Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Основные направления развития спутникового вещания в России

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Основные направления развития спутникового вещания в России

В журнале Broadcasting № 3, 2011 был проведен круглый стол, посвященный развитию спутникового вещания в России. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ также прокомментировало ситуацию, сложившуюся в отрасли на сегодняшний день

Департамент информации и
общественных связей
Минкомсвязи России

Роль спутникового вещания в программе перехода на цифру

Сети спутниковой связи являются составной частью инфраструктуры цифрового телевизионного вещания РФ и будут использоваться в качестве транспортных систем для доставки сигналов мультиплексов до центров кодирования и мультиплексирования в субъектах РФ и до пунктов трансляции (передатчиков).

В соответствии с федеральной целевой программой охват населения бесплатным цифровым телерадиовещанием будет осуществляться посредством создания государственной сети цифрового эфирного наземного телерадиовещания (охват 98,8% населения). При этом в случаях, когда развертывание сетей эфирного наземного телерадиовещания экономически нецелесообразно, в частности в ряде труднодоступных районов, будут применены технологии спутникового непосредственного телевизионного вещания.

Планы развития спутниковой группировки в рамках реализации ФЦП

Программой предусмотрено создание четырех многофункциональных космических аппаратов (КА): “Экспресс-АМ5”, “Экспресс-АМ6”, “Экспресс-АМ7” и “Экспресс-АМ8”. Создаваемые спутники станут основой для формирования современной орбитальной группировки, способной решать широкий спектр задач в области спутниковой связи и вещания.

В составе космических аппаратов предусмотрены ретрансляторы перспективного радиочастотного Ка-диа-пазона, эффективные при использовании в организации сетей распределения телевизионных программ, в том числе высокой четкости, широкополосной передачи данных, а также организации трансляций с передвижных репортажных телевизионных студий.

В 2010 году начато изготовление КА “Экспресс-АМ5” и “Экспресс-АМ6”, спутниковая емкость которых будет использоваться для распределения телевизионных каналов первого мультиплекса по всем временным вещательным зонам телерадиовещания. Создание КА “Экспресс-АМ7” и “Экспресс-АМ8” запланировано на 2012–2013 годы.

Рынок спутникового ТВ

Россия является государством с особыми географическими и климатическими условиями, различной плотностью населения и территориями значительной протяженности. В этих обстоятельствах для обеспечения жителей многопрограммным цифровым телевизионным вещанием будут востребованы и важны все виды телевизионного вещания (эфирное, спутниковое, кабельное). Для спутникового вещания характерна широкая полоса используемых радиочастот и значительная территория охвата вещанием. С учетом этих особенностей спутниковое вещание является эффективным средством распространения контента в формате ТВЧ и 3D для широкой аудитории. Трансляция по сетям спутникового вещания в ближайшем будущем даст возможность владельцам плоскопанельных телевизоров смотреть программы в HD-качестве и полностью использовать функциональные возможности своих приемников.

Количество игроков зависит прежде всего от спроса на услуги спутникового вещания, а также от наличия свободной емкости на спутниках. Очевидный успех платформы “Триколор-ТВ” показывает значительную доступность спутникового вещания. Вместе с тем тот же “Триколор-ТВ” уже занял нишу в “доступном” сегменте, и зрители скорее всего не станут подключаться к другому оператору, пока им не предложат что-то принципиально новое. В связи с этим существенного увеличения числа игроков на рынке спутникового вещания в ближайшее время может не произойти.

Бизнес-модель и стратегия

Развитие бизнес-моделей относится к компетенции хозяйствующих субъектов. Существующие на настоящий момент бизнес-модели сохранятся и в дальнейшем. Спутниковые операторы будут формировать базовые, тематические и расширенные пакеты за определенную плату. Учитывая значительный охват аудитории, в спутниковом вещании следует ожидать увеличения доли вещания тематических пакетов (спорт, кино, музыка и т.п.), а также вещания в формате ТВЧ и 3D.

Роль государства

Стимулирование развития рынка главным образом осуществляется за счет увеличения спроса телезрителей на цифровое телевизионное вещание. Регулятор лишь создает условия для развития рынка. В целях упрощения процедуры лицензирования при участии Минкомсвязи России подготовлен законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания”, согласно которому предусматривается возможность получения вещателем универсальной лицензии. При ее наличии вещатель вправе осуществлять распространение телеканала на территории РФ в любых средах, в том числе осуществлять наземное эфирное, спутниковое и кабельное вещание. При наличии средств федерального бюджета государство посильно оказывает содействие в развитии спутникового вещания. В рамках программы осуществляется запуск космических аппаратов. Создается дополнительная емкость для того, чтобы все желающие смогли “разместиться на спутниках”. При появлении большого числа игроков целесообразно проводить конкурсы по аналогии с наземным эфирным вещанием.

Обеспечение большей доступности спутникового вещания возможно за счет снижения стоимости ресиверов, что напрямую связано с массовостью их производства. Для российских производителей ресиверов можно рассмотреть вопрос о снижении ввозных таможенных пошлин на электронные компоненты.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2011
Посещений: 9150

Статьи по теме

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций