Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Состояние рынка киноконтента в Интернете в 2008 году

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Состояние рынка киноконтента в Интернете в 2008 году

Тенденции рынка киноконтента:



Динамика снижения посещаемости кинотеатров:

Участники рынка на конференции «Индустрия кино» (организатор газета «Ведомости», декабрь 2008 года) прогнозируют снижение посещаемости кинотеатров в 2009 году из-за сокращения населением расходов и как следствие, снижение посещаемости не только кинотеатров, расположенных в торговых центрах, но и отдельно стоящих кинозалов.

По данным ВЦИОМа, за последние 5-10 лет 43% россиян перестали ходить в кинотеатры, 54% делают это крайне редко, 37% недовольны дороговизной билетов в кинотеатры, а 18% ходили бы чаще в кино, если снизят цены на билеты.


Участники рынка киноконтента:

  • Легальные веб-ресурсы, владельцы которых используют фильмы в сети Интернет на основе договоров с правообладателями и выплачивают авторские вознаграждения, далее легальные веб-ресурсы.
  • Пиратские сайты, владельцы которых не имеют юридических оснований для какого-либо использования фильмов в сети Интернет, далее пиратские сайты.

Сравнение аудиторий участников рынка по количеству пользователей




Карта участников рынка киноконтента

Большая популярность пиратских сайтов обусловлена наличием в их фильмотеке нелегальных копий киноновинок. Игнорирование правообладателями такого канала дистрибуции как сеть Интернет привело к тому, что этот сегмент рынка занят теми, кому цифровой киноконтент не принадлежит: пиратами. Многие владельцы сайтов с киноконтентом, хотели бы работать легально, но для этого нет условий и инструментов.


Поскольку пираты не ограничены в своей деятельности авторскими правами, они размещают идущие в широком кинопрокате фильмы на страницах своих сайтов и получают незаконные доходы. На легальные сайты новинки кинопроката попадут только после выхода релиза на DVD-диске. К этому времени зрительский интерес к фильму уже крайне низкий.


Сравнение бизнес-моделей участников рынка киноконтента


Владельцы локальных сетей получают возможность первыми предложить пользователю киноконтент. Остальные конкурируют в виртуальном пространстве, причем легальные веб-ресурсы, будучи ограниченными правами, проигрывают по выбору фильмов и качеству фильмотеки.


На диаграмме приведено сравнение по количеству участников рынка. Очевидно, что наиболее крупным сегментом являются локальные сети и сервисы/каталоги провайдеров, которые, к тому же «первыми» предлагают пользователям киноконтент. Не смотря на то, что нет точных данных о количестве абонентов по каждому провайдеру, логично предположить, что потенциально их аудитория равна всем частным пользователям широкополосного Интернета в РФ.

Важно заметить, что провайдеры не используют киноконтент как источник дохода. Его размещение в локальных сетях и на сервисах провайдеров является некой программой лояльности для пользователей, чтобы удерживать последних большим количеством бесплатного контента. Провайдеры также размещают на своих площадках файлообменники и торенты для генерации трафика, стоимость и объемы которого они используют для расчетов с другими участниками телекоммуникационного рынка.



Основной ущерб Интернет-пираты наносят кинопрокатчикам. При полном отсутствии собственных затрат на производство, дистрибуцию и рекламу они получают в своё распоряжение продукт повышенного спроса, который формируется через рекламные кампании. Каталоги фильмов, которые незаконно размещаются на пиратских сайтах, полностью совпадают с афишами на рынке коммерческого кино в России.


Взамен широкого экрана, пираты предлагают пользователям достаточно удобный способ просмотра фильма. Размещая файлы с фильмами на своих сайтах в сети Интернет, они предоставляют пользователям доступ к нелегальному киноконтенту в любое время из любого места.

Пользователи получают возможность воспроизведения киноконтента практически на любом носителе без ограничения по количеству и времени просмотра. Нет привязанности к месторасположению кинотеатра и времени сеанса. Также можно выбрать более комфортную аудиторию для домашнего просмотра, чем «гыгающие» и чавкающие люди в зале.

Для большинства аудитории это является важным дополнительным преимуществом, нежели просмотр фильма в кинотеатре. Непосредственно сами пользователи не задумываются о том, законно ли они действуют, а также правомерно ли используется киноконтент на сайте. Потребление в данном случае является для них всего лишь альтернативным вариантом просмотра фильма.

По данным компании «Видео 24» ежедневный ущерб по одному фильму из категории «Блокбастер», в период кинопроката, составляет 150 тысяч USD, а за весь период превышает 2 млн. USD (по курсу 28 рублей за 1 USD). Таким образом, от перетекания зрителей в Интернет игроки рынка создания и коммерческого использования кинопродукции теряют на кассовых сборах.

Ущерб, нанесенный рынку кинопроката в 2008 году   

    



Для расчета применялись следующие данные:

  • Количество ссылок, которые ведут пользователя к непосредственному скачиванию файла с фильмом. Эти получены с помощью мониторинга сети Интернет сотрудниками «Видео 24».
  • Среднее количество скачиваний в день с пиратских сайтов. Эта информация получена на основе данных от SMS агрегаторов, принимающих платежи за киноконтент, а также использованы статистические данные компании «Видео 24». Важно учесть, что здесь применяется поправка на количество одновременных фильмов в прокате.
  • Средняя стоимость билета в кинотеатр - известная на кинорынке величина в 5,3 USD.
  • Количество дней проката - во всех расчетах использован параметр в 14 дней проката. Полученные данные последовательно умножаются.

Пример подсчета убытка на фильме Адмирал:

525 ссылок * 269 среднее число скачиваний на данный период * 5,3USD билет *14 дней проката = = 10,478,895 USD ущерб в период кинопроката.


Объем нелегального рынка киноконтента:

Отсутствие рынка легальной дистрибуции цифрового киноконтента в сети Интернет приводит к росту объема нелегального рынка цифрового киноконтента, который, по экспертным оценкам компании «Видео 24» на основе данных операторов, принимающих SMS-платежи, а также дистрибуторов DVD-продукции и деловых СМИ, составил:


Поскольку легальный рынок киноконтента практически отсутствует, потенциал рынка можно оценить на основе цифр рынка нелегального распространения киноконтента. Чтобы получить информацию по объему рынка, были использованы три варианта расчетов.

При этом следует заметить, что в данных расчетах не учтены объемы нелегального использования киноконтента в локальных сетях и на бесплатных сервисах провайдеров доступа в Интернет из-за отсутствия подобной информации.

1-ый вариант подсчета:

По данным РБКdaily в 2007 году SMS-агрегаторы заработали 1 млрд.USD. Из них 4% в структуре микроплатежей это поступления за продажу легального киноконтента в Интернете, что составляет 40 млн.USD.

Методика расчета: 4* 1 млрд.USD / 100 = 40 млн. USD, где

4 - объем микроплатежей за легальный видеоконтент в сети Интернет в процентах, по данным SMS-агрегаторов, 1 млрд. USD- объем рынка микроплатежей,

100 - 100% объема рынка микроплатежей.

По данным «Видео 24», на начало 2008 года в Рунете насчитывалось 246 пиратских сайтов, аккумулирующих 90% всей аудитории любителей кино. Из них 52 являются платными. Число бесплатных сайтов превышает платные веб-ресурсы в 4,73 раза.

Методика расчета 246 / 52 = 4,73, где

246 - количество сайтов, аккумулирующих 90% всей аудитории любителей кино,

52 - количество платных сайтов.

Таким образом, объем нелегального рынка киноконтента составляет примерно 189.200.000 USD за 2007 год.

Методика расчета: 40.000.000,00 USD * 4,73 раза = 189.200.000 USD, где

40.000.000,00 USD - поддающийся оценке объем легального киноконтента в сети Интернет, данные SMS-агрегаторов,

5 - значение, на которое количество всех нелегальных сайтов превышает платные веб-ресурсы.

2-ой вариант подсчета:

По оценкам РБКdaily в 2007 году объем продаж лицензионных DVD-дисков составил 2 млрд. USD. По оценкам самих участников рынка (Ассоциации DVD-издателей и компании CP Digital) в 2007 году рынок лицензионных DVD-дисков лишился дополнительных 10% из-за размещения файлов с фильмами в сети Интернет.

Таким образом, объем нелегального рынка киноконтента составляет примерно 200.000.000 USD за 2007 год.

Методика расчета: 10 * 2.000.000.000,00 USD/100 = 200.000.000 USD, где

10- доля недополученных доходов DVD-издателей в процентах по оценкам участников рынка,

2.000.000.000,00 USD - объем рынка DVD-дисков в 2007 году,

100 - 100% объема рынка DVD-дисков.

3-ий вариант подсчета:

По данным SMS-агрегаторов за 2009 год в среднем на один платный сайт приходится порядка 230.000 загрузок фильмов. По данным ООО «Видео 24» на начало 2009 года в Рунете насчитывалось 364 пиратских сайта, аккумулирующих 90% всей аудитории любителей кино.

Таким образом, объем нелегального рынка киноконтента составляет примерно 209.300.000 USD за 2008 год

Методика рынка: 230.000 * 364 * 2,5 USD = 209.300.000 USD, где

230.000 - среднее годовое количество загрузок фильмов, приходящееся на один платный сайт,

364 - количество сайтов, аккумулирующих 90% всей аудитории любителей кино,

2.5 USD - средняя стоимость SMS-оплаты за загрузку фильма.

Емкость рынка легального киноконтента.

Емкость рынка легального киноконтента можно оценить лишь по количеству платных пиратских сайтов, а также по количеству сайтов, использующих рекламную модель. Таковых на начало 2009 года насчитывается 116. На данный момент эти сайты умеют монетизировать киноконтент. Следовательно, это реальная возможность для легальных ресурсов занять этот сегмент. При очень важной оговорке - наличии прав.

Емкость рынка легального киноконтента составляет примерно 100.000.000 USD в год.

Методика расчета: 116 * 960 * 365 * 2,5 = 101,616,000 USD, где

116 - количество пиратских сайтов с аудиторией более 10.000 в сутки и ведущие активную коммерческую деятельность

960 - среднее число загрузок фильма на сайтах данной категории

365 - количество дней в году

2,5 - стоимость SMS, самый популярный микроплатеж пользователя.

Резюме

Причина роста пиратства в сети Интернет:

  • отсутствие систематизированной и централизованной антипиратской деятельности со стороны правообладателей и государства;
  • в ряде случаев отсутствие прав на использование фильмов в сети Интернет у самих правообладателей;
  • отсутствие структур в чьи обязанности напрямую были бы включены функции по пресечению незаконного использования киноконтента;
  • рост сетевой аудитории за счет «перетекания зрительского внимания» в Интернет;
  • расширение аудитории Интернета: безлимитные тарифы, масштабное проникновение в регионы и широкополосный доступ;
  • рост рынка создания и коммерческого использования киноконтента как источника цифрового киноконтента.
Обзор подготовлен сотрудниками ООО «Видео 24»

Опубликовано: Сайт Broadcasting.Ru-2009
Посещений: 8894

Статьи по теме

В рубрику "Контент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций