Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радио всегда будет незаменимой частью современной жизни

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радио всегда будет незаменимой частью современной жизни

Андрей Быстрицкий
Председатель РГРК "Голос России"
Родился 21 июля 1960 г. в Москве. Закончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, кандидат педагогических наук. В меди-аотрасли с 1991 г. Работал на многих должностях, в том числе начальником отдела социологических исследований ВГТРК, Первым заместителем генерального продюсера по общественно-политическому вещанию ОАО "ТВ Центр", председателем ФГУП Государственная радиовещательная компания "Маяк", продюсером Русской службы ВВС, заместителем генерального директора ФГУП ВГТРК по общественно-политическому вещанию. С 2008 года - председатель государственной радиовещательной компании "Голос России". В настоящее время также является научным руководителем факультета медиакоммуникаций НИУ "Высшая школа экономики".

В современном мире, полном планшетных компьютеров, айфо нов и бесплатного Wi Fi на каж дом углу, радио представляется многим обывателям как что то, навсегда уходящее в историю. В то же время этот бизнес не только не теряет своих позиций, но и активно развивается, при обретая новую аудиторию. О при чинах этого парадокса, новых медиа, маркетинговых возможно стях радио и многом другом мы поговорили с председателем РГРК "Голос России" Андреем Быстрицким.

— Можно ли уже сейчас говорить, что рынок радио полностью преодолел кризис?
— На сегодняшний день полностью кризис не преодолел ни один рынок. Кризис вообще не кончался — ни в нашей стране, ни в мире. Другой вопрос — насколько сильно он сказался на радио в России? Я считаю, что, безусловно, сказался, но не критично. По крайней мере в сравнении с общим положением российского рынка в сфере радио все очень неплохо. Конечно, могло быть и лучше, есть некоторые проблемы, капитализация станций несколько упала, но доходы в принципе на приличном уровне. Кризис не преодолен, но пока не носит совсем уж смертельного характера. Это просто очередной период неуверенного существования, один из многих. Но поводов для паники нет.

—  Может ли радио сегодня составлять конкуренцию развивающимся новым медиа?
—  Во-первых, безусловно, может. А во-вторых, нужно прежде всего разобраться в терминологии. По сути, новые медиа, какими мы их сегодня себе представляем, опираются на интерактивные цифровые формы доставки сигнала. Радио тоже в этом смысле относится к новым медиа, потому что во многих странах оно доставляется цифровым способом, в любом случае также будет и в России. Кроме того, радио прекрасно существует в Интернете. Живет on demand или online, в самых разных формах. В этом смысле радио не только не конкурент каким-то воображаемым новым медиа. Радио и новые медиа составляют симбиоз. Есть модное слово — синергия, когда одно поддерживает другое. Это как раз тот случай. Журналисты активно пишут в социальных сетях, ведут свои блоги, поддерживают сайты, налаживают собственное вещание. Конвергенция происходит, и это нормальный процесс, в котором я не вижу никакой драмы. И прежде всего потому, что радио всегда будет существовать. Ситуации, когда человек может слушать, но не может (или не хочет) смотреть, были, есть и будут. Соответственно и место для радио найдется.

—  Могут ли какие то новые цифровые технологии помочь радио стать более прибыльным бизнесом?
—  Теоретически, да. Но это очень сложный вопрос. Потому что неизбежное следствие цифровизации — повышение уровня конкуренции на рынке. А рекламодатели — они ведь не "цифровые", они "денежные". Конечно, появляются и дополнительные возможности. В принципе цифровое вещание будет еще дешевле, но сказать с уверенностью, что цифровизация поможет зарабатывать больше денег, — нельзя. С другой стороны, меняется структура рынка, и на этом рынке у отдельных радиостанций появляются дополнительные возможности и перспективы, связанные с рекламой в Интернете и социальных сетях. Но это не прямое следствие цифровизации — это следствие изменения всей единой коммуникационной среды.

—  Какие маркетинговые возможности и перспективы сегодня есть у радио?
—  Наряду с традиционными появляются и новые. В целом всем понятны и известны способы зарабатывания денег. Радио зарабатывает и в новых медиа, и в новой коммуникационной среде. За счет рекламы (в том числе и контекстной), спонсорства. В последние годы оно быстро приобретает дополнительную аудиторию за счет социальных сетей и Интернета в принципе. Это повышает стоимость рекламной минуты.

—  Насколько активно сегодня используются возможности новых каналов распространения, таких как Интернет, мобильные устройства?
—  Активно, и очень. Практически все сейчас используют их, по крайней мере пытаются это делать. Могу даже сказать, что все известные мне станции во всех развитых странах (в том числе и в России) стараются как можно активнее и быстрее распространять информацию всеми доступными способами.

—  Какой формат на сегодняшний день наиболее распространен на радио? Музыкальный или разговорный?
—  Все-таки музыкальный, что вполне естественно. Люди во все времена предпочитали развлечения чему бы то ни было. Но динамика роста количества разговорных станций куда выше, чем музыкальных. Недавно было "Эхо Москвы", "Маяк" — да в общем-то и все. А сейчас разговорных станций в Москве восемь или девять.

—  С чем это связано?
—  Со спросом, разумеется. Радио —  это очень подвижная отрасль, быстро реагирующая на изменение настроений слушателей. Аудитория повзрослела, стала более серьезной —  изменились и ее запросы. Усилился и вырос средний класс, стало больше людей, которые хорошо зарабатывают, интересуются политикой, экономикой, международными отношениями. Ненавязчивой музыкой и всякими там поп-шансонами все наелись. Люди проводят очень много времени в машинах, где у них есть время и желание послушать что-то серьезное. Быстрое получение информации — это важнейший тренд современности, и разговорное радио может успешно заменять Интернет, когда к нему нет удобного доступа. А радио — это всегда просто, доступно и удобно.

—  Это удивительно, ведь раньше радио в машине представлялось исключительно как фон, не так важно было, что играет...
—  Ну, радио в машине в разное время представлялось по-разному. Было радио в машине времен Советского Союза — три кнопки, никакого выбора, но люди все равно слушали что-то где только могли, на кухнях и чердаках — "Голос Америки", "Свободу", сквозь шум и треск. Хотя альтернатива, так скажем, была. Потом было радио девяностых, сейчас новый этап.

—  Какого контента, по вашему, сегодня не хватает на радио?
—  Я думаю, что, как ни странно, скоро начнут активно развиваться программы, связанные с культурой. У нас разговорное радио или политизированное, или деловое, а вот культуры, как таковой, достаточно мало. Также сравнительно мало классической музыки. Ну и, конечно, будет возрастать детализация радио. Радиостанций и сейчас много, а по мере цифровизации их станет еще больше. Следовательно, аудитория будет дробиться, а каждая станция будет более индивидуальной, с четким профилем и своей аудиторией.

—  Перед рынком радио стоит проблема медиаизмерений? Как она решается?
—  Безусловно, стоит. Сейчас она решается новым дневниковым методом. Теоретически есть технологические способы измерения радио, но они дорогостоящие. Были попытки их внедрить, но по большому счету до сих пор все измеряется дневником и телефонным опросом. Впрочем, это не так уж плохо, важно только, чтобы всех измеряли одинаково.

—  Каковы перспективы радио в целом?
—  Я повторюсь — радио обязательно будет существовать, потому что является очень полезной, существенной, практически незаменимой частью современной жизни. И люди всегда будут слушать — важно только уметь понимать, что именно они хотели бы слышать. Место радио неоспоримо, и никакие новые технологии и медиа этого не изменят. Не говоря уже о том, что люди имеют свойство привыкать к хорошему — и если какая-то радиостанция им нравится, они от нее не откажутся. Будут слушать и за завтраком, и в автомобиле, многие слушают на работе.

Я говорю не только о России. В мире нет падения роли радио — скорее, наоборот, его рейтинг растет. В Америке политическое радио существенно важнее, чем даже политическое телевидение, оно более подходит для этого дела. Так что я никаких проблем с его будущим не вижу. Конечно, будут меняться стандарты и форматы, но по сути все будет хорошо, и все останется на своем месте.

—  Скоро состоится конференция "Радио в глобальной медиаконкуренции". Каковы ее задачи?
—  Мне кажется, что цель таких конференций — обмен мнениями, общение, возможность внести в общее дело личный вклад. На таких мероприятиях очень хорошо просматриваются новые тренды, становится ясно, в каком направлении движется вся отрасль. Основной смысл грядущей конкуренции — взаимное обогащение, просвещение и общее желание добиться того, чтобы радио в России всегда шло в ногу с последними мировыми тенденциями.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2012
Посещений: 14946

Статьи по теме

  Автор

Андрей Быстрицкий

Андрей Быстрицкий

Председатель Государственной радиовещательной компании "Голос России"

Всего статей:  2

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций