Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Следующая остановка - Дворец Советов!

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Следующая остановка - Дворец Советов!

Храм разрушенный — все храм.
Античное изречение


Наш эксперт Кузьма Прутков

Для молодежи поясню, что так называлась до поры до времени станция московского метро "Кропоткинская". Через площадь от нее за серым забором располагалась стройплощадка этого, как говорят архитекторы, "невоплощенного проекта". О Дворце Советов мне — студенту — рассказывал живший неподалеку мой дядя, искренне верующий человек, рабочий-металлист. Именно от него я услышал впервые древнюю мысль, вынесенную в эпиграф. Когда осторожно спросил его, видел ли он, как разрушали здесь храм, он спокойно сказал, что видел, а его дед видел, как разрушали на этом же самом месте Алексеевский монастырь, основанный еще в XIV веке, — в их семье долго хранили как реликвию монастырские кирпичи. До монастыря на этом месте стояли часто горевшие деревянные храмы, а до прихода христианства здесь — в урочище Чертолье — было древнее языческое капище.

В такой ретроспективе мне стало более понятно, почему дядя относится к Дворцу Советов просто как к одному из храмов в длинной череде из "объектов культа", которые стояли и стоять должны на этом священном месте. И не в том беда, что разрушен храм, а в том, что не возведен новый!

"Храм задуманный — тоже храм! — продолжал дядя. — О Дворце так много писали и говорили, был привлечен целый букет признанных талантов со всего мира, для него было так много сделано, что в сознании народном он уже храм! Причем учти — это твой храм, телевидения и радио, - для его вершины у нас на заводе делались антенны!" В том, что это "мой храм", я убедился быстро и убеждаюсь постоянно и теперь, -кроме рассказов преподавателей в институте и старших коллег по работе, книг и статей, меня постоянно окружали как информационные, так и материальные следы этого огромного и удивительно цельного по замыслу проекта. От металлоконструкций из особой легированной стали марки ДС на строительстве стадиона в Лужниках и телевизионного проектора с шильдиком ДС в кинотеатре сада "Эрмитаж" до "домового телевизионного узла" в доме на Петровском бульваре — пилотного участка первой в мире крупной (на 10 тыс. мониторов) сети кабельного телевидения. Дворец мыслился как центральный объект телерадиовещательной сети страны и как антенная опора высотой 480 метров, причем практически все телерадиовещательные проекты, которые реализовывались или обсуждались в послевоенные годы, истоками своими так или иначе нисходят к яркому проекту Дворца Советов. И хотя от полного прекращения работ по этому проекту (1960 год) нас отделяет ровно полвека, интерес профессионалов к нему не угас, а уважение только растет.

В свое время на меня произвел большое впечатление Дворец съездов в Кремле, который вполне логично считается его законным "потомком". Но мне и в голову не приходила подобная мысль об Останкинском телецентре и телебашне. Я знал, что их проектировал институт "Моспроект", но я только недавно с удивлением выяснил, что спроектировшее их подразделение "Моспроекта" называлось в то время "Управление по проектированию Дворца Советов". "Глядя на мир, нельзя не удивляться", — говаривал прадед.

Уважаемый Кузьма Петрович!

В СМИ не раз проходила информация о составе первого мулыпиплекса. Почему ничего не сообщается о том, будет ли второй и третий мультиплексы и какие каналы в него войдут?

Алексей Самсонов, Екатеринбург

В опубликованной Концепции ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ" упомянуты второй и третий мультиплексы, - они должны содержать еще 16 каналов цифрового телевидения стандартного качества, но кроме того нам обещают в больших городах (видимо, в рамках 4 и 5 мультиплексов) три канала телевидения высокой четкости и до 10 каналов мобильного телевидения! Так что, сколько будет транслироваться мультиплексов и где, пока неясно, но, видимо, не меньше двух (смотря по радиочастотной обстановке).

Кстати, пока нет ясности с точным смыслом самого слова "мультиплекс"! Вспомните, что точно так же называется иногда многозальный кинотеатр. Симптоматично, что в указе Президента РФ, которым, как считается, утвержден состав первого мультиплекса, самого этого слова нет, там он именуется как "перечень каналов".

На вторую часть вашего вопроса пока ответа нет, - для этого нужен хотя бы первый опыт запуска основного мультиплекса, с которым на сегодняшний день пока еще больше проблем, чем решений. Все разговоры, которые сейчас затеваются по этому поводу, ведутся, видимо, с целью "утешения" центральных вещателей, не принятых в "гвардию". Впереди нас на этом пути ожидает много нового и интересного: ведь удачных программных прогнозов за всю историю отечественного телевидения, увы, не было. Самая сложная задача здесь - учесть реальные нужды местного населения, а также интересы регионального и муниципального телевидения, которое несет людям самую нужную, жизненно важную информацию: "местные новости"! Спроектировать всю "ветвящуюся" систему мультиплексов из "всеведущего" центра невозможно - местных компаний тысячи, а будет еще больше!

Здравствуйте, Кузьма Петрович!

В прессе появилась реклама телевизоров с функцией 3D. Насколько это перспективно? Где можно прочитать о научно- технической стороне объемного телевидения? Не пора ли купить такой аппарат для дома?

Дмитрий Логачев, Санкт-Петербург

Отвечаю по порядку:

а) Прежде всего, о перспективности. Здесь надежнее всего опереться на классиков: "Есомневаться в том, что за

стереокино - завтрашний день, это так же наивно, как сомневаться в том, будет ли завтрашний день вообще!" - так писал СМ. Эйзенштейн еще в 1947 году. По стопам классика-оптимиста спустя полвека можно без большой натяжки распространить этот прогноз и на телевидение: ведь технологически здесь мы видим почти полное совпадение и относительную ясность перспективы, а различия и сомнения начинаются в так называемых "гуманитарных технологиях", туманных и зыбких уже по своей природе.

Мировая история стереокино (термины "ЗО-телевидение", как и "3D-KH-но", - суетная дань моде и рынку) начинается с 1920 года, а отечественного -с 1940-го, но разочарований в ней значительно больше, чем достижений, -дальше интересных аттракционов дело так и не пошло. Денег и славы не заработал никто. Нет сомнений, что за этим направлением будущее, неясно только - как и когда?

б) Где прочитать? Первые отечественные стереотелевизионные системы были созданы в 1950 году патриархом отечественного телевидения П.В. Шмаковым и описаны в его книге "Основы цветного и объемного телевидения" (Советское радио, 1954). Поскольку фундаментальные принципы стереотелевидения напрямую связаны со свойствами зрения, то с тех пор они существенных изменений не претерпели, а прогрессируют лишь технологии их реализации. Для расширения же кругозора рекомендую вам прочесть литературу посвежее - короткую и емкую главу "Стереотелевидение" в учебнике для вузов связи "Телевидение" (под ред. Джакония В.Е., М., Радио и связь, 1997), а о новинках - читайте в нашем журнале!

Говорить о неудачах, даже о чужих, специалисты не любят, но применительно к стереокино в мире и в нашей стране уже было несколько досадных "фальстартов", - энтузиазм создателей этих систем не был подхвачен массовым зрителем. Поэтому телевизионщики были более осторожны: в ряде стран, в том числе и в СССР, проводились очень робкие вещательные эксперименты со стереотелевидением - формально с положительными результатами, но в основном такие системы создавались для промышленных и специальных целей.

На новом диалектическом витке стереокино и стереотелевидение возвращаются к нам уже на иной технологической базе. С электронными съемкой и проекцией изображения, компьютерной обработкой трехмерных видеосигналов, поляризационным и временным разделением стереопары. В новых стереосистемах использован опыт формирования и об-

работки объемных изображений, полученный в картографии, космической разведке, при автоматизированном проектировании машин и архитектурных объектов и т.д. Так и просится в текст модная ныне фраза "конвергенция технологий". Но по логике вещей рядом с любой конвергенцией всегда прячется злая "дивергенция"! И начинается это расхождение интересов в экономике, в извечной борьбе за зрителя.

Так получилось, что на теперешнем этапе стереокино и стереотелевидение -жесткие конкуренты, и целенаправленная, агрессивная пропаганда в пользу стереокинематографа, массированная реклама фильмов типа "Ава-тар" имеет основной целью вернуть массового зрителя в кинозалы, к новым необыкновенным зрелищам, пока недоступным для телевидения.

в) Пора ли покупать? Грех вас отговаривать в условиях рыночной экономики. Тем не менее я просто обязан вас проинформировать, что пока нигде в мире еще не существует стандартов на стереотелевидение. А это резко ограничивает ваши будущие возможности.

В этой связи хотелось бы напомнить читателям (об этом уже писалось в ВС), что в принятом в апреле 2008 года Международным союзом электросвязи по инициативе члена редсовета ВС М.И. Кривошеева первом документе по международной стандартизации SD-телевидения отмечается: "Нельзя недооценивать трудности на пути создания SD-системы, которая смогла бы доставлять человеку удовольствие длительное время. Пока неясно, какие именно идеи будут избраны и могут стать предметом соглашения".

Эта фраза - продукт высокой дипломатии - может быть изложена на восточный манер столь же витиевато: "Сверните ковер нетерпения и положите его в сундук ожидания".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2010
Посещений: 12762

Статьи по теме

  Автор

Кузьма Прутков

Кузьма Прутков

Наш эксперт

Всего статей:  50

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций