Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровые иллюзии

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифровые иллюзии

Дмитрий Лещинский
Консультант по планированию медиабизнеса

Завершается 2007 год. Весь мир плавно движется к директивному вытеснению аналогового вещания. Кто-то системно, кто-то в рамках общих программ, как ЕС. Россия старается не отставать...

Судьба "digital world"

Категория "digital world" становится привычной и потребительски понятной. Фото, видео, документооборот, досуг - все оцифровано и скоро будет трудно найти коммуникаторы XX века - телевизоры, радиоприемники, первые компьютеры, дискеты и, скорее, даже CD-диски. Новое поколение жестко загрузилось в виртуальный мир игр, в MPEG-плейеры и, разумеется, в среду WEB 2.0. Разрушается вертикальная информационная доминанта, когда государство сверху программировало сограждан идеологически отточенным контентом. Глобальная победа сотовой связи вообще стерла континентальные границы общения. Мировая паутина из более чем 100 миллионов сайтов, похоже, вывернула наизнанку все знания и секреты человечества, и они стали доступны любому.

Больше не нужно копаться в книгах для ответов, наберите в поисковике слово - и вы за несколько минут получаете доступ к вопросу. Управлять поиском каждого индивида становится нереальной и бессмысленной задачей.

В этом плане 2007 год, на мой взгляд, стал переломным с точки зрения осознания, что пути назад уже не будет. Другое дело, что мало кто может дать точный прогноз развития ме-диасреды даже на 10 лет вперед, хотя путь развития технологий стал предсказуемым.

Происходит и новое сегментирование среди так называемых конечных пользователей, а слово "контент", возможно, станет ключевым ругательством в профессиональном сообществе.

Увы, но до совершенства цифровых технологий еще далеко, многое работает плохо, некоторые цифровые каналы идут квадратиками, а дешевый ШПД имеет свойство каждый месяц неуловимо дорожать.

И главное состоит в том, что подавляющее большинство россиян еще не поняли - зачем им все это "богатство".

3G-фония

Не дожидаясь нашествия "мелкого видео", недавно я провел профессиональные тесты на качество контента в соответствии с техническими требованиями стандарта для ЗD-мобильного вещания и on-line video на уровне 1 Мбит/с потока. Взял хорошую идею, собрал запчасти и смонтировал. Посмотрел и, честно говоря, никакого восторга не испытал. Видно одно - рентабельность производства мелкого видеоконтента будет высокой, равно как и проблемной после доставки до пользователя через сеть или телефоны. На этом плюсы кончаются.

Нормальному человеку нужно иметь большое терпение, чтобы смотреть эту размазню и слушать более 2-3 минут сильно компрессированный звук. А лучше вообще обойтись лентами RSS, DVD-библиотеками и полнофункциональным DRM (цифровой радиовещательный формат).Но скоро потребление ЗD-информации и on-line-video станет привычным и составит до 30-40% из общего массива.

Придется привыкать. Закроем глаза на качество.

Какой пробивной силой должен обладать подобный "контент", чтобы его начали потреблять? Скорее, нужно создать новую культуру, не помнящую истоков, чтобы рассказывать все заново и открывать звезды. А что делать с предыдущей культурой?

Хорошо, пусть на эту тему мучаются адепты этой самой культуры и ищут выход. Технологии все равно возьмут свое - где-то как мода, где-то обманным путем через цену, где-то через естественную замену аппаратной части процесса.

Таким образом, получается, что техническое качество и цифровой broadcasting - овощи разного поля. Рекламный трюк здесь не проскочит. Люди будут голосовать ногами и рублем. Ну а массовое цифровое телевидение категории HD для РФ - фантазм на уровне 2020 года, который можно и не обсуждать. Также реалистично нужно смотреть и на абсолютную неграмотность населения по категории "что есть такое цифровое теле- и радиовещание". Предстоит огромная просветительская работа, только неизвестно заложены ли эти деньги в три программы по реализации Концепции? Не нужно путать PR и рекламную поддержку с тщательным промыванием мозгов во имя продвижения цифрового ТВ.

Поймать момент

По известным причинам, полагаю, что 2008 год для современной российской медиаиндустрии будет относительно застойным. Новые информационные и технологические цифровые ресурсы еще не отработаны и не востребованы в полной степени для работы с электоратом, а значит, и денежные потоки будут в меру скудными. В ход пойдет традиционная телевизионная и печатная "утюжка".. После этого люди в РФ окончательно устанут от старых медийных форм и форматов и логично потянутся к новым. Таким моментом нужно и можно разумно воспользоваться для продвижения цифрового телевещания, DRM, массового сетевого on-line и даже мобильного ТВ. Кабельных операторов и ШПД это почти не коснется, так как прогресс внедрения в этих областях перешел в естественный эволюционный процесс и альтернативы им в ближайшей перспективе нет.

Скорее всего, в середине года оживет инвестиционный и венчурный рынок. А все в целом будет означать уже окончательный переход от прожектов и бизнес-иллюзий к цифровым реалиям XXI века.

В феврале на выставке CSTB'2007 представитель компании Qualicomm открыто рассказывал о достижениях и проблемах продвижения своей технологии мобильного вещания в США. Но завершил свой доклад примерно так: "Мы верим в наши чипы, мы верим в наши технологии и будем продолжать развиваться. Мы понимаем, что когда этим займутся другие, мы уже будем далеко впереди". Достойные слова и хороший девиз для тех, кто занимается материализацией цифровых идей.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2007
Посещений: 10575

  Автор

Дмитрий Лещинский

Дмитрий Лещинский

Консультант по развитию медиабизнеса

Всего статей:  14

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций