Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рациональное использование освобождающегося диапазона частот при переходе на цифровое телевидение

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рациональное использование освобождающегося диапазона частот при переходе на цифровое телевидение

Артем Савельев
Журналист

До полного отключения аналогового телевидения в России еще несколько лет, но уже сегодня нужно задуматься о рациональном использовании новых возможностей во благо общества. Развитие может пойти по нескольким путям: мобильное телевидение, широкополосный доступ, телевидение высокой четкости и прочие услуги.

Демократический подход

Принято считать, что переход на цифру означает более качественную картинку и звук, дополнительные каналы и новые сервисы. Именно из-за повышения качественной стороны предоставляемой услуги наше правительство совместно с телекомпаниями идут на немалые вложения, которые на данный момент оцениваются суммой S10 млрд.

Что же ждет нас в недалеком будущем? Несомненно, картинка и звук в результате перехода на цифровое вещание обещают быть не хуже аналоговых. Да и других вариантов тут нет, ведь при слабом сигнале изображения и голоса не будет вовсе. К тому же внедрение каких-либо феерических сюрпризов со стороны цифровых эфирных каналов тоже навряд ли ожидается, о чем красноречиво говорит малое число абонентов в экспериментальных районах (Санкт-Петербург, Свердловская область). Слабовато, честно говоря, на данный момент. Люди ожидали чего-то качественно нового, может, даже необычного, тем более что столько было уделено этому внимания со стороны государства и СМИ.

Но тем не менее существует очень важный момент в переходе эфирного ТВ в цифровой формат - освобождение диапазона частот, частотного спектра, так как цифровой сигнал занимает значительно меньшую частотную полосу. Радиочастотный спектр, являющийся очень ограниченным по емкости, в последние годы приобрел широчайший спрос в ходе роста и образования телекоммуникационных компаний и операторов связи. В развитых демократических странах дан ный ресурс - общественное достояние, а его распределение, опять-таки в интересах народа, полностью возлагается на плечи государства. В случае с Россией перераспределение частот тоже должно быть задачей государства, которую оно должно реализовать грамотно и рационально. Как, собственно, это сделать, опять же можно почерпнуть из опыта других стран. В мире существуют два варианта с допустимыми вариациями. Первый - целевое распределение освободившихся частот самим государством, учитывая свою выгоду и приоритеты. Второй - выставление освободившегося частотного спектра на торги, а рынок уже сам распределит его между игроками. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

Историческое распределение частот

После окончания Второй мировой войны началось бурное развитие эфирного вещания по всему миру. Для этих целей использовались метровые и дециметровые волны в частотном диапазоне 30-1000 МГц. Уже в начале 1950-х годов в развитых странах, особенно в Европе, остро встал вопрос о координации действий стран при использовании частот, так как эфирные вещатели начали мешать друг другу. В результате в 1961 году в Стокгольме состоялась первая конференция, посвященная распределению частотного спектра, в ходе которой были обозначены мощность и частоты передатчиков. В итоге населению подавались качественные теле-, радиосигналы, а отдельные страны не мешали друг другу и формировали эфир удобным для них образом. И по сей день страны-участники Стокгольмского соглашения используют спектр согласно своим потребностям при условии, что это не мешает другим странам.

Уже в середине прошлого столетия телевидение стало важнейшим стратегическим центром ведущих государств, мощным инструментом внешней и внутренней политики, работе которого уделялось много внимания и ресурсов. Тогда в Стокгольме для эфирного вещания был выделен UHF-диапазон частот (470-862 МГц) с предполагаемой загрузкой 4-7 каналов.

Необходимо отметить, что вышеуказанный диапазон имеет ряд плюсов:

  1. Для приема сигнала нет необходимости в наличии прямой видимости передатчика, так как волны способны огибать препятствия, а также распространяться внутри помещений.
  2. Второй плюс, вытекающий из первого, - большая зона покрытия сигнала, что означает небольшое число передатчиков, а значит, и уменьшение экономической составляющей.
  3. Небольшие габариты приемной антенны, что очень важно при использовании в домашних условиях. Метровая антенна, напротив, имеет слишком большие размеры для дома.

Переломный момент

Научный прогресс в 1990-х годах подарил систему кодирования OFDM. Данная система позволяет обеспечить лучшую передачу цифрового сигнала в условиях переотражения и обладает более совершенным кодированием. После внедрения ODFM стало возможным использование менее мощных передатчиков и меньшей частотной полосы для передачи того или иного сигнала. С тех пор кодирование становится с каждым своим шагом все более эффективным. И если в 1990-х годах заявлялось о четырех цифровых каналах в одном мультиплексе, то сейчас уже говорят о четырех HDTV-каналах. Следуя данной арифметике, можно сказать, что при осуществлении перехода каждого телеканала на цифру освобождается от 3/4 частотной полосы, что составляет 294 МГц UHF-диапазона.

Очень интересная цифра, и ценность ее будет не менее интересной. Какой открывается простор для реализации возможностей! Ведь сейчас диапазон частот отнюдь не резиновый, а многие вещатели стараются загрузить эфирную сетку через край, зачастую в ущерб качеству предоставляемой услуги населению и в обход установленных нормативов. И все это для увеличения маржи при жесткой конкурентной борьбе. Высвобождающийся спектр частот позволит вещателям не переступать букву закона и наполнять эфир качественной, интересной для потребителя подборкой каналов, рождая здоровую конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг. Для примера, на аукционе, состоявшемся в США в 2007 году, 62 МГц частот в диапазоне 700 МГц были пущены с молотка за $19,6 млрд в пользу государственной казны.

Вопрос о распределении возникших свободных частот вызывает полет фантазии. Очевидно, что частоты эти очень пригодятся телевещателям, позволят им разнообразить выпускаемый контент, дадут возможность реализовать проекты мобильного ТВ и HDTV. Операторы сотовой связи заинтересованы не меньше, ведь инновационные проекты сетей 3G и ШПД не могут охватить удаленные районы на 100% ввиду использования более высоких частот на данный момент. Несомненно, эти же частоты не помешают государству для выполнения разнообразных задач.

На Женевской конференции в 2006 году, принявшей участников из стран Европы, Ближнего Востока и Африки, было принято решение, что приоритетное направление в использовании освободившихся частот - телевидение. В остальном каждая страна вольна поступать по своему усмотрению, лишь бы не мешать соседям.

Народ или государственная казна?

Важность телекоммуникаций и телевещания для страны невозможно недооценить. Телевидение было и остается главным кладезем информации и важным правительственным институтом для влияния на умы и мировоззрение людей. ТВ смотрит большая часть населения, а телекоммуникационная сфера предлагает разнообразные сервисы и услуги и по сути своей есть весьма эффективный и прибыльный бизнес.

По данным анализа европейского рынка можно однозначно сделать вывод, что телекоммуникации экономически намного выгоднее для страны, чем телевещание. При условии распределения частотного спектра при помощи торгов или аукционов, лидеры телекоммуникационной отрасли заплатят за частоты больше. Но только при условии, что вопрос этот будет регулировать государство, действуя сбалансированно по отношению к социальной и экономической составляющим.

Продажа. "За" и "против"

На данный момент идею продажи освобождающегося частотного спектра приняли США и Великобритания. Американцы провели аукцион в начале 2008 года, а англичане запланировали это событие на 2009 год. Приверженцы аукционного метода полагают, что наибольшую финансовую выгоду принесут те компании, которые способны использовать приобретенные частоты наиболее эффективно, и, как следствие, спектр предоставляемых ими услуг для населения будет максимально востребован. С другой стороны, противники аукционов говорят, что денежные активы, которые компании потратят на приобретение частот, изымаются из оборота и соответственно будут компенсироваться за счет внедрения дополнительных платных услуг для населения, востребованность которых под большим вопросом. В итоге где гарантии, что победители аукциона предложат в недалеком будущем гражданам своей страны что-то на самом деле нужное? Частотный диапазон окажется в руках у самых богатых телекоммуникационных компаний, но это еще ничего не значит при переводе вопроса в русло полезности предоставляемых услуг для конечного потребителя.

Важно отметить тот факт, что в странах, чей выбор пал на аукцион в качестве варианта распределения частотного спектра, лоты представляют собой только часть освобождающихся частот. Остальная часть была отдана на нужды государства для решения вопросов безопасности и систем связи. К тому же в связи с переходом на цифру приобретение телеприставок для населения субсидируется правительством.

Аукцион является весьма выгодным и интересным методом решения вопроса о распределении частот, которые освободятся в результате перехода на цифровое вещание. Данный вариант подходит для многих стран с развитыми альтернативными системами распространения телесигнала (IPTV, спутниковое и кабельное ТВ), где граждане имеют деньги и потребность в получении беспроводных услуг ШПД. В этом случае переход на цифру принесет государству ощутимый доход, при условии мощной подготовительной работы.

Государственное распределение

В случае принятия за основу государственного распределения частот возможна следующая последовательность. Государство оставляет за собой диапазон частот для своих нужд. Оставшиеся частоты запустит в виде нескольких мультиплексов: некоммерческий (бесплатный) и коммерческий. Такой вариант успешно использует Швеция. Бесплатный мультиплекс станет мощным средством влияния на умы и настроения людей. А чтобы попасть в коммерческие мультиплексы, телекоммуникационные компании должны будут подать заявку на лицензию для включения того или иного канала в сеть вещания. Рассмотрение заявок и выдачу лицензий возложат на государственный комитет по радио и телевидению. В результате коммерческие мультиплексы, их содержание и количество также полностью будут зависеть от государства.

Итог

На данный момент однозначного пути выхода из ситуации с распределением частотного спектра, освобождающегося при переходе на цифровое ТВ, выделить невозможно. Причем как в глобальном масштабе, так и для отдельно взятого государства. Органам власти сейчас остается только гадать и прогнозировать, какой вариант будет правильнее и полезнее политически, экономически, при постоянном давлении извне и изнутри государства. Фактом остается то, что Россия еще не выработала для себя концепцию перехода на цифровое ТВ. Но время еще есть, ведь рассмотрение очередных решений по перераспределению спектра частот в мире запланировано на 2011 год. В любом случае будем надеяться, что наше государство возьмет грамотный и сбалансированный курс на выполнение этой нелегкой задачи. Впрочем, время покажет...

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2008
Посещений: 16902

  Автор

 

Артем Савельев

Журналист

Всего статей:  8

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций