Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кинопленка была, есть и будет

В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кинопленка: была, есть и будет           


Алексей Бочков

Технический представитель компании "Кодак"

В сферу кинопроизводства сегодня стремительно внедряются цифровые технологии. Останется ли востребованной старая добрая кинопленка? Какой формат наиболее востребован сегодня: 16 или 35 мм? Каким требованиям должна отвечать пленка, чтобы соответствовать стандартам современного производства? На эти вопросы отвечает в своей статье.

В 2007 г. увеличилось использование пленки 35 мм, причем как в негативном, так и в позитивном варианте. Этот показатель вырос прежде всего благодаря США, где кинокомпании предпочитают 35-миллиметровый формат 16-миллиметровому и снимают на него не только полнометражные фильмы, но и достаточно много телевизионных проектов.

Что случилось с пленкой 16 мм?

В 2007 г. использование этого формата уменьшилось на 2%, при этом финансовый оборот на рынке 16-мм пленки вырос. Но в начале 2008 г. на экраны вышло много американских проектов (большей частью телевизионных), создатели которых перешли с 35-миллиметрового на 16-миллиметровый формат вследствие появления новой негативной эмульсии Vision 3 7219, обладающей лучшими характеристиками.

Значительно выросло использование позитива. Это связано прежде всего с тем, что в мире снимается все больше картин и все меньшим становится период проката. По крайней мере, так было в 2007 г.

16 vs 35

В начале 2008 г. (если рассматривать ситуацию во всем мире и считать, что американские картины занимают очень большую долю в производстве картин от общемирового числа) наблюдались определенные сложности: немного упали кассовые сборы, уменьшилось количество произведенных картин. Впрочем, это не имеет никакого отношения к носителям, или к технологиям, или к проблемам, связанным с обработкой информации. Эти проблемы обусловлены политико-экономической ситуацией в мире, в том числе крупными забастовками актеров и режиссеров в США.

Сегодня при наличии определенного роста доли цифрового кинопоказа наблюдается рост тиражей на традиционных носителях.

Что касается съемки визуального контента во всем мире, то около половины полнометражных фильмов снимается на пленку 35 мм. 33% из всего 35-миллиметрового негатива используется для съемки рекламы и музыкальных клипов. Это хороший показатель, и достигнут он большей частью тоже за счет США. 18% (что достаточно существенно) используется для съемки телевизионных проектов.

16-мм пленка используется в основном для съемки телевизионных проектов (главным образом в Европе). Тем не менее 24% полнометражных картин снимается на 16-мм пленку. Большей частью, конечно, это связано с появлением новых эмульсий, которые на сегодняшний день обеспечивают достаточное качество для полноценного сканирования в формат 2k.

22% всего 16-мм объема используется для создания коммерческих проектов, клипов, телевизионной рекламы.

Общий рост использования 16-мм пленки наблюдался большей частью в европейском регионе, причем не только за счет европейских бюджетов, но и за счет притока капитала, несмотря на то, что курс доллара упал относительно евро.

Производство полнометражных картин также серьезно выросло в Азиатском регионе - на 6%. В некоторых странах наблюдался спад, опять же связанный не с технологиями, а с финансово-экономической ситуацией.

Россия на сегодняшний день выходит на 4-е место по съемке полнометражного кино в мире. Насколько мне известно, около 240 картин в запуске в прошлом году в России - это очень серьезная цифра.

Что касается музыкальных клипов и рекламы, то здесь тоже на 1% увеличилось использование пленки 35-мм. Это произошло благодаря опять-таки американскому рынку и, в частности, связано с появлением таких форматов, как 35 мм 3 перфорации, и совсем новая тенденция -35 мм 2 перфорации, которые все больше и больше завоевывают рынки, поскольку позволяют сохранить качество 35-мм негатива при существенной экономии по пленке.

По 16-мм формату здесь наблюдается небольшой спад (на 4%), но есть надежда, что с приходом новых пленочных эмульсий эта ситуация исправится, ведь снимают сегодня много.

Что касается телевизионных проектов, то при их создании используются оба вида пленки: 16 и 35 мм. Интересно, что 90% всех сериалов, которые снимаются на пленку, производятся в США, а около 70% всех сериалов 16-мм производятся в пяти европейских странах, в том числе и в России.

Мир кинопроизводства на сегодняшний день является гибридным: около 50% картин, выходящих в прокат (по крайней мере, в США), не минуют стадии промежуточной цифровой обработки. В нашей стране таких картин примерно 25%. Впрочем, при создании, наверно, практически каждой картины какие-то операции осуществляются в цифровом формате.

Года через два этот показатель в среднем по миру может достигнуть порядка 70%. В конечном счете с удешевлением технологии, наверное, все кинофильмы будут производиться по гибридному принципу, а сама технология, думаю, станет более эффективной.

Какой должна быть современная пленка?

Пленка должна соответствовать требованиям современного гибридного кинопроизводства, поэтому сегодня к ней предъявляются особые требования. Во-первых, она должна быть достаточно широкой фотографически, быть достаточно чувствительной, иметь соответствующий контраст, который бы оптимально работал в цифровом воспроизведении.

Создание новой эмульсии - это очень дорогостоящее, технологически сложное занятие, требующее больших инвестиций. Но, несмотря на это, в 2008 г. появился новый негатив и - немножко приоткрою завесу тайны - ожидается появление и других новых эмульсий.

К преимуществам пленки относится то, как она "работает" в качестве исходного носителя, какой диапазон возможностей она предоставляет в цифровом постпроизводстве, и то, каким архивным материалом в конечном счете она является (в дополнение к более чем столетнему опыту использования и хранения). Этого вполне достаточно, чтобы продолжать работать в этом направлении.

Новые пленочные технологии

Развитие техники и технологий идет все быстрее и быстрее. Технологические инновации, которые закладываются в новые виды пленки, - это фактически уровень тех самых нанотехнологий, о которых так много и упорно говорит сейчас наше правительство.

В принципе, новые пленочные технологии задумывались таким образом, чтобы сделать пленку более работоспособной в цифровой среде: это снижение уровня шума на изображении в области недодержек и светов при более качественной проработке деталей, что позволяет обрабатывать изображение в цифровом пространстве с максимальным полезным динамическим диапазоном. Динамический диапазон был увеличен на две диафрагмы в светах относительно предыдущего семейства негативных пленок Vision 2, что, учитывая диапазон современных фильм-сканеров, позволяет разрешать детали на ярко освещенных участках и даже отражающих поверхностях с допустимым уровнем шума.


Говоря о технологических новшествах в пленочных технологиях, стоит отметить и появление в прошедшем 2007 г. году новых пленочных кинокамер. Приятно то, что производители кинокамер продолжают разрабатывать новые камеры именно под эмульсионные носители.

Пресловутый 2-перфорационный формат становится все более и более интересным для производителей кинопродукции, в том числе для телевидения. Этот формат позволяет экономичнее использовать полезную площадь кинопленки и в результате в 2 раза удешевить производство, основанное на 35-мм формате. Этот формат кадриру-ется под любые существующие форматы, такие как 1, 85, 78, имея изначальное соотношение сторон кадра 2,39. По крайней мере, одна компания (производитель кинокамер Aaton) официально заявила на своем сайте о том, что будет выпускать камеры, предназначенные для съемок на кинопленку только в двух форматах: три перфорации и две перфорации. Появление такой техники само по себе говорит о будущем этих форматов.

Цифровой кинематограф

Сегодня увеличивается количество залов для цифрового кинопоказа. К сожалению, не все из них полностью соответствуют нормам DCI. Но это связано, прежде всего, с тем, что рынок очень подвижный, технологии и форматы очень быстро меняются. Плюс ко всему хозяева кинотеатров не всегда бывают в курсе происходящих изменений и прежде всего хотят получить прибыль, а не соответствовать каким-то нормам. То есть для этого сегмента характерна некая неорганизованность, и все ждут более жесткой структуризации рынка цифрового проката.

Очень интересен и перспективен формат 3D в проекции. Здесь уже свыше 200 экранов, а зрелищность такой проекции завоевывает все больше поклонников.


Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2008
Посещений: 17175

Статьи по теме

  Автор

Алексей Бочков

Алексей Бочков

Технический представитель компании "Кодак"

Всего статей:  1

В рубрику "Кинопроизводство" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций