Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правовое регулирование на рынке прав на интеллектуальную собственность

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Правовое регулирование на рынке прав на интеллектуальную собственность


Федор Кравченко

Управляющий партнер коллегии юристов СМИ

В августе в специализированных СМИ прошла новость о том, что Российское авторское общество (РАО) получило государственную аккредитацию в качестве организации по коллективному управлению правами. Теперь общество будет управлять исключительными правами на публичное исполнение (ТВ, радио, концерты и прочее) музыкальных произведений и отрывков музыкально-драматических произведений. Кроме того, РАО будет помогать композиторам получать вознаграждение за публичное исполнение произведений с их музыкальным оформлением.

Тема взаимоотношений кабельных операторов и РАО достаточно острая и не раз поднималась в нашем журнале. Поэтому мы поинтересовались у юристов, занимающихся вопросами правового регулирования, что может измениться на рынке прав на интеллектуальную собственность и на рынке кабельного телевидения после аккредитации РАО.

Вещатели вынуждены почти год работать в условиях правовой неопределенности

—  Как аккредитация РАО повлияет на ситуацию на рынке прав на интеллектуальную собственность и на рынке кабельного телевидения?

- Я думаю, что после аккредитации РАО произойдет рост количества случаев заключения договоров с авторским обществом, так как раньше многие тянули с этим, ссылаясь на ряд причин, в том числе на неопределенное законодательство, на отсутствие соответствующего статуса у РАО. Вообще десятки и сотни региональных компаний выбирали тактику выжидания и затягивания. Они бомбардировали РАО запросами, чтобы общество доказало обоснованность работы с теми авторами, с которыми у них не урегулированы отношения. После вступления в действие 4 января 2008 года IV части ГК откровенно говорили о том, что РАО не может представлять всех правообладателей. Поэтому в один момент увеличится количество заключивших договоры и ужесточится ситуация по отношению к тем, кто такие договоры не заключил.

Но ситуация по РАО кажется мне менее характерной, чем ситуация по смежникам, потому что то же самое, только в меньших масштабах, происходило с несколькими организациями, которые претендовали на статус обществ по коллективному управлению правами обладателей смежников. Можно точно сказать, что та организация, которая получит государственную аккредитацию (по многим прогнозам, это РСП), приобретет преференцию в виде огромного количества телерадиокомпаний, захотевших как можно     быстрее заключить с ней договор и соответственно как можно быстрее легализоваться в части использования объектов смежных прав. Я опасаюсь, что это может привести к следующему сценарию: ставки будут достаточно высокими из-за недостатка времени на рассмотрение каждого отдельного договора, позиция такого общества окажется несколько дистанцированной от нашего телевизионного сообщества, и, кроме того, подобное общество может начать "выкручивать руки" вещателям. Это, конечно, худшее из возможных опасений. Законодатель поставил вещателей в очень неудобное положение. Аккредитация общества по коллективному управлению смежными правами произойдет только 5 декабря этого года. При этом уже с 1 января текущего года все общества, которые ранее представляли обладателей смежных прав, утратили свои полномочия. Получается, что по вине законодательной и исполнительной власти вещатели вынуждены почти год работать в условиях правовой неопределенности и фактически незаконно использовать объекты смежных прав. Но сейчас может сложиться ситуация, когда именно это и будет поставлено вещателям в вину. После того как появится аккредитованная организация по управлению правами смежников, она сможет обвинять вещателей в том, что с окончания срока действия их лицензионных соглашений со старыми обществами прошло больше года. И требовать срочно, не торгуясь, под страхом привлечения к ответственности заключить новые лицензионные договоры на тех условиях, на которых будет настаивать это новое общество.

—  Упорядочит ли аккредитация отношения между кабельными операторами и РАО?

-  Определенная упорядоченность наступит, правда не очень существенная. Ситуация останется такой, какой была до первого января. Ведь и до первого января, заключая соглашение с любым обществом, мы имели ровно то же самое, что и будем иметь после пятого декабря, когда останется пара обществ по смежным и по авторским правам. Вся разница между прошлой и будущей ситуацией сводится к тому, что раньше было много обществ, каждое из которых было уполномочено предоставлять нам необходимые права, а после декабря будет по одному такому обществу. Соответственно исчезнет конкуренция ними, а в остальном некоторая упорядоченность возникнет, но юристы ее видели и раньше.

—  Можно ли ожидать появления четкой нормативной и договорно-правовой базы?

-  Она постепенно возникает, и нормативная база уже во многом есть. Но главное - это договорная база, потому что отношения между обществом и вещателем исключительно договорные. Они заключают лицензионные соглашения, которые регулируются нормами гражданского права, где предполагается, что обе стороны равноправны. Поэтому я думаю, что эти отношения будут урегулированы нормально. Вот, например, РАО в марте вывесило на сайте новые формы лицензионных соглашений для вещателей, они полностью обновили свою договорную базу. На мой взгляд, РАО излишне старается исключить возможность всякой модификации своих договоров вещателями. С одной стороны, РАО можно понять: иметь по тысяче договоров по разной форме сложно, но, с другой стороны, говорить о том, что вещатель обязан путем присоединения (то есть не изменив в нем ни буквы) подписать такой договор - это чересчур жестко. Такой подход нельзя назвать равноправным, и он нуждается в отдельном правовом анализе. Я не уверен, что результат такого анализа будет в пользу позиции РАО.

—  Есть ли возможность уменьшить размер отчисления за использование прав на произведение, которое выплачивает оператор кабельных сетей в ходе трансляции? Можно ли торговаться с РАО?

-  Раньше по стране можно было встретить примеры самых разнообразных ставок платежей по лицензионным соглашениям. Практика была крайне дифференцированной; были случаи, когда два вещателя, имеющие одинаковый; размер аудитории и количество рекламы на рынке, могли отчислять за права совершенно разные суммы, причем разница достигала десятков раз. Я уверен, что сейчас и РАО, и организация по смежным правам будут стараться со всеми заключить контракт на примерно одинаковых финансовых условиях. Поэтому торговаться будет трудно, но все же, на мой взгляд, - необходимо. Ведь если мы подписали гражданско-правовой договор, значит, мы с ним полностью согласны, после его подписания будет поздно ссылаться на то, что это слишком дорого. Можно снизить размер платежей, если в них не будут включаться доходы, которые не связаны с использованием аудиовизуальных произведений. Можно вести раздельный бухгалтерский учет таких доходов и договориться с РАО или с другим обществом о том, что процент будет браться только с тех доходов, которые непосредственно связаны с использованием аудиовизуальных произведений.

Теоретически можно серьезно снизить платежи, очистив в момент создания аудиовизуального продукта права на все музыкальные произведения, использованные в нем.

Стоит отметить один важный факт: РАО получило аккредитацию по двум принципиально разным сферам. Если мы посмотрим приказы руководителя Росохранкультуры и статью 244 Гражданского кодекса РФ, мы увидим, что РАО уполномочено управлять двумя разными группами прав.

Первая группа прав указана в статье 1244 ГК как "управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции".   Если переводить словосочетание "управление исключительными правами на сообщение в эфир или по кабелю" с юридического языка на русский, получится, что РАО может разрешить нам использовать то или иное музыкальное произведение совсем без согласия автора (например, в случае если мы скачали его запись из Интернета или купили на диске в ближайшем киоске). Именно на этот случай рассчитана стандартная форма лицензионного договора РАО. Для музыкальных радиостанций оно очень удобно, поскольку они действительно не могут заключать с авторами (правообладателями) договоры на каждое музыкальное произведение, которое ставят в ротацию у себя в эфире. Но вот телекомпании, если бы захотели, могли бы очистить свои программы в части приобретения прав на использованную в них музыку. Телекомпании приобретают фильмы с уже очищенными правами на содержащуюся в них музыку. Им остается лишь избежать использования неочищенной по правам музыки в качестве музыкального фона в создаваемых ими телепередачах, межпрограммных промежутках, отбивках и т.п. Тогда они могли бы сказать, что им не нужно заключать с РАО лицензионные договоры, связанные с первой группой прав - "исключительными правами на сообщение в эфир в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю".

Вторая сфера: осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях. Разницу очень трудно понять, но она есть. Осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, -это право на получение вознаграждения за сообщение в эфир и передачу по кабелю такого аудиовизуального произведения. Дело в том, что п. 3 статьи 1263 ввел какое-то совершенно непонятное право композиторов: после того как они уже дали согласие на использование музыки в аудиовизуальных произведениях, после того как у них уже купили эту музыку для фильма, еще раз получить эти права, потому что этот фильм показали в кинотеатре или пропустили в эфире. Природа этого права мне до конца не ясна - оно же не перечислено среди имущественных прав в 1270-й статье. Почему только композиторы получили такое право? До первого января оно действовало только в отношении публичного исполнения, но это было более понятно, потому что публичное исполнение легче загнать в договорные рамки. Если в ресторане люди поют караоке, то этот ресторан делает отчисление композиторам, потому что там нет прямой возможности выстроить отношения с автором. Но при сообщении в эфир это вполне возможно. В сфере радио - очень трудно, так как в ротации одной радиостанции может находиться несколько сотен песен и их все не очистишь в режиме онлайн. Для ТВ, которое работает с более стабильным продуктом, когда выпускается фильм на рынок или какая-то передача с определенными музыкальными заставками, - это вполне реалистично.

Так вот, я считаю, что сейчас может произойти такая революция на рынке, и мы уже даже ведем с несколькими крупными игроками исследовательские переговоры по вопросу: можно ли очистить тот или иной продукт, можно ли поставить вопрос о снижении отчислений в РАО, потому что это не отчисления исключительно за управление правами, а это отчисления за управление правами композиторов, которые не являются исключительным правом и за нарушения которых достаточно трудно наказать так же, как за нарушение исключительных прав.

—  А как Вы считаете, соответствует ли сейчас размер авторского вознаграждения заложенному в законе принципу оплаты пользования правами?

-  Это зависит отнюдь не от размера процента, а от того, как этим процентом распоряжаются. В целом нельзя сказать, что деньги, получаемые многими авторами, столь уж сногсшибательны. Но главная проблема здесь -это обоюдная проблема и авторов, и обществ, и телекомпаний - тот самый принцип, который вы упомянули. И авторское общество лоббирует повышение такого процента. Телекомпании-вещатели очень неаккуратно заполняют отчетность, в связи с этим не всегда можно выяснить, кто из авторов был максимально использован и в каком объеме. Поэтому, имея немаленький бюджет, возникает вопрос о чрезвычайной трудности его распределения. Я уверен, что РАО будет использовать те штрафные санкции, которые сейчас заложены в новое телевизионное соглашение в отношении отсутствия отчетности. В отчетности должно быть написано, сколько секунд звучала каждая песня. Я уверен, что телекомпаниям придется, благо сейчас технические средства позволяют, вести это четче и передавать результаты в РАО своевременно.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 11593

Статьи по теме

  Автор

Федор Кравченко

Федор Кравченко

Управляющий партнер Коллегии юристов СМИ

Всего статей:  3

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций