Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Парадоксы цифрового ТВ США

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Парадоксы цифрового ТВ США

Лин Клоди
Вице-президент по науке и технологиям Национальной ассоциации вещателей (NAB), США

Лин Клоди

В США цифровое телевидение прогрессирует значительными темпами. В стране функционируют много телевизионных станций в 2 диапазонах — дециметровом и метровом, и более 170 крупнейших станций могут вещать как в аналоговом, так и в цифровом режиме. Приблизительно 67% семей смотрят кабельное телевидение.

В США порядка 10 тыс. различных независимых станций. Становятся популярными услуги спутникового телевидения, охватывающие примерно 20 млн человек.
Но главное, это как с введением цифрового вещания изменяется телевизионная среда. Всем известен парадокс о приоритете курицы или яйца. То же самое можно сказать и о парадоксе цифрового телевидения. Безусловно, зачем строить дорогостоящие объекты для передачи цифрового сигнала, когда нет достаточного количества телевизионных приемников для его приема? В свою очередь производители задают вопрос: зачем мы будем производить цифровые приемники для телевидения, когда еще нет необходимых вещательных мощностей?

Второй парадокс связан с производителями и потребителями цифровых услуг. Производители могли бы предоставить на рынок интересные программы, но они не будут делать этого до тех пор, пока на рынке не появятся достаточно приемников, которые будут покупать потребители. А потребители не хотят покупать телевизионные приемники, поскольку знают, что пока не существует интересных телевизионных программ в цифровом формате.

Конечно, у нас есть план федерального строительства (это касается системы NTSC), есть и цифровой сигнал, который сопровождает этот формат на разных каналах, и покупатели цифровых приемников в США могут принимать программу в цифровом режиме. Когда аналоговое телевидение прекратит свое существование, на определенных каналах будет проходить вещание программ в цифре, а освободившийся спектр отойдет в распоряжение скорой помощи, полиции и других правительственных служб. Поэтому нам необходимо перейти на цифровое вещание как можно быстрее.

Начиная с 2004 года, согласно выработанному плану, вещатели США обязаны переходить на цифровое вещание.

История цифрового вещания в США развивалась следующим образом. С 1998 года до 2002 года рост рынка цифрового вещания был очень медленный, но начиная с середины 2002 года положение изменилось, и сейчас у нас имеются более 1000 станций подобного типа, работающих в цифровом режиме.

90% населения США проживают в более чем 220 городах, 82% населения страны живут сейчас в населенных пунктах, где есть одна или более цифровых телестанций, и половина американских семей живут в городах, где есть более 8 телевизионных цифровых станций.

Таким образом, курица снесла яйцо, и это яйцо — цифровое телевидение, но это не означает, что производители быстро реагируют на изменения на рынке цифровых телевизоров. Однако в США выпускают телевизоры ТВЧ, с помощью которых можно фактически получать те же программы, как и в аналоговом режиме, но ТВЧ-качества со звуком Dolby Surround, и смотреть их на широкоформатных экранах. Конечно, большинство обычных телевизоров тоже могут принимать сигналы ТВЧ, но этот прием не такой качественный. Такая бизнес-модель цифрового вещания существует в США.

В то же время и производители постепенно начинают учитывать потребности рынка цифровых телевизоров: появились новые бренды, различные модификации продукции, уже имеющейся на этом рынке. Согласно данным Электронной ассоциации потребителей, в течение 3-го квартала этого года было продано 7 млн цифровых телевизоров. Кстати, цена на них упала вдвое. Однако большинство цифровых телевизионных приемников не только принимают цифровые сигналы, но в них помимо этого встроены DVD-блок, тюнер и специальный декодер, что также способствует определенному повышению спроса на цифровые телевизоры.

В рамках перехода страны на цифровое вещание в текущем году Федеральная комиссия по телекоммуникациям США приняла решение использовать для цифрового вещания специальные тюнеры и кабель, так как с цифровизациеи связаны не только вещатели, но и другие отрасли промышленности, и они также находятся под контролем правительства США, которое пытается использовать системный подход к внедрению цифровых телерадиовещательных схем.

В апреле прошлого года Майкл Пауэлл, председатель Федеральной комиссии, разработал план, заключающийся в том, что все области промышленности, которые заняты в сфере вещания (кабельные сети, спутниковые сети, производители спутниковых программ и т.д.), должны добровольно сотрудничать с телерадиовещателями. Он обратился к студиям-продакшн с предложением снимать программы, а к кабельным сетям — начать вещание в цифровом формате. Пауэлл также обратился с подобной просьбой к наземным вещательным службам, и теперь уже безусловно новые телевизоры снабжены ТВЧ и тюнерами.

Все представители промышленности (за исключением производителей цифровых телевизоров) встретили этот план с энтузиазмом. В августе этого года власти США приняли решение о том, что с июля 2004 года во всех новых телевизорах, производимых и продаваемых на территории США, должны быть цифровые тюнеры. Это приведет к тому, что потребители будут лучше ориентированы в цифровом вещании, имея возможность получать ограниченный цифровой сигнал.

Относительно стоимости цифровых телевизоров, здесь наблюдается следующая картина: для их производства начинают использоваться уникальные схемы, что приводит к значительному снижению цен, а также массовому выпуску подобного оборудования. Все это должно привести к скорейшему переходу на цифровое вещание. Поэтому нам нужно наладить доступ цифрового сигнала к широкому потребителю, чтобы цифровое ТВ получило такое же распространение, как кабельное или спутниковое, имеющие собственные декодеры и абонентскую базу.

67% населения США имеют доступ к кабельным сигналам, 20% используют спутниковое вещание и только 15% — наземные системы вещания. Поэтому кабельное телевидение должно сыграть важную роль в развитии цифрового вещания. В США на одном канале можно передавать либо сигнал ТВЧ, либо использовать этот канал для того, чтобы получать большее количество программ, но с другим качеством изображения.

С внедрением цифрового телевидения проблема плохого качества сигнала в кабеле должна быть решена, в то время как сейчас многие подписчики кабельного телевидения не могут получать сигналы в формате ТВЧ, да и вещатели, которые сейчас занимаются ТВЧ, также проявляют интерес к доставке мультипрограммных продуктов зрителю.

Вот почему Федеральная комиссия по телерадиовещанию приняла решение о совмещении кабельного вещания с цифрой, и в этом заинтересованы как производители программ из Голливуда и других студий-продакшн, так и производители компьютерного оборудования.

У цифрового вещания, помимо ТВЧ, есть и другие возможности. Это, например, передача данных, которая может быть использована для интерактивности, и важно, что многие интерактивные приложения не требуют обратного канала. Возможно, в ближайшем будущем это свойство цифры будет использоваться вещателями. Сейчас ведутся работы по гармонизации интерактивных стандартов, существующих в США, то есть намечается введение специальной платформы, что даст возможность американским вещателям совмещать свои стандарты с европейскими.

В США начало распространяться переносное цифровое телевидение, что связано с появлением определенного формата передачи, который даст возможность иметь в будущем услугу переносного цифрового телевидения.

Итак, в целом цифровое телевидение в США становится популярным среди потребителей. Важно, что законодательные и регулирующие органы признают цифровое телевидение эффективной системой, и департаменты правительства США, курирующие вещание, вносят свой вклад в успех его развития. Также очень важно, что в процессе цифровизации принимают участие кабельные сети, что дает хороший импульс развития цифрового телевидения и даст возможность развиваться новым вещательным службам на основе кабельной платформы.

Из выступления на VII Международном конгрессе НАТ "Прогресс технологий телерадиовещания"

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2003
Посещений: 20744

  Автор

Лин Клоди

Лин Клоди

Вице-президент по науке и технологиям Национальной ассоциации вещателей (NAB), США

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций