Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Устройства обработки звуковых сигналов на радиостанции

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Устройства обработки звуковых сигналов на радиостанции


Алексей Грицишин
Технический директор Love Radio

Теоретические основы звукотехники можно почерпнуть из любого справочника, но никто не научит вас слушать. Человеческое ухо субъективно воспринимает окружающий мир, поэтому нет разницы в том, сколько стоит прибор обработки. Однако существуют критерии, по которым возможно условно отделить хороший прибор от плохого

В данной статье речь пойдет о приборах динамической обработки, эквалайзерах, симуляторах пространства, процессорах эффектов и об ADA-преобразова-телях достаточно высокого класса.

Самой низкой ценовой категории приборов обработки звука автор касаться не будет, так как считает, что данный сегмент рынка рассчитан на непрофессиональную работу во всех отношениях.

При выборе прибора следует учитывать особенности европейской и американской культуры звука. Очень часто предпочтение отдают американским фирмам-производителям, хотя оборудование европейских компаний едва ли хуже. Однако стоит заметить, что американская техника более "аккуратна" в супернижней и нижней части спектра (40-150 Гц), а частоты от 6000 Гц также более приятны на слух.

Динамическая обработка

Необходимое начальное условие успешного выбора прибора динамической обработки в дальнейшем — это возможность работы в 96 К (цена цифрового устройства — не менее $3000). Выбирая аналоговые устройства, предпочтение лучше отдавать продукции тех производителей, которые существуют на рынке не менее пяти лет (аналоговое устройство стоит не менее $1500).

Наличие слотов для расширения в приборе говорит о его специфичной архитектуре, что является скорее недостатком, чем достоинством при более детальном рассмотрении (прослушивании).

Предварительная динамическая обработка звука, проще говоря, микрофонные предусилители, компрессоры, лимитеры — первый и главный этап обработки звука.

Не испортить звуковой материал на начальном этапе — вот главная задача. Поэтому так важно правильно выбрать голосовой процессор.

Рынок голосовых процессоров достаточно велик. К средней ценовой категории относится оборудование DBX, TC Electronic, SPL, Focusrite и др., к высшей -Manley, Summit Audio, Tube-Tech, Ava-lon и др. Из приведенного списка видно, что дорогостоящее оборудование высокого класса производят в основном в США.

Ламповые каскады все чаще встречаются в приборах низкой ценовой категории, при этом звук лучше не становится, так что наличие лампы в предварительном каскаде предусилителя еще ни о чем не говорит. PR, не более. Оборудованию высокой ценовой категории часто не обойтись без ламп, хотя встречаются и транзисторные схемы, не уступающие по качеству ламповым.

Приведем примеры.

SPL Channel One (фото 1) по праву следует считать средним звеном ($1500). По звуку достаточно "жесткий", но при использовании в эфирной студии радиостанции вполне адекватный. Использование в постпродакшн нежелательно.

Технические характеристики: одно-канальный, имеет на борту ламповый предусилитель, компрессор, гейт, лимитер, эквалайзер, де-эссер, слот для установки ADA-конвертера.

DBX 376 - звено ниже среднего ($700). По звуку "жесткий". Применение в постпродакшн невозможно, предназначен для эфирной студии малобюджетных радиостанций.

Технические характеристики: одно-канальный, имеет предусилитель, эквалайзер, компрессор, де-эссер, ADA-КОН-вертер. DBX 376 — это тот вариант, при котором лампа работает в режиме PR.

Focusrite Platinum series — звено ниже среднего. По звуку "жесткий". Применение в постпродакшн невозможно, поэтому используется в эфирной студии малобюджетных радиостанций. Слишком сильно "окрашивает" звук.

Manley Langevin Dual Vocal Combo (фото 2, бюджетная линейка от Manley) — звено выше среднего ($2000). По звуку очень "мягкий". При использовании в эфирной студии радиостанции возможны сложности в случае с незаглушенным помещением, однако является неплохим выбором для использования в постпродакшн.

Технические характеристики: двух-канальный, при этом на каждый канал предусмотрены ламповый предусилитель, эквалайзер, оптический лимитер.

Avalon 737 (фото 3) — звено явно выше среднего ($2000). По звуку "мягкий". При использовании в эфирной студии можно добиться хорошего результата, однако не очень хорошо держит выходной уровень, что бывает очень важно для ведущих музыкально-информационных программ. Приоритетное использование — постпродакшн.

Технические характеристики: одно-канальный, имеет эквалайзер, компрессор с функцией Side-Chain.

Manley VoxBox (фото 4) — высшее звено ($4000). По звуку "мягкий". Отличный выбор для постпродакшн.

Технические характеристики: одноканальный, адаптивный. Имеет компрессор, регулятор насыщения лампы входного каскада, предусилитель, эквалайзер, ди-эссер, лимитер. Отличительная особенность состоит в том, что компрессор расположен до предусилителя.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но в целом большинство приборов в той или иной степени попадают в категорию приведенных выше примеров.

Однако есть ряд малобюджетных радиостанций, у которых нет возможности приобрести даже дешевую технику (в силу длительного срока самоокупаемости). В этом случае следует отказаться от продукции западных производителей и попробовать поискать что-либо среди российских. К сожалению, рынок отечественных производителей очень узок, а покупка довольно дорогих приборов (в пределах бюджета) неизбежна.

Если же вы решили работать без голосового процессора, то, скорее всего, ужесточение эфирной политики и контроль над частотами приведет к тому, что у вас либо отберут лицензию, либо при наличии конкуренции рейтинги будут более чем удручающими.

Последующая динамическая обработка звука

На любой радиостанции сжатие динамического диапазона (то есть компрессия) неизбежно. При отказе от компрессии громкость в определенные моменты времени будет или слишком сильна, или ничтожно мала, что приведет к невозможности прослушивания программы в эфире. Более того, излишне большой динамический диапазон может вывести из строя передатчик, так как в технических условиях (или, проще говоря, в "паспорте") он всегда ограничен. На сегодняшний день для дешевых передатчиков этот показатель составляет около 30 дБ, для дорогих — до 60 дБ, а иногда и выше.

Таким образом, самые тихие участки фонограммы должны быть тише самых громких не более чем на 30 дБ. К примеру, динамический диапазон на компакт-диске может составлять около 95 дБ.

При использовании для собственного вещания элементов эфира, расположенных на жестком диске компьютера, необходимо динамически выравнивать весь звуковой материал, к примеру, по пиковым (0 дБ) и средним RMS (12 дБ) значениям громкости. В этом случае значительно упрощается работа ведущих музыкальных программ.
Прежде чем попасть на спутник, ретранслируемые программы проходят динамическую обработку, степень которой порой невысока. Это делается, как правило, для того, чтобы местный эфир не слишком отличался по звуку от подписного.

Большинство радиостанций, приобретая относительно дорогой эфирный пульт со встроенным DSP обработки звука, полагают, что этого достаточно. Однако в условиях существующей конкуренции в FM-диапа-зоне на выходе получается тусклый звук. Эту картину может исправить FM-процессор.

FM-процессоры

На рынке представлен довольно небольшой выбор проверенных приборов, гарантирующих безупречную качественную работу и отличный звук в эфире: компании Orban, Omnia, IDT и др. Есть еще несколько фирм, которые используют разработки приведенных выше компаний, однако качество звука этого оборудования хуже, а стоит оно ненамного дешевле.

Есть приборы которые подготавливают сигнал для последующей обработки (они выпускаются компаниями ТС Electronic, DBX и др.). Однако их нельзя считать полноценными FM-процессорами, потому что в них нет входа/выхода композитного и РДС-сигналов. Данные приборы уместно использовать перед кодеками доставки сигнала на большие расстояния, чтобы нивелировать искажения в процессе кодирования/декодирования звука.

Настройка FM-процессора довольно сложна и кропотлива. Используйте один из заводских пресетов в соответствии с музыкальной политикой радиостанции.
Прибор необходимо размещать непосредственно перед передатчиком.

Эквалайзеры

Применение эквалайзеров в радиовещании возможно лишь на стадии предварительной обработки голоса (только для придания своеобразной стилистической окраски) и в постпродакшн.

Существующие на сегодняшний день цифровые эквалайзеры в самой высокой ценовой категории уступают аналоговым даже среднего звена.

Любой цифровой эквалайзер (например, дорогостоящий платный про-цессинг эквализации — 1000 евро к TC Electronic System 6000, стоимостью 6000 евро) довольно "жесткий". Однако в сравнении с другими, более дешевыми цифровыми приборами, он выглядит очень достойно. В итоге при излишнем злоупотреблении цифровыми эквалайзерами на стадии тре-кинга может возникнуть ощущение неестественного звучания. К тому же искажения, вносимые цифровыми эквалайзерами, в последующем практически невозможно исправить.

В постпродакшн применение внешних приборов на радиостанциях с ограниченным бюджетом уместно лишь на начальной стадии работы со звуком. Дальнейшая обработка, скорее всего, будет происходить внутри компьютера, кроме случая работы с многофункциональной студией.

При выборе аналогового эквалайзера обязательно следует учитывать фирму-производителя и стоимость прибора (не менее $1500). К сожалению, цена этих устройств прямо пропорциональна их качественным показателям.

Например, SPL Qure (Европа) и Avalon 747 (США, фото 5) при одинаковой ценовой категории ($1800) звучат совершенно по-разному: в первом случае используется 3-полосный параметрический эквалайзер с эксайтером, во втором — 6-полосный графический эквалайзер.

При сравнении более дорогих аналоговых эквалайзеров выбрать наиболее достойный становится все сложнее и сложнее: каждый прибор по-своему хорош.

К примеру, Manley Massive Passive и Avalon AD 2055 (фото 6) относятся к высшей ценовой категории ($5000 и $4000 соответственно). Первый собран на ламповой элементной базе, второй — на транзисторной. Оба прибора достаточно конкретны, приятны на слух, тем не менее Avalon лучше использовать для трекинга, а более "деликатный" Manley больше подходит для мастеринга (правда, с небольшими оговорками).

Цифровые эквалайзеры по сравнению с такими "монстрами" — ничто.

ADA-конвертеры

При использовании аналогово-цифровой техники (полностью аналоговые студии канули в прошлое) рано или поздно приходится сталкиваться с проблемой качества ADA-конвертера.

На сегодняшний день существует некий минимум в денежном эквиваленте, при котором качественный уровень звука в эфире радиостанции конкурентоспособен. Все, что ниже этого уровня, — компромисс между удобством работы ведущих и затратами на рабочие места. Все, что выше этого уровня, не дает ощутимого эффекта. Иными словами, повышение качества требует весомых финансовых вложений.

Качественный выходной тракт возможен лишь при условии тщательного подхода ко всем звеньям одной цепи. К примеру, если у радиостанции нет хороших микрофонов и хорошего пульта, но она приобрела дорогой FM-процес-сор, хорошего звука на выходе все равно не получится.

К сожалению, ADA-преобразовате-ли за два канала (в ADA-преобразова-телях каналы считаются парами, в данном случае речь об одной паре, то есть о стереоприборе) в ценовой категории $500-2000 приблизительно одинаковы. Все приборы, которые ниже этой стоимости, являются мультимедиа-преобразователями.

Например, Apogee PSX 100 ($2500) и Apogee PSX 100SE ($5000) принято сравнивать в пользу последнего, однако эти устройства не настолько сильно различаются по звуку, насколько различна их цена.

Выбирать ADA-конвертор следует прежде всего на слух, так как у менее качественного конвертера стереокартинка приобретает эффект хорруса, фленжера. Возможна также потеря музыкальных планов, то есть ощущение объема пропадает. Из-за нестабильно встроенного генератора возникает так называемое ощущение дискомфорта.

Не последнее место при выборе ADA-преобразователя занимает его собственный источник питания.

Хороший внешний генератор стоит немалых денег (около $2000). От этой суммы следует отталкиваться и при выборе ADA-конвертера.

Для бюджетной радиостанции достаточно иметь один конвертер в постпродакшн для записи исходного материала. Если радиостанция не имеет достаточных средств на покупку качественного ADA-конвертера, то не стоит тратить деньги зря.

Симуляторы пространства и процессоры эффектов

На современном рынке представлено огромное количество приборов указанной категории, причем их цена колеблется от очень низкой до впечатляюще высокой. Здесь вновь стоит обратить внимание на американскую и европейскую культуру звука.

Выбирая данное оборудование, в первую очередь следует руководствоваться ценовой категорией и фирмой-производителем. Сравнение приборов в действии может ничего не дать. Потенциальный покупатель может оценить только чистоту "хвоста" и отсутствие "железного" призвука, если опыт проходит в заглушенном помещении без посторонних советчиков. Тем не менее такого сравнения недостаточно. Возможно, что и с какими-либо призвуками прибор окажется вполне достойным. Поэтому более точно о качестве обработки звукового материала необходимо говорить только после ее применения в каком-либо сведении.

Читаемость планов — признак хорошей обработки

При сведении любого звукового материала в постпродакшн для различных исходных звуковых источников используется неодинаковая глубина обработки (планы). Однако есть ряд приборов, которые не нуждаются в особом представлении, поэтому их сравнение с другим оборудованием может оказаться пустой ТС Electronic M3000 — средняя ценовая категория. Ревербератор с двумя независимыми процессорами. Звук достаточно приятный по ощущениям, но "холодный". При независимом использовании внутренних DSP результат получается несколько хуже, чем при зависимом. Режим Dual Machine и Single Machine соответственно.

Lexicon PCM90 — средняя ценовая категория. Ревербератор с хорошим "теплым" звуком. Достаточно известная и популярная модель.

Сравнение процессоров эффектов ТС Electronic Fireworx и Lexicon PCM 80 аналогично, поэтому при среднем бюджете рекомендуется использовать и те и другие смежные модели. При ограниченном бюджете, но с претензией к качеству в постпродакшн, можно использовать компьютерные платы обработки звука Universal Audio UAD-1 и (или) PowerCore PCI (mk2), ценовая категория которых составляет около $500.

Мультипроцессоры

ТС Electronic System 6000 (фото 7) — это мультипроцессор наивысшей ценовой категории, который имеет пресеты ревербератора, хорруса, флэнжера, динамической обработки, изменение высоты тона и многое другое. Четыре независимых процессора. Звук "холодный". Приоритетное использование пресетов реверберации и динамической обработки. Возможность работы в формате 5.1. и др.

Eventide H8000 (фото 8) — мультипроцессор наивысшей ценовой категории. Имеет пресеты ревербератора, хорруса, флэнжера, динамической обработки, изменение высоты тона и др. Два независимых процессора. Очень "теплый" звук. Приоритетное использование пресетов спецэффектов, реверберации и динамической обработки. Возможность работы в формате 5.1. и др.

Lexicon 960L — мультипроцессор наивысшей ценовой категории. Имеет пресеты ревербератора, хорруса, флэнжера, динамической обработки и др. Два независимых процессора. Очень "теплый" звук. Приоритетное использование пресетов реверберации. Возможность работы в формате 5.1. и др.

Все три прибора по праву являются лидерами в области обработки звука. Планы и процессинг этих приборов легко читаются и узнаются в любом миксе. Далеко не каждая радиостанция даже с бюджетом выше среднего может позволить себе приобрести данные приборы, однако звук этих приборов поистине впечатляет. Более того, все чаще появляются радиостанции с нестандартными конфигурациями эфирных студий. Звук этих радиостанций в эфире легко узнаваем, так как он значительно отличается от звука других радиостанций. Проект подобных эфирных студий основан на приборах высшей ценовой категории.

Цена — залог качества

Предложенная нами характеристика звука ("холодный" и "теплый") не разделяет приборы на плохие и хорошие, а представляет субъективное ощущение окраски звука. Приборы производства США в основном "теплые", оборудование европейских производителей — "холодное".

Применение этих приборов возможно как в постпродакшн, так и в эфирной студии.

Таким образом, если перед вами стоит проблема приобрести три прибора средней ценовой категории или один высшей, то, безусловно, следует выбирать последнее.

Опубликовано: -2005
Посещений: 19787

  Автор

Алексей Грицишин

Алексей Грицишин

Технический директор Love Radio

Всего статей:  3

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций