Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мы лежим, а рейтинги идут

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мы лежим, а рейтинги идут

Владимир Кобылинский
Журналист

Есть такая профессия - телевизор смотреть. В Ярославле 200 человек щелкают кнопки на необычной "лентяйке", которая запоминает, сколько времени и на каком канале провел человек. Потом эти данные передаются в Москву и составляются телерейтинги

Как стать "телеприбором"

Людей для голосования отбирает компьютер. Сначала город делится на примерно равные части, потом машина случайным образом выбирает районы, из которых затем компьютер выбирает по базам данных избирательных участков (хотя непонятно, почему наши данные уходят "налево"!) конкретных людей и предлагает им принять участие в эксперименте. Из 2,5 тысяч опрошенных человек выбрали 200 участников, или 80 домохозяйств. Домохозяйством называют квартиру, где стоит специальный прибор. Это не обязательно классическая семья из двух и более человек. В эксперименте может участвовать даже один человек.

К обычному телевизору присоединяется плоский прибор пиплметр, а к нему -специальная "лентяйка", и ярославский народ выбирает программы с ее помощью. На "лентяйке" у каждого своя кнопка, чтобы составители рейтингов могли понять, кто же именно смотрел телевизор. Поэтому сначала каждый член семьи нажимает на свою кнопку - регистрируется - и потом уже выбирает канал.

Стать "телеприбором" довольно просто. Сначала город должен попасть в поле зрения местных финансовых воротил. Им вдруг становится интересно, какие программы смотрят люди, для того чтобы знать, куда лучше помещать рекламу. Или московские носители рекламы вдруг захотят взять штурмом нестоличные рынки. Поэтому город должен быть не только большим (более 100 тысяч), но и достаточно богатым, чтобы его было интересно рекламировать. Ярославль в 1999 году стал первым городом в России, после столичных Санкт-Петербурга и Москвы, вошедшим в программу составления рейтингов. И не то чтобы ярославцы "купались в деньгах": просто город был близок к Москве - и с него и пошли в регионы. А вот небедная нефтеносная Тюмень только в этом году входит в программу.

Но быть осчастливленным жизнью в телерейтинговом городе - половина удачи. Надо еще, чтобы ты оказался типичным домохозяйством. Мигранты из ближнего и дальнего зарубежья не считаются. Сельским населением тоже не интересуются.

"Меня посчитали..."

Итак, измерение началось. Обычно семьям дается две недели, чтобы они наигрались прибором, а потом уже начинается учет предпочтений семьи. В исследованиях могут даже принимать участие четырехлетние дети, которые получают свою собственную кнопку. Пиплметр работает днем и ночью, показывая, кто из членов семьи сколько времени и какую программу смотрел. Приборчик, похожий на видеомагнитофон, записывает данные, а ночью их передает по модему в Москву. Если в семье нет телефона, то участнику эксперимента дают прибор со встроенной сотовой связью, по которой звонить нельзя, а данные передавать можно. Чтобы учесть вкусы и полуночников, - отчет пиплметр отправляет в 4-5 утра.

В Москве их получают и сверяют с телепрограммой. Что человек смотрел, сколько раз переключался с канала на канал во время рекламы и так далее. Так что можно с точностью до кадра сказать, когда зрителю стал скучен фильм, передача или реклама. За месяц-другой выясняются телепристрастия каждого члена семьи. И если в одно прекрасное утро вдруг данные начинают разниться, то это заставляет насторожиться. Например, бывали случаи, что работающий мужчина вдруг начинал смотреть дневные передачи. Необычно. Позвонили, узнали. Оказывается, человек заболел и лежит дома. Так же меняется картина, когда приезжают в гости родственники или друзья. Телерейтингисты для таких целей завели кнопку "Гость", чтобы временные визиты не засоряли объективность. У гостя даже спросят его возраст и пол, чтобы его данные тоже потом можно было проанализировать.

На общественных началах

Поначалу люди немного стесняются присутствия прибора. Стараются смотреть более "правильные", с их точки зрения, передачи. Потом привыкают и становятся самими собой.

Самое интересное, что они за это не получают ни копейки.

Зарплату не платят, чтобы не привлекать людей определенного уровня, которых волнуют только деньги. Призывают к чувству гражданской сознательности. Хотя раз в год дают призы. По сути - это та же зарплата, только без налогов и выдаваемая раз в год.

Возможны ли погрешности

Приборы устанавливаются на каждый телевизор. Ведь на дворе третье тысячелетие и редкая семья не имеет второго телевизора в комнате детей или на кухне. И чтобы не упустить мнение телезрителей, надо оснащать каждый телевизор пиплметром. В Москве замечают, что если человек пошел и включил второй телевизор, то он не может смотреть одновременно два. Перезванивают. Уточняют.

Правда, один из ярославских выборщиков рассказывал, что у него два телевизора. Один в его комнате, который подключен к прибору, а второй - в соседней комнате у родственников, который не подключен. И бывает, что он "нелегально" смотрит неподключенный телевизор.

Ярославские работники телеслужбы друг друга не знают. Подтасовка результатов по идее невозможна, даже если кто-то найдет всех выборщиков и договорится, чтобы они смотрели семинар руководителей страхового дела. Резкое изменение интереса сразу привлечет внимание, и сговор будет раскрыт.

Организаторы телеопросов не заинтересованы в обмане. Мнение телезрителей ценно, пока в него верят. И уважаемая организация старается поддерживать репутацию.

Хотя разговоры о бесплатной работе на морально-волевых качествах и подарках за работу несколько смазывают облик опроса. Все-таки уважающие себя организации должны платить за работу и налоги. Впрочем, сейчас в России 2770 домохозяйств, и их число растет и растет.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 9129

  Автор

Владимир Кобылинский

Владимир Кобылинский

Журналист

Всего статей:  1

В рубрику "Нам пишут" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций