Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Спортивное телевидение - государство в государстве

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спортивное телевидение - государство в государстве

Аркадий Ратнер
Спортивный обозреватель

Особенности подачи Игр доброй воли в США, взгляд на современные российские реалии, спортивного ТВ и аналогии с советским телевидением, воспоминания о работе на Московской Олимпиаде, размышления о будущем спортивного вещания - об этом читайте в продолжении материала А. Ратнера

Телевизионное зрелище

Теперь еще одно воспоминание. 1990 год. Сиэтл. Игры доброй воли.

Холодная война в своем апогее на несколько лет прервала традиционные встречи советских и американских спортсменов. Сборная США не приехала на Московскую Олимпиаду, мы четыре года спустя ответили тем же, пропустив Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Тэд Тернер, американский миллиардер и телевизионный магнат, любитель спорта, хорошо понимавший цену его появления на экране, предложил новые Игры, собрав многих знаменитых спортсменов, в том числе из США и СССР. Первые Игры доброй воли прошли успешно. Но в Сиэтле ситуация была иной: холодная война уходила в прошлое, сборные двух великих спортивных держав уже встречались летом на различных соревнованиях, включая и Олимпиаду в Сеуле. Великодушный замысел Тернера чуть потускнел, но от очередных Игр он не отказался.

Ажиотажа не было ни в Советском Союзе, ни в Соединенных Штатах. Даже в самом Сиэтле с почти двухмиллионным населением о начинающихся в городе событиях знали мало. Казалось, лишь побег из прибывшей на Игры хоккейной сборной СССР в профессиональный "Детройт" Сергея Федорова напомнил американцам о приближающихся событиях.

Сам Тернер в своих интервью не раз называл Игры доброй воли телевизионным зрелищем. Но на наших экранах, как мне кажется, многочасовых трансляций не было. А вот в США компании, принадлежавшие Тернеру, трудились на полную мощность. Причем зрителям предлагали не традиционный набор трансляций, а своеобразный "сериал". Занятый освещением Игр для "Останкино", обстоятельно изучить работу американских коллег я не мог. Но даже наблюдая за ними вполглаза, заметил нестандартность программной сетки. Поэтому один день целиком посвятил просмотру американского канала.

Спортивный "сериал"

Вечером в легкоатлетической программе наибольший интерес вызывали соревнования прыгунов в длину. В Советском Союзе в тот год блистал Роберт Эмиян, в США прекрасные результаты показывал Карл Льюис - первый номер в мировом рейтинге.

Вот как американцы подавали предстоящее соревнование двух прыгунов. В утреннем выпуске сообщалось, что поединок Льюис -Эмиян - это важнейшее сегодняшнее событие, потому что оба они могут побить выдающийся мировой рекорд Боба Бимона - 8 метров 90 сантиметров (на самом деле это мало соответствовало истине). Через короткий промежуток времени следовала специальная передача - представление героев. Съемки были по-американски броские, рекламные: Льюис и Эмиян дома в кругу семьи, на тренировке, на отдыхе, на соревнованиях, где прыгают все дальше и дальше. После таких кадров действительно хочется бросить все и мчаться на стадион... Затем шла новая передача "Шаги рекорда", с хрониками изменения рекорда, документальными съемками легендарных прыжков Джесси Оуэнса (в 1936 году) и Боба Бимона (в 1968-м). Тут же транслировались последние соревнования, где принимали участие Эмиян и Льюис и из которых было видно, что американец в прекрасной форме. И вправду начинаешь думать, что "Бимон" не устоит. Следующая серия: сопутствующие сегодняшним прыжкам условия - прогноз погоды, состояние дорожки для разбега, возможное направление ветра. Но и это еще не все. Чуть позже профессор в невероятной белизны докторском халате, назвав прыжок Бимона феноменальным, подробно рассказывает о его физических данных: строении тела, соотношении роста и веса, измеренных когда-то силе толчка и скорости разбега. Докторская диссертация, одним словом. Тут же для сравнения столь же подробные данные Льюиса и весьма поверхностные - Эмияна. Потом два лучших американских комментатора легкой атлетики, сидя в кадре, азартно обсуждают предстоящую борьбу.

Ближе к вечеру самое главное. Напрямую включается камера, установленная у лагеря, где расположилась американская сборная. Корреспондент останавливает выезжающую из ворот машину, в которой Льюис и его команда отправляются на стадион. Спортсмен и тренер дают интервью: Льюис очень короткое, тренер в меру подробное. Другой корреспондент в раздевалке беседует с Эмияном. Разминка на запасном поле. Появление перед трибунами...

К несчастью, блестяще поданные зрителям соревнования сорвались. Не помню, уже на разминке или после первого прыжка наш спортсмен получил серьезную травму и прыгать не смог. Попытки Льюиса завершились с посредственными результатами.

Будущее спортивного телевидения

Своеобразный "сериал", хотя и закончился на минорной ноте, все равно запомнился. Шел он на чисто спортивном канале, о существовании которых в то время мы ничего не знали. Но два-три просмотра - и стало понятно, что это будущее спортивного телевидения, где основу эфира составляют не просто аккуратно сложенные программные "кубики", а продуманная сценарная разработка знающих и спорт, и телевидение авторов. А в отдельные, насыщенные крупными событиями дни эти разработки могут быть доведены до идеального совершенства.

Так что будущее спортивного телевидения лично мне - и я стараюсь свою убежденность передать читателям - абсолютно ясно. И это тот случай, когда разрыв с другими творческими телевизионными направлениями (о чем я так назойливо повторяю) будет расти и расти. Конечно, каналы типа "Дискавери", каналы о животных тоже формируются только из соответствующих выбранной тематике передач. Но все они в программной сетке как раз те самые "кубики", которых объединить в единую сценарную линию невозможно хотя бы потому, что они не являются событийными. С этой точки зрения, более близки к спортивным каналы музыкальные, но все же близость эта очень условная.

На спортивных каналах в дни значительных крупных соревнований, которых в мировом спортивном календаре множество (пусть, даже снижая планку, это день очередного тура футбольного первенства России), подготовить занимательные, познавательные рекламные сценарные планы, ни в коем случае не в ущерб прямым трансляциям, - задача не из самых сложных. На примере, который мне удалось "подсмотреть" в Сиэтле, вы, наверное, убедились, как это увлекательно и интересно.

Специфика российского спортивного вещания

Свои рассуждения я веду применительно к будущему времени, но можно продолжить и в прошедшем и даже вспомнить примеры, очень давние. Но все же начать надо с того, что главные спортивные события едва ли не во всех цивилизованных телевизионных странах перешли на специализированные каналы. Да о чем говорить! Даже в нашей стране, с ее не самой развитой телевизионной структурой, работают девять спортивных каналов. Мое, кстати, мнение: дробление каналов на все более и более мелкие - явление абсурдное. Единственное, на мой взгляд, верное решение - существование специального футбольного канала НТВ-Плюс в Москве, который получил очень высокую оценку знающих мировой спорт специалистов телевидения. Но даже он, показывающий и Лигу чемпионов, и чемпионаты всех стран Европы, испытывает порой необыкновенные трудности, месяцами забивая программную сетку сплошными повторами. Что же говорить тогда о каналах "теннисных", "баскетбольных", "спортивных единоборств"! Боюсь, что эта цепочка будет еще удлиняться. Речь я веду о России, где руководители спортивных каналов еще не научились соотносить огромные денежные затраты с небольшими зрительскими аудиториями, которые названные каналы собирают. Возможно, я просто отстал, и слова расточительность" и"спортивное телевидение" стали синонимами.

Рейтинг лучшего на континенте канала "Евроспорт", по публикуемым в разных изданиях данным, очень высок во всех принимающих его странах. Потому что объять необъятное не стремится и очень профессионально концентрирует зрительское внимание на самых главных событиях, выдерживая основное свое правило - показывать только прямые трансляции, никогда не урезая их. Правда, появление "Евроспорта-2" доказывает, что руководители наконец осознали свою слабость: им не хватает времени для спортивных игр. И окончательно восторжествовало убеждение, что спорт становится все более космополитичным: игры сильнейших команд, будь то футбол, баскетбол или волейбол, интересны любой аудитории, а не только болельщикам тех стран, чьи команды сейчас сражаются на площадке.

Спортивные каналы, как правило платные, успешно работают во многих странах мира. Но о спорте не забывают и общедоступные, государственные каналы, не жалеющие для важных соревнований эфирного времени. Россия в этом плане является исключением. Первый и второй каналы мировой и отечественный спорт полностью игнорируют. Хотя в печати неоднократно приводились цифры: только эти два канала охватывают почти всю территорию страны. У именуемого общедоступным бесплатного канала "Спорт" аудитория не превышает 60% потенциальных телезрителеи, а у семи платных спортивных каналов НТВ-Плюс число подписчиков не более полумиллиона. Так что мои рассуждения о растущей популярности спортивных зрелищ, о воспитании новых высококультурных ценителей спорта относятся лишь к международному телевидению. В России же Константин Эрнст и Олег Добродеев на своих каналах все, связанное со спортом, подчеркнуто и с каким-то мальчишеским озорством отвергают.

Аналогии с прошлым

Наверное, вы заметили, размышляя о будущем спортивного телевидения, я особо отметил: что-то похожее можно найти и в прошедшем времени.

В 1980 году для трансляций Московской Олимпиады Гостелерадио на все четырнадцать дней полностью выделило два канала: первый и четвертый, в то время имевший небольшое распространение. Тогда Анна Дмитриева и я решились предложить своеобразную программную верстку, немного иную, чем ту, которую через десять лет удалось увидеть в Сиэтле, но более насыщенную, разнообразную, когда использовалась любая пауза, что возникала между трансляциями. Ничуть не преувеличиваю: мы отсмотрели километры исторической пленки и смонтировали сюжеты для микрорубрики "История Олимпийских игр". Корреспонденты московские и иногородние, помогавшее нам "Интервидение" подготовили десятки очерков о возможных победителях. К самым интересным состязаниям заранее записали прогнозы специалистов. Что-то делалось впрок, кто-то выезжал на съемки за считанные дни до начала Игр. Кассеты тщательно сортировались и расставлялись на соответствующих полках видеоархива. В кабинетах шкафы были забиты скоро превратившимися в макулатуру сценарными планами - тщательно, по минутам, просчитанные трансляции, сюжеты, очерки, информационные выпуски. Поздно вечером выходил в эфир "Дневник Олимпийских игр". Сценарий каждого из них тоже был написан.

Никогда я не работал с таким удовольствием. Четырехмесячная подготовка к олимпийским передачам кажется мне сейчас значительно интереснее, чем сама Олимпиада.

Свою "концепцию" мы защищали на редакционном совете, и, кажется, всем она понравилась. Не знаю, правда, решился ли наш главный редактор познакомить с нею Лапина. Думаю, нет.

Грандиозные замыслы рухнули в первый же олимпийский день. Хватило же у нас с Анной Владимировной ума первым запустить хроникальный сюжет о прибытии на открытие Игр, проходивших в начале века, первых лиц государства, которым надлежало их открывать. Как только эти кадры появились на экране, у Иваницкого раздался телефонный звонок такой силы, будто какой-то неведомый физический закон позволил Лапину вложить в него всю свою ярость.

Какие концепции, какие рубрики, какие заранее подготовленные сюжеты?! - немедленно поступило распоряжение снять все и забыть. Только трансляции, трансляции и ничего больше. Все, над чем не один месяц трудились сотни людей, так и осталось в видеотеке и шкафах.

А как же вечерние "Дневники"?.. Нарезка сюжетов, рассказывающих о событиях дня, - это понятно. Но должны же быть в передачах такого жанра интервью, комментарии, "портреты" чемпионов. До сих пор не могу объяснить, почему вызвал небывалое лапинское бешенство снятый в кругу семьи Юрик Варданян, знаменитый армянский штангист, ставший в тот день олимпийским чемпионом. Какие из программных документов партии мы нарушили? Патриотизм в показанном сюжете присутствовал, "советская национальная политика" была отражена в полной мере. Молодой красивый парень из тех, кем гордится страна, две минуты не сходил с экрана. К несчастью, "Дневник" этот вела Анна Дмитриева, которая за свое отношение к делу заслуживала высокой правительственной награды.

"Немедленно свяжитесь с Лапиным", - звонок дежурного по телевидению. Весь "страшный путь" с первого этажа на десятый, к телефону правительственной связи, который я уже описывал, Аня преодолевала с таким видом, словно ее вели на Голгофу. Но позже единственный человек, который присутствовал при телефонном разговоре, рассказал, что держалась она мужественно и гнев разбушевавшегося председателя выдержала достойно.

С того вечера в олимпийских "Дневниках" даже примитивный элемент творчества существовать перестал. Шли в нем без всякой фантазии смонтированные фрагменты прошедших в этот день соревнований: финишируют бегуны, и тут же на бревне удерживает равновесие гимнастка, а вслед за ней мертвой хваткой вцепились друг в друга борцы, потом в воду прыгают прыгуны, отражает удар футбольный вратарь и прочее...

Разберутся ли когда-нибудь историки телевидения, что за человек 15 лет возглавлял Гостелерадио СССР, причинивший столько необъяснимого зла своим подчиненным, которые стремились помочь ему поднять советское телевидение на высокий уровень.

Высочайшая оценка

Анна Владимировна Дмитриева все же самостоятельно осуществила задуманную нами идею. Возглавляя спортивные каналы НТВ-Плюс, которые начали работу в 1996 году, она постепенно трансляции с Олимпийских игр начала обрамлять тем самым орнаментом, который был задуман в 1980-м. Запрет Лапина нанес обиду от силы 3-4 работникам редакции. Миллионы зрителей о случившемся вовсе ничего не знали. В Москве царил праздник. Соревнования шли успешно. В отсутствие многих неприе-хавших звезд советские спортсмены одерживали победу за победой. Гимн страны звучал по нескольку раз в день. Столица была чистой и полупустой. Диковинные, неизвестные нам продукты появились в продовольственных магазинах.

Но главное - трансляции на многие страны мира велись на высочайшем уровне. Это не хвастовство, не ностальгия. Я передаю вам оценку, выставленную советскому телевидению за проведение Игр на сессии Евровидения.

А потому гордое мое утверждение "государство в государстве" упоминаю последний раз. Какие еще нужны доказательства? Что еще, кроме спорта, могло в короткий срок поставить технически слабое телевидение в один ряд с ведущими компаниями мира? Построить еще один телецентр, оборудовать десятки современных аппаратных, студий, монтажных, офисов для журналистов, закупить самое современное оборудование, на которое поначалу останкинские инженеры смотрели как на икону. Вот только передвижных телевизионных станций в нужном количестве приобрести не удалось - это оказалось не по карману.

Но завод в литовском Шауляе взялся изготавливать собственные ПТС. От сверхсовременных, что в то время производились за рубежом, отличались они значительно. Но и с их помощью все, происходившее на Олимпиаде, - еще раз с удовольствием сошлюсь на оценку Евровидения - было показано на "отлично".

А описание небывалого технического бума на советском телевидении завершу цифрами, которые, назови их Гостелерадио за год до Олимпийских игр, были бы восприняты всеми как фантастические.

В один только день - возьмем, к примеру, 24 июля - на олимпийских аренах Москвы работали 34 ПТС и 157 телекамер, среди которых были установленные на вертолете, движущихся тележках, автомобилях, под крышами Дворцов спорта, на дне бассейна. К этому надо добавить еще три ПТС, показывавшие футбольные матчи из Ленинграда, Киева, Минска, ре-портажные телекамеры, работавшие на парусной регате в Таллине...

Я перебираю старые документы, которые недавно случайно обнаружил. Списки режиссеров, операторов, редакторов, комментаторов из разных городов - всех, кто вел олимпийские трансляции. Быть может, цифры не точны: что-то менялось, какие-то списки утеряны, но я насчитал около 40 местных студий, командировавших в Москву своих сотрудников. Перелистываю страницы: плавание -бригада из Ленинграда; бокс - из Тбилиси, гимнастика - из Новосибирска; водное поло - из Риги; фехтование - изо Львова; тяжелая атлетика - из Ростова-на-Дону; гребля -из Свердловска.

К сожалению, сильные спортивные редакции в стране были наперечет. Лучшие, не более 8-10, хорошо известны. Остальные города давали однотипный ответ: спортивной редакции на студии нет. Тогда пришлось подбирать людей по-другому. Просили командировать в Москву для подготовки к Олимпиаде лучших работников, даже не имевших к спорту никакого отношения.

Какие интеллигентные, талантливые люди приехали к нам! Из детских, музыкальных, литературных и иных редакций. Признавались откровенно: спорт знаем плохо, показывать его, естественно, не приходилось никогда. Сами выбирали себе вид спорта, не спеша формировали операторскую бригаду и начинали самоотверженно готовиться. Постоянно приезжали в Москву на семинары, ходили на соревнования, встречались со знаменитыми тренерами и спортсменами, отсматри-вали имеющиеся в архиве видеозаписи. И вгрызались в порученное дело с такой страстью, что, честное слово, к началу Игр знали о предстоящих соревнованиях и их участниках гораздо больше, чем утомленные своей славой московские комментаторы.

За год до Олимпиады на Спартакиаде народов СССР состоялась последняя проверка сил. И специалисты из федераций, взявшие шефство над "новичками", уже тогда оценили их работу на "пятерку".

Время упадка

О Московской Олимпиаде можно рассказывать долго как веселые, так и грустные истории. Вспоминать удачи и критические ситуации, из которых выбирались с трудом. Пытаться восстановить в памяти красивые планы и замедленные повторы, которые шутя именовали лауреатскими. Но это новая большая статья, и, возможно, кто-то со временем, порывшись в документах и посмотрев сохранившиеся видеозаписи, возьмется за этот труд. Ведь доводилось мне видеть не статьи, а даже солидные книги о многих Олимпиадах -зимних и летних, издававшиеся в разных странах.

Еще два-три года после проведения Олимпиады воспоминания о ней поддерживали наше спортивное вещание на плаву. Отвергать наши предложения ни у кого не поднималась рука. А потом все вернулось на уровень 70-х годов: только футбол и хоккей чувствовали себя уверенно. Другие же виды пробивались на экран с боем. Время им выделяли ближе к полуночи. Передачи сокращали, монтировали, лишь иллюстрируя проходящую на стадионах борьбу, оставляя "за кадром" ее суть. Да и к техническим новинкам, что непрерывно "рождал" телевизионный спорт, останкинские инженеры заметно охладели, и видеть их мы могли только в трансляциях из-за рубежа.

О годах перестройки я уже говорил. В эфир потоком хлынули коммерческие передачи. О спорте забыли совсем. К тому же ярлык - "застойные" на время приклеился к спортивным передачам, и у составителей программ появилась еще одна "степень защиты", оберегавшая их от нашей настойчивости. Стало модным волшебное слово "рейтинг". И цифры его, неизвестно кем и как подсчитывавшиеся, менялись с калейдоскопической быстротой, выталкивая вверх то одну, то другую нужную передачу. А у спортивных трансляций, даже таких престижных, как игры футбольной Лиги чемпионов, "рейтинг" всегда был близок к нулю.

Созданная в 1991 году "Российская телерадиокомпания" под руководством Олега Максимовича Попцова, хорошо понимавшего значение спорта на телевидении, еще некоторое время "держала марку". А вскоре ОРТ, возникшее на месте "Останкина", от спорта и вовсе отказалось. Даже договор о трансляциях Лиги чемпионов решено было не продлевать. Чуть позже из программы "Время" исчезли спортивные новости. Хотя с первого дня ее существования создатель и первый руководитель программы Юрий Александрович Летунов без сообщений о спорте считал ее неполноценной, а Лапин издал распоряжение, чтобы в программе появились спортивные комментаторы.

Так что спорт с нашего телевидения постепенно уходил, а вместе с ним уходил и квалифицированный зритель, терпеливо воспитанный телевидением.

"Спорт создан для телевидения..."

Лишь в 1996 году с созданием спутниковых каналов НТВ-Плюс крупнейшие в мире спортивные соревнования вновь появились на российских телеэкранах, пусть и для очень ограниченной аудитории. И в том же году Игорь Евгеньевич Малашенко, руководитель НТВ и НТВ-Плюс, без раздумий одним росчерком пера подписал договор с УЕФА об освещении Лиги чемпионов на обоих каналах, оставив миллионам российских болельщиков зрелище, уже четыре года считавшееся одним из самых престижных в мировом телевидении.

А пока даже самые серьезные соревнования, интересные российскому зрителю, предлагают ему в микроскопических дозах. Союз телевидения и спорта во всем мире становится все прочнее. Самые свежие цифры подтверждают это. Некоторые просто поражают воображение: финал Италия - Франция на последнем мировом футбольном чемпионате смотрели одновременно более двух с половиной миллиардов человек. Или такой пример. Почти 90 телекомпаний транслируют на 80 стран дары Лиги чемпионов, где, заметьте, участвуют только европейские клубы. И смотрят их в США и Вьетнаме, Таиланде и Сингапуре, Австралии и Коста-Рике.

Вот почему фразу, с которой я начал эту статью, "телевидение и спорт словно созданы друг для друга" разумно было бы изменить. Сейчас она должна звучать так: "спорт создан для телевидения..." Есть телекомпании, где даже интересную спортивную трансляцию без особых сомнений заменят иной передачей, не менее интересной. А вот на любых соревнованиях: Олимпийских ли играх, на первенстве мира по футболу, даже на чемпионате России по борьбе - организаторы прежде всего решают вопросы, связанные с телевидением. И решив их, занимаются выбором дворцов спорта, стадионов или скромных залов, поиском спонсоров, рекламодателей, утверждением регламента, программы соревнований или долгосрочного календаря. И стараются при этом выполнить все требования согласившихся на совместную работу телекомпаний.

И если раньше на условно составленной карте "союз телевидения и спорта" надо было полностью разместить на территории, именуемой "телевидением", то сейчас он почти полностью переместился на соседнюю "территорию" под названием "спорт".

Невеселое послесловие

Написав чуть выше, что существуют телекомпании, которые с необыкновенной легкостью готовы отказаться от важной спортивной трансляции, я, естественно, в первую очередь вспомнил о первом и втором государственных каналах России. Конечно, проще в выходной день, переполненный Большим спортом, запустить по двум программам одновременно, соревнуясь в своеобразном понимании остроумия, две передачи. Первая называется "Бенефис Юрия Гальцева и Елены Воробей", а другая - "Кривое зеркало. Театр Евгения Петросяна". Продолжительность каждой, между прочим, два с половиной-три часа.

Видишь все это и в очередной раз задаешься вопросом, как может страна, отодвинувшая спортивное телевидение на задворки, раз за разом предлагать проведение сначала в Москве, а теперь в Сочи Олимпийских игр?

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2007
Посещений: 13801

  Автор

Аркадий Ратнер

Аркадий Ратнер

Спортивный обозреватель

Всего статей:  5

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций