Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

За все надо платить?

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

За все надо платить?

Анна Заварзина
Издатель журнала “Broadcasting. Телевидение и радиовещание”

Когда несколько лет назад в России появились первые крупные операторы платного телевидения, первые кабельные каналы и этот рынок начал потихоньку становиться массовым, то в отраслевых СМИ, на круглых столах и конференциях часто возникал вопрос: “Готов ли зритель платить за телевидение?”. Многие сомневающиеся говорили, что традиционно телевидение в нашей стране было бесплатным (то, что плата за ТВ закладывалась в стоимость телевизоров, в расчет не бралось) и абонент не привык тратить деньги на то, что ему всегда доставалось даром. Шли годы, подрастало новое поколение, которое не помнит времен бесплатного телевидения, но это поколение уже начало привыкать к халяве в Интернете. Поэтому сложилась интересная ситуация: платное телевидение у нас как бы есть и с каждым годом абонентская база увеличивается, но, учитывая стоимость базового пакета у большинства операторов, платным его можно назвать с большой натяжкой. К тому же существуют каналы, обязательные для распространения во всех средах, что тоже не добавляет желания у абонента платить. По-настоящему, на мой взгляд, платить за телевидение готовы подписчики тематических пакетов и каналов a la carte. Но таковых на сегодняшний день не много. Хотя справедливости ради стоит сказать, что, например, база абонентов тематических каналов “Триколора” увеличивается, хоть и составляет пока небольшой процент от общего числа абонентов.

И тут у нас появляется возможность на практике увидеть, готов ли действительно зритель платить за контент, который ему необходим. Телеканал “Дождь” разворачивает массивную кампанию по финансированию своей деятельности. Вариантов море: и платная подписка, и аукцион на сайте, и просто перечисление денег. В принципе идея не нова: за основу взята модель американского общественного телевидения. Да и в России, на телеканале “Спас” я не раз видела объявления о сборе средств на вещание. Хотя “Дождь” ведет свою кампанию намного активнее, с привлечением медийных персон да и самих зрителей. Возможно, идея кампании не только в том, чтобы собрать деньги, но и в том, чтобы показать размер аудитории и ее портрет потенциальным рекламодателям. Ведь эта акция лучше всякого пиплметра и соцопроса покажет, какое количество абонентов реально смотрит канал, а также, что немаловажно для рекламодателя, подтвердит профиль аудитории, как социально активной и готовой тратить деньги. Но главное для отрасли, что результаты “Дней независимости” покажут, насколько зритель готов платить реальные деньги за хороший контент, независимо от перечисленной абонентской платы оператору или возможности смотреть канал в Smart TV или через мобильные приложения. Кстати, результаты, которые “Дождь” показал за первые несколько дней марафона (к моменту подписания номера в печать), оказались довольно неплохими. По крайней мере ОТР такого энтузиазма у зрителей оплачивать деятельность канала не вызвало.

На страницах журнала мы не раз поднимали вопрос о том, за каким пакетированием будущее – большим базовым пакетом или продажей отдельных каналов. Как правило, большая часть спикеров склонялась к базовому пакету, в крайнем случае рассуждая о необходимом балансе между базовым и каналами a la carte. Если у “Дождя” затея с финансированием зрителями удастся, то это подтвердит стремление зрителей смотреть те каналы, которые он выбрал сам. И возможно, подстегнет других улучшать качество контента, завоевывая симпатии абонентов, которые могут по-настоящему голосовать рублем. Но даже если кампания “Дождя” успеха каналу не принесет, то в любом случае начало положено и повод задуматься есть.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2014
Посещений: 4233

  Автор

Анна Заварзина

Анна Заварзина

Главный редактор журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание"

Всего статей:  27

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций