Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мы делили апельсин...

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мы делили апельсин...

Анна Заварзина
Издатель журнала “Broadcasting. Телевидение и радиовещание”

Во все времена, если существует прогресс, найдутся и те, кто будет с ним бороться. История человечества знает немало примеров противостояния прогресса и антипрогресса. И всегда первый так или иначе выигрывает. Пусть не сразу, пусть по прошествии “темных” веков, но все равно рано или поздно все признают, что Земля вращается вокруг Солнца.

Сегодня мы наблюдаем бурное развитие медиа: потребление, форматы, количество и подача информации – все меняется стремительно и ежесекундно. И трудно предсказать, как будет выглядеть рынок в ближайшие несколько лет, так как изобретение нового гаджета или софта может перевернуть все с ног на голову. Меняется и телесмотрение: молодым людям до 25 лет уже сложно представить, как можно ориентироваться на время просмотра, заданное телеканалом, ведь необходимый контент можно найти в Интернете. Как пишут “Ведомости”, по данным TNS за июнь 2016 года, несколько интернет-проектов рунета обошли крупнейшие российские телеканалы по охвату аудитории 12–44 лет в крупных городах России (с населением 700+). Самый большой охват месячной аудитории (те, кто заходит на сайт или включает телеканал не реже раза в месяц) у Google – 88%. На втором месте “Яндекс” – у него 87,2%; на третьем – “ВКонтакте” с 86%, на четвертом – YouTube c 82,7%, на пятом – Mail.ru с 81,8%.

“Первый канал” – лидер по популярности среди телезрителей – занимает только шестое место с 81,5%. Еще меньше у “России 1” (79,4), СТС (78,5%) и ТНТ (74,5%). И хотя крупные игроки телевизионного рынка утверждают, что подсчеты были некорректны, тенденция очевидна – часть огромного вкусного пирога под названием “рекламные бюджеты” потихоньку перетекает из телевизионных в интернет-карманы.

Кроме того, наиболее стремительно развивающимся рынком является рынок интернет-кинотеатров. По данным TMT Consulting, аудитория легальных онлайн-кинотеатров составила в прошлом году 38,5 млн пользователей, а их выручка – 3,4 млрд руб. В 2016 году объем рынка вырастет на 30% до 4,5 млрд руб., а к 2020 году он достигнет 9,6 млрд руб.

На самом деле все эти тенденции говорят не о крахе традиционного телевидения как модели потребления, а о новых возможностях для оного. Но новые возможности требуют денежных и трудозатрат, требуют нового взгляда на рынок, на аудиторию. Это сложно и хлопотно, гораздо проще, видимо, используя административный ресурс, пролоббировать меры, которые “расчистят поляну”. Наверное, поэтому уже несколько месяцев Медиакоммуникационный союз так упорно продвигает проект поправок в закон об информации, регулирующий работу онлайн-кинотеатров. Поправки ограничивают иностранное владение российских видеосервисов: иностранцы не смогут владеть более чем 20% этих компаний. Если законопроект станет законом, онлайн-кинотеатрам также придется регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства, идентифицировать пользователей. Все это, особенно отсутствие иностранного финансирования в условиях кризиса, сильно подкачает, если полностью не уничтожит рынок.

Практически ни у кого не остается сомнений, что данный законопроект – это либо желание остановить стремительно развивающуюся отрасль, либо передел рынка. Прогресс остановить невозможно, а вот с переделом рынка бороться сложнее. Остается надеяться, что у независимых компаний, представляющих отрасль онлайн-видео, хватит сил и ресурса бороться с принятием поправок. Чего мы и желаем.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2016
Посещений: 6094

  Автор

Анна Заварзина

Анна Заварзина

Главный редактор журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание"

Всего статей:  27

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций