настоящий момент на рынке оптимальное количество операторов, предоставляющих телепакеты в самых разных сегментах - от “мало и дешево” до “много и дорого". Больше всего предложений в среднем ценовом сегменте со стоимостью пакета в районе 10 долларов. И по большому счету предложения мало чем отличаются друг от друга, разве что какие-то каналы могут эксклюзивно присутствовать только на одной платформе, не работая с другими. Можно сказать, что рынок сформирован и бизнес-правила понятны (правда, это не значит, что они не нарушаются). В прессе регулярно появляются сообщения о планируемом запуске очередной новой платформы, но я даже не могу себе представить, чем таким-эдаким может привлечь абонентов новая платформа - все мыслимые услуги и все существующие телеканалы уже присутствуют на той или иной платформе.

- Какова роль государства как участника данного рынка?
- Не мешать, по возможности. Не пытаться регулировать те вещи, до которых государству дела быть не должно. Ликвидировать пробелы в законодательстве - прописать те формулировки, которые до сих пор не прописаны, из-за чего операторы либо затормаживаются в развитии, либо действуют на свой страх, рискуя бизнесом.

Необходимо четко определить, кем является спутниковый оператор

Олеся Кузнецова
Директор правового департамента
“Орион Экспресс''

- Какие изменения в регулирующем законодательстве необходимо произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?
- Сложная ситуация складывается с законодательным регулированием деятельности операторов спутникового телевидения. Нужно отметить, что на сегодняшний день в России операторы осуществляют свою деятельность на основании лицензионно-разрешительных документов, регулирующих разные сферы деятельности. Одни операторы осуществляют свою деятельность на основании лицензий на спутниковое вещание, другие - на основании лицензий на оказание услуг связи для целей эфирного вещания. Необходимо четко определить, кем является спутниковый оператор - это вещатель, оператор связи или иной субъект, а также закрепить на законодательном уровне правила деятельности операторов, в том числе правила оказания услуг потребителям спутникового ТВ, установить порядок лицензирования. По нашему мнению, регулирование деятельности спутниковых операторов должно основываться на модели универсальности, заложенной в Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008-2015 годы, которая предполагает установление одинаковых правил для различных технологий доставки сигнала.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011
Посещений: 15465

Статьи по теме

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций