Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Профессиональный опыт выбора технологии адаптивного стриминга

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Профессиональный опыт выбора технологии адаптивного стриминга

До недавнего времени ТВ-бизнес интернет-провайдеров был ограничен технологическими возможностями использования UDP-мультикаста и юникаста (IPTV) на сетях с управляемой полосой пропускания. Появление модели OTT (“Наложенного оператора”), адаптивного стриминга (Adaptive Streaming) и стандартизация MP4 стали основой для нового витка развития.

Светлана Белова
Генеральный директор ООО “Видимакс”

ОТТ-вещание

Это стало возможным благодаря реализации качественной доставки видео в режиме реального времени на сетях без управления полосой пропускания или интернет-сетях по протоколу HTTP, который и раньше применялся для услуг VoD (например, в решении YouTube), но это не было вещанием в режиме реального времени.

ОТТ-вещанием будем называть комплекс новых технологических и, как следствие, коммерческих возможностей. Основополагающие принципы новой модели ТВ-бизнеса ISP определяются следующим набором требований, отличающих ОТТ-вещание от IPTV:

1. Видео- и аудиоконтент должен быть доступен пользователям повсюду, где есть Интернет.

2. HTTP, как неотъемлемая часть современного Интернета, должен быть использован в качестве транспортного протокола как для вещательного ТВ, так и для услуг VoD.

3. Поскольку Интернет является (по умолчанию) неуправляемой сетью, то есть полоса пропускания и др. параметры качества не могут быть гарантированы пользователю в любом месте, то низкое качество доставки видеоконтента может оказать негативное влияние на рынок видеосервисов. Это обстоятельство является одним из определяющих требований к новой модели ТВ-бизнеса.

4. Новый сервис должен быть адаптирован для использования на всех типах абонентских устройств (ПК, планшетники, приставки и Смарт-ТВ). Это выставляет требования простоты установки и потребления минимальных системных ресурсов.

5. Новое решение должно легко интегрироваться в существующие процессы и системы, поскольку уже существует некоторая экосистема доставки цифрового видео по IP с использованием определенных форматов, кодеков, протоколов и систем защиты контента (MP4, TS, DRM, HTTP и т.п.).

Подобно тому как во времена бума IPTV при отсутствии стандарта на прикладные системы операторы находились под давлением выбора middleware и системы разграничения доступа (CAS), так и теперь очередной технологический прорыв опять ставит провайдеров перед необходимостью принятия решения о способе реализации новой модели бизнеса. Однако в отличие от предыдущей “ТВ-лихорадки” цена риска снизилась в сотни раз с учетом того, что отпала необходимость и в модернизации распределительной сети, и в установке дорогостоящего оборудования для ТВ-вещания и VoD, и в обеспечении уникальной системы защиты.

И хотя новая “неопределенность” уже не сопоставима по масштабу рисков капитальных затрат с прежним выбором оператора, тем не менее рынок предлагает далеко не единственное решение для того, чтобы предпринять новую попытку заработать на видеосервисах и IP. Несомненным преимуществом новой ситуации выбора является возможность принятия решения на основе бизнес-стратегии провайдера.

Основные игроки

На сегодняшний день на рынке существуют четыре основных игрока, предлагающих решения для ОТТ-вещания. (Аналогично во времена взлета IPTV рынок определяли 4–5 поставщиков CAS, традиционно используемых в кабельных и спутниковых ТВ-сетях.) И вряд ли кому-нибудь покажется странным, что это ровно те четыре гиганта, которые оказали наибольшее влияние на Интернет:

  • Apple с его стандартом HLS (HTTP Live Streaming);
  • Google с его технологией WebM;
  • Microsoft и его Silverlight Smooth Streaming;
  • Adobe и его HTTP dynamic Streaming.

Каждая их этих компаний уже завоевала определенную долю рынка и достигла реальных успехов в телекоминдустрии, но ни одна из них до сих пор не установила де-факто стандарта для индустрии ТВ-вещания и VoD, да и медиа вообще. Разве что Apple продвинулся по пути стандартизации дальше других, выпустив draft для IETF, который должен стать HLS RFC.

В истории конкуренции этих четырех гигантов уже есть главы о “сражениях” за ПК и браузер, за мобильные устройства и планшетники, а теперь они готовы к “баталии” за первенство на домашнем телевизоре.

Кроме уже известных четырех игроков, в конкурентную гонку за лидерство в ОТТ-вещании готовы включиться такие традиционно телекомовские организации, как 3GPP, MPEG-LA с инициативой MPEG-DASH, объединяющей на проектном уровне лучшие технологические достижения “четверки”, но пока не имеющей практической реализации. Помимо того, что ОТТ-вещание сулит “четверке” новые рыночные достижения и открывает новые возможности для бизнеса операторов, оно в то же время окончательно разрушает традиционную “пищевую цепочку” доставки видеосервисов конечному потребителю и открывает рынок этих услуг для новых игроков.

ОТТ-вещание и операторы ШПД

С одной стороны, ОТТ-вещание и снятие барьеров, связанных с управлением полосой пропускания и параметрами качества доставки видео, грозит операторам утверждением статуса “провайдеров полосы доступа в Интернет”, против которого они активно боролись в течение последних лет. Но в то же время применение новой модели и технологии позволяет операторам без затрат времени и денег расширить зону охвата своей сети, повысить лояльность подписчиков и увеличить доходность услуг ШПД за счет расширения сервисного предложения на базе ТВ и VoD, обеспечить пресловутую конвергенцию услуг, которая так и не состоялась на базе IMS.

ОТТ-вещание и поставщики видеоконтента

Поставщики контента уже не один год тщетно пытаются выстроить последовательную рыночную политику для всего операторского рынка как вещательных (однонаправленных) сетей, так и для IP ШПД (сетей с обратным каналом). Ничего лучшего, чем взимание минимальной гарантии без понимания реального спроса и потребления, поставщики контента не смогли придумать. Теперь с применением ОТТ-вещания правообладатели смогут освободиться от операторской зависимости и организовать прямую доставку контента конечному пользователю.

ОТТ-вещание, операторы ШПД и производители абонентского оборудования

Если раньше только ПК и отдельные ТВ-приставки (STB) были устройствами для потребления интерактивных видеосервисов, то с появлением ОТТ-вещания заметную роль на рынке начинают играть производители домашнего ТВ-оборудования (Connected/Smart TV) и планшетников.

Появление новых игроков порождает новые формы альянсов и кооперации, выигрыш от которых, несомненно, достается конечному пользователю, совершенствуя его опыт и расширяя запросы, что не может, в свою очередь, не сказаться на развитии конкуренции и увеличении объемов рынка в целом, создавая условия для успеха всех его участников.

Технологические особенности организации ОТТ-вещания

Безусловным лидером “четверки” является Apple, первым на рынке предложивший HLS в 2009 году с iOS 3.0. Без всяких оговорок HLS является самой продвинутой и широко распространенной технологией ОТТ-вещания на сегодняшний день. HLS работает с сегментированным TS или файлами, в качестве транспортного контейнера использует самый распространенный стандарт MPEG (TS) и не менее популярный кодек H.264. Технология HLS поддерживается всеми устройствами Apple, но стандартного клиента для Windows ПК на рынке до сих пор не появилось, хотя известное ПК-приложение VLC поддерживает HLS, и усилия разработчиков VLC позволяют рассчитывать на появление такого стандарта в ближайшем будущем. Кроме того, такие известные производители DRM-решений, как Verimatrix, Widevine (Google), NDS, SecureMedia, поставляют клиентское приложение с поддержкой HLS для Windows ПК. Многие производители ТВ-приставок уже выбрали HLS своей базовой технологией (среди них Airties, Netgem, Amino). Другие находятся в процессе разработки плеера с поддержкой HLS, все это способствует укреплению доминирующих позиций HLS на рынке абонентских устройств.

WebM был анонсирован Google в мае 2010 года. Технологической основой является использование кодека VP8, разработанного компанией On2 Technologies, приобретенной Google в 2010 году. WebM не использует сегментирование потока или файлов, а предполагает кодирование контента в VP8 с различным битрейтом, последующее мультиплексирование в WebM файл и дистрибуцию с использованием HTTP-сервера. Основная ставка Google сделана на поддержку WebM большинством современных браузеров для различных ОС. В настоящее время WebM не имеет широкого распространения, Google обеспечил поддержку WebM лишь в начале 2011 года в Android 2.3.3, и хотя лицензия на VP8 распространяется бесплатно, основным препятствием является отсутствие решения для аппаратного декодирования VP8. Однако покупка Motorola Mobility в августе 2011-го может в ближайшее время радикально изменить положение WebM на рынке.

Microsoft Smooth Streaming был анонсирован в сентябре 2009 года как расширение Silverlight 3.0. В технологическом смысле Smooth Streaming схож с HLS, он базируется на сегментировании, но использует транспортный контейнер PIFF и протокол SSTP. Основные бизнес-ожидания Microsoft связаны с распространением мобильных устройств под управлением Windows.

Если оценивать популярность технологии в терминах интернет-трафика, то Adobe HTTP Dynamic Streaming может быть по праву назван лидером благодаря одному только YouTube, а в придачу есть еще и известный HULU, послуживший образцом для множества российских стартапов последнего времени. Технологически HDS схож с Microsoft Smooth Streaming, использует кодеки H.264 и VP6 для видео, AAC и MP3 для аудио. Популярность HDS обусловлена поддержкой plug-in на ПК, но дальнейшее проникновение этой технологии на абонентские устройства ограничено высокими требованиями к использованию системных ресурсов и ограниченностью средств защиты контента на базе Flash Access.

Спецификация MPEG-DASH впервые была опубликована в начале 2011 года по инициативе ISO и MPEG-LA и до сих пор является драфтом. С технологической точки зрения MPEG-DASH является чем-то вроде “чемпиона породы”, но с пользовательской позиции он пока совершенно бесполезен из-за отсутствия готовых приложений. Дальнейшее развитие этого подхода в значительной степени зависит от успеха проекта DECE (Ultraviolet).

В условиях выбора технологических подходов, естественно, хотелось бы знать наперед, кто из гигантов окажется победителем. Но “баталии” поставщиков решений для ОТТ-вещания закончатся не завтра, а рынок интерактивных видеосервисов развивается слишком стремительно. Поэтому решение должно носить бизнес-характер, то есть выбор того или иного подхода для любого рыночного игрока зависит от ответов на два главных вопроса: “Какие бизнес-задачи вы рассчитываете решить на базе ОТТ-вещания?” и “В какую операционную и технологическую систему вашего бизнеса будет встроено ОТТ-вещание?”.

ВИДИМАКС, ООО
119072 Москва,
ул. Серафимовича, 2
Тел.: (495) 959-3746
E-mail: info@vidimax.ru
www.vidimax.ru

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2011
Посещений: 14714

Статьи по теме

  Автор

Светлана Белова

Светлана Белова

Генеральный директор ООО "Видимакс"

Всего статей:  5

В рубрику "Новые продукты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций