Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Контентная революция: мечты и реальность

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Контентная революция: мечты и реальность

Количество и качество телевизионных каналов в последнее время неуклонно растет. Это отметили все участники контент-шоу, впервые прошедшего на ежегодной выставке СSТВ'2006, где было представлено 10 жанровых категорий каналов. Редакция журнала предложила представителям телеканалов и гостям выставки ответить на вoпpoc:
- Существует ли контентный рынок в России, и на какой стадии развития он находится в настоящее время?

Мнения были различными, однако все участники выставки сошлись в том, что перспективным направлением развития контентного рынка сегодня является создание новых тематических телеканалов

Грядут большие перемены

Игорь Удалов
Президент телекaнaлa World Fashion Channel

Контентный рынок в России находится в стадии формирования иего условно МОЖНО разделить на две составляющие: контент непосредственно российского производства и западный. В последнее время происходит процесс адаптации западных каналов к российским условиям, что определенно способствует развитию полноценного кабельного телевидения. Появление качественно нового контента и переход на цифровое вещание позволяют предположить о значительных изменениях на телевидении в ближайшем будущем.

Контентный рынок: взгляд изнутри

Владимир Кроль
Ведyщй наyчный сотрудник ТК "СГУ ТВ"

В России и ближнем зарубежье сегодня идет начальный этап формирования контентного рынка в области продукции образовательного телевещания. Существует небольшое количество телевизионных каналов, которые позиционируют себя в качестве образовательных. Однако анализ их вещательного контента показывает, что это не так. Каналы "Rambler ТелеСеть", Discovery Channel, ВВС, "Школьник ТВ" транслируют продукты исключительно познавательного, развлекательного и общепросветительского характера и никак не "привязаны" к программам учреждений высшего образования.

Анализ мнений посетителей выставки СSТВ'2006 позволяет сделать выводы о том, что в основе рейтингов каналовв лежат три группы факторов. Первая из них - нацеленность аудитории образовательных каналов на решение практических образовательных зaдач человека. Зрители стремятся получить знания по той или иной предметной области в рамках объема знаний, предоставляемых высшим образованием. Можно полагать, что эти цели во многом определяют рейтинги программ "Телекурсы".

Вторая группа факторов - решение бытовых и практических зaдач. Эти факторы объясняют необходимость создания таких рубрик, как "Спросим у юриста", "Школа здоровья", "Семейный доктор".

Третья группа связана с повышением общекультурного уровня, познавательными интересами зрителей, направленными также на приобретение образовательных знаний университетского типа.

При этом, конечно, остается открытым вопрос о влиянии на рейтинги отдельных программ качества их выполнения как c точки зрения художественного и технического уровня, таки относительно их содержательного наполнения и способов изложения материала. Как известно, именно эти факторы имеют большие потенциальные возможности при производстве продуктов образовательного телевидения. Создание учебных телевизионных передач представляется в перспективе весьма актyальным.

Последнее слово за зрителями

Андрей Чибис
Генеральный директор Music Box

Контентный рынок в России действительно существует, но назвать его полноценным очень сложно. Это скорее небольшие контентные "островки", чем рынок в правильном понятии этого термина, где продакшн-компании - это подразделения крупных каналов или холдингов, которые в определенный момент стали самостоятельными единицами. Среди независимых компаний есть редкие исключения, такие, которые становятся или могут стать частично приобретенными крупными холдингами. Это и плохо и хорошо одновременно. Хорошо потомy, что именно крупные компании могут финансировать более качественный продyкт. Но, как правило, из-за нежелания рисковать эти крупные холдинги не вкладывают деньги в создание нового креативного контента, а довольствуютcя стабильными результатами рейтинговых программ - как уже существующих на отечественном рынке, таки запaдных. Оттого и такое огромное количество кланов на наших каналах.

Однако говорить о том, что такая ситyация мешает развитию контента, не совсем верно. Существует некоторый "порочный круг": каналы/заказчики не очень охотно берут неизвестный продyкт, а холдинги не рискуют вклaдывать деньги в создание нового креативноо продукта и предпочитают делать ставку на качественный контент. В результате продакшн-компании, создающие новый продyкт, тратят слишком много времени и сил на продажу такого контента. К тому же они могут серьезно прогореть и не покрыть расходы на производство, не говоря уже о прибыли. Выход один: производить контент, строго ориентированный на российского зрителя.

Новый продукт можно создавать тогда, когда продакшн-компания уже достаточно крепко стоит на ногах и может позволить себе полуубыточный проект. Это возможно и в том слyчае, когда есть крепкие контакты c заказчиками.

Несколько иная ситуация в регионах. Кабельные операторы регионов испытывают серьезнyю потребность в контенте: там новые программы пользуютcя особым спросом, так как финансовые условия их ретрансляции очень достyпны.

Брать продукцию крупных каналов для кабельщиков дорого, а производить 18-20 часов своего вещания (исключaя ночное время) очень наклaдно. Вот и получается, что гораздо проще вещать программы нового канала, хотя бы 6-12 часов (на что некоторые новые каналы идyт охотно), а оставшееся время заполнять своими программами, нежели закупать продукцию крyпных каналов или продaкшн-компaний. Поэтому пока "деловaя любовь" существует в основном с регионaльными кабельщиками. Развитие контентного рынка тормозит процесс формирования кабельных коммуникаций. Их прокладка и подключение к эксплуатации очень дорого. Однако уже не за горами то время, когда региональные кабельные хозяйства будут серьезно поcягать на территорию вещания кабельных операторов мегаполисов. Кабельщики в регионах более мобильны и гибки и быстрее принимают то или иное решение, что способствует их быстрому проникновению на рынок.

В ближайшее время произойдет более точечное нишевое деление каналов по наполнению. Много шансов у каналов c интерактивными составляющими или полностью базирующихся на интерактиве. Однако это лишь предположение: последнее слово все равно останется за зрителем.

Запад нам не поможет

Василий Лавров
Президент Первого молодежного телеканaла 02ТВ

Рынок контента в России существует, однако в основном на нем присутствуют "кальки" с иностранных программ. Подавляющее большинство контента покупается на вторичных западных рынках за достаточно смешные деньги, а потом перепродается.

Я считаю, что любой телевизионный продукт, в том числе и российский, сегодня не слишком интересен с точки зрения содержания. Его развитию мешает, прежде всего, коррумпированная система телебизнеса в целом. На первый взгляд, способствовать производству контента в региональных компаниях намного дешевле. Но этого не происходит по очевидной логике: для узкого круга заинтересованных лиц невыгодно любое нарушение монополии на телепроизводство. Однако сейчас в связи с появлением большого количества новых телеканалов возникает здоровая конкуренция, которая повлечет за собой формирование рынка телеконтента.

Российский контентный рынок существует в несколько ином варианте, чем его западный аналог. Мне кажется, что гораздо выгоднее тратить деньги на производство отечественного телепродукта.

Развитие телевидения всегда тормозило одно: технические сложности, связанные с доставкой сигнала потребителю. Сейчас, когда Всемирная паутина облегчила доступ сигнала к потребителю и стремительно развиваются технологии, любой человек может купить телефон с видеокамерой и микрофоном и снимать свой собственный микрофильм. С телевизионным рынком будет то же самое, что произошло с рынком прессы, - он станет очень разнообразным: доля больших каналов будет уменьшаться, а нишевых - возрастать.

В ближайшем будущем начнет развиваться телевизионный контент для молодежи, потому что на сегодняшний день он фактически отсутствует. Российские молодые люди имеют гораздо более разносторонние интересы и требования к телеконтенту, чем их западные сверстники, на которых сегодня ориентируются большинство телеканалов. В России очень много молодых людей, которых интересует разнообразная, правдивая и качественная информация. На мой взгляд, увеличение количества молодежных передач необходимо, ведь молодежь - это одна четвертая часть населения России.

Время выбирает новый формат

Илья Бачурин
Главный редактор MTV Россия

Есть некоторые вещи и процессы, o существовании котоpых многие не знают, хотя и догaдываются. К ним относится и контентный телерынок Рос-сии. Большинство отечественных правообладателей готовы обсуждать возможность продажи своих программ и программного наполнения, но спрос но-сит несформировавшийся, эпизодический характер. Главнaя, на мой взгляд, причина в том, что не все каналы четко представляют, что они могyт или хотят предложить в эфир, где заканчивается грань между конкуренцией брендов и начинается соревнование рейтингового потенциала телепродуктов.

Как и многие другие рынки, контентный делится на первичный и вторичный. На первичном рынке не все эфирные каналы чувствуют себя уверенно: при покупках программ, форматов или при заключении договоров на производство телепродукта не всегда выбираются оптимальные (с точки зрения поставленных задач и финансовых ресурсов) проекты и партнеры. Вторичный рынок развивается довольно медленно, потому что маркетинговые концепции каналов очень часто недоста-. точно четко сформулированы. Потому не-ясно: будут ли повторятся программы y разных каналов и полезны ли они с точки зрения повышения рейтинга.

Западные правообладатели активно ищут контакты c потенциальными российскими покупателями контента и добиваются значительных успехов, предлагaя высококачественный товар и имея при этом возможность серьезного ценового маневра.

Российский контентный рынок не-возможно сравнивать c западным изза банальной разницы в весовых категориях. Количество денег, вкладываемых в разработку, производство и рекламу телепродукта на европейском и американском рынках несравнимо выше, чем расходы по аналогичным статьям отечественных производителей. Разница такая же, как между отечественными автомашина-ми и иномарками. Некоторые западные менеджеры придерживаются очень разумной ценовой политики на российском рынке, предлагая продукт по той цене, за который его готов купить канал. Это ведет к тенденции вытеснения оригинальных российских форматов и даже готовых программ из эфира адаптированным западным контентом. Никаких предпосылок изменения этой ситуации пока не существует. Остается на-деяться, что появятся (и не в единичном экземпляре) форматы масштаба "Что? Где? Когда?", которые будут интересны и на внутреннем и на мировом рынке.

Перспективы положительные

Евгений Шляхтер
Представитель канала TV5 в России и СНГ

Рынок всегда существует там, где есть производители контента. Сегодня они уже выстроили отношения co многими крупными операторами. Однако постоянно появляются новые игроки телерынка, идет проникновение систем многоканального платного ТВ в регионы, где оно было на стадии ретрансляции местных эфирных каналов. Развитию контентного рынка мешают несогласованные действия или бездействие соответствующих министерств и ведомств, запутанная юридическая ситуация, несовпадение позиций различных властных структур. На заре КТВ оператор не имел возможности получить весь комплект документов, включая договоры с каналами. Сегодня крупные сети ведут себя вполне цивилизованно,в противном случае им не выжить в конкурентной борьбе.

Российский контентный рынок пока сильно отличается от западного по двум аспектам:в среднеевропейской стране на одного оператора приходятся миллионы абонентов. У нас же таких сетей немного, они плохо развиваются в крупных городах, где два десятка каналов можно принять на комнатную антенну. Перспективы развития контентного рынка безусловно положительные. По мере развития многоканальных систем платного ТВ и увеличения платежеспособного спроса будет появляться все больше каналов российского производства, а также ТВ-каналов стран ближнего и дальнего зарубежья, ориентированных на российскую и русскоязычную аудиторию. Необходимо сделать главное: убрать существующие сегодня препоны, подписать конвенцию o трансграничном вещании, для чего придется ограничить рекламное время на наших эфирных телеканалах.

Зритель этого достоин

Ирина Станкевич
Начальник группы регионального развития телеканала РБК

Проблема контента для кабельщиков особенно важна, потому что они обязаны насытить свою кабельную сеть программами. 3a те годы, что я работаю на телевидении, появилось достаточно большое количество каналов, многие из которых являются платными. Крупный кабельный оператор легко может заключить договор на поставку контента. Однако в городе, где 1,5 тысячи абонентов, даже небольшая плата за право на вещание бьет кабельного оператора по карману. Появление большого числа нишевых каналов может решить эту проблему.

В России есть потенциал

Гордана Дюспара Мориарти
Виде-пpезидент, коммерческий директор тeлекaнала Cartoon Network no Северной Восточной Европе

Качество каналов в России растет с каждым гoдом. Это очевидный знак того, что бизнес в России становится цивилизовaнным. У российского телевизионногo рьшка есть огромный пoтенциaл.

Необходимо наличие нескольких факторов, чтобы на ТВ-рынке стало бы больше каналов и ик качество увеличивалось. С одной стoроны, должен рacти объем рекламы нa телевидении. С другой стороны, необходимо увеличивать емкость кабельных сeтей.

Мы провели в разных странах небольшое исследовaние, чтобы понять, какие каналы и в каком объеме смотрят люди разных возрастных категoрий. Выяснилось, что в Скандинавии одна треть всех телезрителей - этo дeти. Таким обрaзом, можно прийти к зaключению, что треть каналов должны бьтгь дeтскими. Все взрослые знaют, что мультфильмы играют большyю роль в жизни дeтeй. В настоящее время в России есть несколько каналов для дeтей, пока в основном западного производства.

На этом ТВ-рынке вaжно сделать грамoтный перевод прогpaмм. Когда канал вещает на английском языке, дeти, конечно, могут его смотpeть, чтобы изучать кaкие-тo новые слова. Но в то же время необходимо делать хорошие адаптировaнные переводы для зрителей той стрaны, где идeт вещaние.

Мы давно работаем в России, и в настоящее время сложность заключается в тoм, что нa россиийском рынке более 800 кабельныx операторов, и это затрудняeт общение с ними. Было бы гораздо удобнее рабoтать, если бы рынок бы четко разделен по грyппaм. Такая оргаинзация поможет увеличивать вещание и количество подключений.

Заглядывая вперед

Андрей Скородумов
Исполнительный директор Ассоциaции операторов сетей связи третьего поколения 3G

Внедрение современных технологий на телевидении предъявляет высокие требования к качеству предоставляемых услуг и, конечно же, к особому формату контента, который может быть предоставлен цифровым телевидением.

Определенные трудности с развитием рынка контента связаны с неким запаздываниемвнедрения новых технологий в Российской Федерации, что приводит к отсутствию инструментов по доставке контента требуемого качества и содержания конкретным пользователям. Во многих европейских странах и странах юго-восточной Азии уже развернуты сети третьего поколения, услугами которых пользуются десятки миллионов абонентов. А у нас пока еще нет возможности использовать огромный потенциал рынка контентных услуг, существующий в России.

Сами разработчики, к сожалению, еще не представляют тех больших возможностей, которые могут открыться перед ними c внедрением новых технологий, и потому занимают некую пассивную позицию. Это касается тех поставщиков контента, кто остановился на уровне картинок и мелодий. Я считаю, что они не проявляют достаточной настойчивости в создании продукта нового поколения. Вероятно, разработчикам контента оказывается вполне достаточно тех доходов, которые они имеют на сегодняшний день. И поскольку загадывать на несколько лет вперед никто не хочет, развитие мобильного контента идет с большими трудностями.

Те компании, которые пришли всерьез и надолго на этот рынок, которые думают o перспективах своего бизнеса и рынка в целом, могли бы участвовать в создании условий для формирования рынка контентных услуг нового поколения, что могло бы стать важнейшим фактором развития не только сотовой связи, но и всей телекоммуникационной отрасли России.

Спрос рождает предложение

Петр Станкевич
Председатель Ассоциации "Белорусские телевизоиные сети"

Рынок контента год от года увеличивается, и это наглядно можно было проследить на выставке СSТВ'2006, где представлены многие ведyщие российские и западные каналы, производящие контент для кабельных сетей.

Увеличение числа кабельных каналов будет идти и дальше: закончилось то время, когда каналы указывали кабельным операторам, что и как делать. Сейчас кабельщики имеют широкий выбор контента, и в ближайшем будущем этот рынок будет развиваться и дальше, поскольку любой спрос рождает предложение. Возрастет конкуренция междy каналами, которая приведет к снижению стоимости услyг для абонента, ради кого мы все и работаем.

Самое главное - идти в ногy co временем. Ежегодно появляются новые модели и технологии для кабельного телевидения.

Пять лет назад нельзя было представить кабельнyю сеть на 40 каналов. Сегодня это уже реальность и мы даже думаем о том, как увеличить их количество.

Будущее контентного рынка прекрасно, но до него "доживут" не все, а только те, кто будет развивать свою техническую базу и сможет предоставить нашему зрителю пакет услyг высокого качества.

Качество должно быть приоритетным

Ханку Ен (HanKoo Yun)
Директор по маркетингу компaнии "Arirang", Южная Корeя

На мой взгляд, на российском телевидении произошли серьезные изменения в лучшую сторону по сравнению с прошлым годом. По образованию я дизайнер, график, поэтому для меня большое значение имеет картинка. Я был поражен тому, насколько улучшилось состояние российского телевидения именно в этой области.

С того момента, как появился Интернет, конечно, связи между странами стали гораздо интенсивнее и поэтому сейчас на создание контента уходит гораздо меньше времени. Мы уже сегодня можем знать, что нужно, например, зрителям

Филиппик и других стран, и в соответствии с этим создавать свои программы. В Южной Корее сейчас особенно активно развивается такое направление, как мобильное телевидение. Надеюсь, и Россия вскоре создаст достойный мобильный контент.

Развитие контентного рынка станет особенно прогрессивным, как только появится новейшие технологии. Но российские каналы должны больше концентрироваться на качестве контента, содержании, а не на том, каким способом он передается.

Количество программ и фильмов на российском телевидении сегодня очень большое, однако не все отличаются высоким качеством. Для меня высокое качество транслируемых программ - это, прежде всего, графика, игра, например актерская, если речь идет о фильмах, то какието драматические моменты. Перспективы развития российского контентного рынка обнадеживающие, так как это очень конкурентоспособный рынок. В свою очередь, он должен быть открыт для азиатских каналов, потому что нас многое связывает.

Договариваться стало легче

Сергей Топаль
Президент Ассоциации кабельных операторов Республики Молдова

Развитие контентного рынка тормозят финансовые проблемы с созданием нового канала: дорого стоит оборудовaние, аренда спутников, недостаточно персонала, который будет качественно делать свою работy. Однако я надеюсь, что эти проблемы будут решены и появится много новых интересных программ, что позволит кабельным операторам предоставить своим абонентам качественный контент.

Этому должно способствовать несколько факторов.

Во-первых, телерынок консолидируется,увеличивается, и кабельные операторы уже способны показывать свои программы большому числy абонентов. Во-вторых, наполнение каналов растет, увеличивается количество подписчиков.

В этом году на выставке СSТВ'2006 была организована ярмарка каналов, на которой и нам удалось заключить договоры на поставку контента. Хочу отметить, что в настоящее время c каналами стало легче договариваться.

Немного отвлекает то, что на выставке производители контента и оборудования представлены вместе. Я считаю, что в дальнейшем необходимо разделить рынки оборудования и контентный и проводить выставки отдельно.

В России много кабельщиков, однако именно это осложняет работу с ними. Если 6m были ассоциации кабельщиков по разным направлениям, то при их посредничестве легче было 6m заключать договоры. Таким образом, разрозненность кабельщиков тормозит развитие контентного рынка.

Я дyмаю, что все кабельные операторы, которые объединятся в ассоциации, почувствуют положительные сдвиги в работе.

Новое поколение выбирает

Юлия Секарева
Руководитель нaпpaвления маркетинга и PR телекaналов Jetix и JetixPlay В России и стрaнах СНГ

Российский контентный рынок проигрывает в сравнении с международным в количестве и качестве программ для дeтeй. Сейчас в России наметилась тeнденция к созданию дeтских каналов, кaк, впрочем, и каналов другой тематики. Есть много негативных откликов oт родителей относительно контента для детeй производства западных каналов. Возможно, этo связано с тeм, что разные культуры, разное воспитание. В данной ситyaции западным каналaм, которые работают нa нашем рынкe, нaдо больше адаптироваться к культурным особенностям российского пoтрeбитeля. Возможно, необходимо создавать совместные пpоизводства, ориентированные именно на нaш рынок.

Ситуация с созданием российских детских программ осложняется тeм, что техническая мультипликационная база очень долго не развивалacь. Однaко на сегодняшний день имеeтся много новыx мyльтфильмов, которые могли бы завоевать детскую попyлярность. Прaвда, они появляются не в том количестaе, которсе необходимо для постоянно увеличивающейся детской аудитoрии.

Сейчас особенно остро стоит вопрос о сегментации контентного рыина. Этo касаeтся и детских программ: необходимы пе редaчи для детей разных возрaстов. Очевидно, чтo подростку неинтересно смотреть скaзки пpо Пиноккио и у нeгo должнa быть aльтeрнaтивa.

В контeнт-шоу на выставке было предстaвлено тpи детских канала западного пpоизводства. И, к сожалению, я не увиделa ни у одного из них программ, ориентированных на российских дeтeй.

Рынок детского телевидения есть, но мы стоим в начале его рaзвития. Сегодня кaк никогда необходимы новые телевизиоиные продукты для дeтeй, с новой графикой, ориентированные на новое поколение.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2006
Посещений: 14263

  Автор

И. Удалов

И. Удалов

Президент телекaнaлa World Fashion Channel

Всего статей:  1

  Автор

В. Кроль

В. Кроль

Ведyщй наyчный сотрудник ТК "СГУ ТВ"

Всего статей:  1

  Автор

 

Андрей Чибис

эксперт

Всего статей:  3

  Автор

В. Лавров

В. Лавров

Президент Первого молодежного телеканaла 02ТВ

Всего статей:  1

  Автор

И, Бачурин

И, Бачурин

Главный редактор MTV Россия

Всего статей:  1

  Автор

Е. Шляхтер

Е. Шляхтер

Представитель канала TV5 в России и СНГ

Всего статей:  1

  Автор

И. Станкевич

И. Станкевич

Начальник группы регионального развития телеканала РБК

Всего статей:  1

  Автор

Г. Мориарти

Г. Мориарти

Виде-пpезидент, коммерческий директор тeлекaнала Cartoon Network no Северной Восточной Европе

Всего статей:  1

  Автор

А. Скородумов

А. Скородумов

Исполнительный директор Ассоциaции операторов сетей связи третьего поколения 3G

Всего статей:  2

  Автор

П. Станкевич

П. Станкевич

Председатель Ассоциации "Белорусские телевизоиные сети"

Всего статей:  1

  Автор

Х. Ен

Х. Ен

Директор по маркетингу компaнии "Arirang", Южная Корeя

Всего статей:  1

  Автор

С. Топаль

С. Топаль

Президент Ассоциации кабельных операторов Республики Молдова

Всего статей:  1

  Автор

Ю. Секарева

Ю. Секарева

Руководитель нaпpaвления маркетинга и PR телекaналов Jetix и JetixPlay В России и стрaнах СНГ

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций