Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Три элемента счастья абонента

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Три элемента счастья абонента

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь! Проделало с нами путь от черно-белой действительности к цветной реальности. Раньше обладатель пяти каналов считался счастливчиком, но появление спутникового и кабельного ТВ решительно изменило все: зрители неожиданно стали абонентами, а количество каналов постепенно перевалило за 30—40. Вдруг появились какие-то операторы, стали активно уговаривать отказаться от эфирных любимцев и познакомиться с новым миром ранее недоступных программ. И как оказалось, риск того стоил: благодаря нишевым каналам телезритель смог выбрать то, что интересно именно ему, а "зарубежные братья" познакомили новичков с мировыми тенденциями и не дали отстать от жизни
Дарья Минакова
"Стрим Лабс"

Теперь у новоявленных абонентов появилась только одна проблема — кого же выбрать? Операторов много, а я один. Изначально решающим фактором была цена, но и она отходит на второй план, когда дело касается удовлетворения своих потребностей. Каждый знает, что лучше переплатить, но получить именно то, что хочется. Три элемента счастья абонента: набор любимых программ, хорошая картинка и качественный звук. Можно, конечно, добавить попкорн, но это уже VIP-пакет.

Битва титанов

Телевизионные операторы начали активную борьбу за каждого абонента. Здесь в ход идет разное оружие: кто-то расширяет количество предоставляемых каналов, кто-то делает ставку на топовый контент с уникальным правом пользования, а кто-то берет маркетинговыми стратегиями, делает скидки и спецпредложения. Но главное, к телевизионным операторам пришло понимание, что самое важное — это качество!

Сейчас в арсенале крупнейших игроков число каналов переваливает за сотню. Например, "НТВ+" предлагает своим абонентам 119 каналов в пакете "Базовый Плюс", а домашнее телевидение от "Билайн" — уже 172 канала, и это еще не предел.

Расширение вещаемых каналов до 50 и более приводит к явным сложностям, которые не дают осуществлять контроль работы системы по старинке! Каждый день возникают проблемы, которые нужно своевременно фиксировать и оперативно решать. У операторов нет возможности ждать, пока позвонит возмущенный телезритель, спросит, куда делся его любимый телеканал. Он просто перейдет к другому оператору. Появляется необходимость внедрять новые системы контроля, которые в круглосуточном режиме будут производить визуальный и инструментальный мониторинг ТВ- и радиоканалов.


Именно такая задача встала перед крупнейшим российским спутниковым оператором "Триколор ТВ", который предоставляет услуги цифрового телевещания на европейской территории России, а также территории Уральского, Сибирского и части Дальневосточного округов. Благодаря спутниковым технологиям многоканальное цифровое телевидение "Триколор ТВ" доступно даже в самых отдаленных уголках страны, а в этом году аудитория достигла отметки в 25 млн телезрителей, что значительно увеличивает ответственность за качество предоставляемого контента.

В начале реализации проекта количество вещаемых каналов "Триколор ТВ" составляло около 100, в том числе радиоканалы. Но уже сейчас это число выросло до 200, из них 25 HD и более 30 радиоканалов. Несмотря на внушительные цифры, никто не собирается останавливаться на достигнутом, а в планах — дальнейший рост вещательного пакета. Именно поэтому к выбору компании поставщику системы мониторинга были предъявлены достаточно высокие требования, основанные на гибкости системы, способности изменяться исходя из требований клиентов. Специалисты "Триколор ТВ" долго изучали существующие решения на российском и зарубежном рынке и обратились за помощью в компанию ООО "НПО "Связь-Проект" (постоянный партнер "Триколор ТВ"), которая, в свою очередь, рекомендовала компанию "Стрим Лабс". Игорь Прокопенко, руководитель отдела эксплуатации компании "Триколор" отмечает: "Мы понимали, что для обеспечения визуального контроля всех каналов нужно было бы выделить целый зал, увешанный LCD-панелями, много серверов, кучу персонала. Безусловно, это выглядело бы красиво и солидно, но давало бы сомнительную эффективность. Именно поэтому система Stream MultiScreen имела явные преимущества перед другими системами". "Стрим Лабс" уже многие годы разрабатывает и является основным поставщиком системы многоканального мониторинга AV-сигналов в России. Система Stream Mul-tiScreen была уже поставлена в такие известные всем компании, как "Газком", "Геотелекоммуникации", "Нью Медиа Ледженс", "Акадо" и многие другие, что, безусловно, является показателем доверия к системе и компании в целом.

Все под контролем

Компания "Стрим Лабс" уже 20 лет работает на рынке телевизионных и охранных систем. Большой опыт, накопленный в разработке многоканальных плат захвата AV-сигналов для охранных систем, подтолкнули специалистов компании к созданию системы мониторинга для телевизионной отрасли. Недорогих и качественных решений для многоканального мониторинга AV-сигналов на одной панели в полиэкранном режиме на тот момент не существовало. Так появилось решение Stream MultiScreen. "Однако уже через год мы поняли, что контролировать нужно не только Composite и SDI, но и транспортные потоки. Опыта работы с транспортными потоками у нас не было, но мы решили рискнуть и через некоторое время вывели на рынок первый коммерческий продукт для многоканального мониторинга транспортных потоков Mpeg TS. Нужно отметить, что первые версии продукта предоставляли клиенту в основном только возможность визуально контролировать картинку и звук, инструментальная составляющая контроля была второстепенной. Но сейчас мы по праву можем называть наше решение системой многоканального визуально-инструментального контроля", — говорит Алексей Майоров, директор по продажам компании "Стрим Лабс".

Итак, получив заказ на систему мониторинга от оператора "Триколор ТВ", специалисты компании "Стрим Лабс" столкнулись с нестандартными требованиями. Однако совместные обсуждения и четко сформулированные задачи подтолкнули к разработке новой схемы мониторинга, не использовавшейся ранее другими клиентами. Было принято решение инструментально, по целому ряду параметров, контролировать все существующие программы с помощью новой клиентской утилиты Stream MultiMonitor. А отображать картинку и звук только для ограниченного количества избранных каналов. Причем набор этих избранных каналов определяется оператором, контролирующим ситуацию, и оперативно меняется несколькими кликами мышкой. В результате появилось уникальное, легко-масштабируемое решение, позволяющее достаточно скромными ресурсами (аппаратными, человеческими, ну и, конечно, финансовыми) решать серьезные задачи контроля.

Ранее мониторинг каналов "Триколор ТВ" проводился по обычным абонентским приемникам (набор телевизоров и абонентских спутниковых ресиверов). Данная система была крайне неудобна, так как важное место там занимал человеческий фактор. Сбои нигде не фиксировались, оператор должен был сам определить сбой и принять меры для его устранения. Например, на "рассыпание" телеканала можно было отреагировать за пять минут, а вот сбой по звуковому сигналу данная система оперативно определить не позволяла, так как звук со всех телеканалов не мог быть выведен на контроль оператора одновременно, поэтому устранение данного сбоя могло исчисляться даже часами.

В дальнейшем была установлена другая система мониторинга, сокращенно СМК, которая оценивала такие параметры, как стоп-кадр и отсутствие звука. Но она, в свою очередь, не реагировала на "рассыпание" телеканала. В тот момент на проект, в который входило тогда еще небольшое количество каналов, требовалось как минимум два инженера, чтобы успевать оперативно реагировать, но все равно это занимало около 15 минут.

Сейчас благодаря системе мониторинга Stream MultiScreen на проекте телеканалов стандартного разрешения, радиоканалов и на проекте HD работает по одному оператору, а реагирование на сбои происходит практически мгновенно. Как утверждает инженер спутниковой передачи данных Андрей Ефимов, работавший на всех трех системах мониторинга, работать стало гораздо удобнее. "Стоит отметить, что мы постоянно расширяем набор каналов в пакете и поэтому данная система является основополагающей в нашей службе мониторинга. Благодаря системе Stream MultiScreen мы можем реагировать на сбои на любом из 200 телеканалов и гарантировать качество телесмотрения для наших абонентов. Главное, чтобы телезритель был доволен", — заключает он.

Несмотря на то что специалисты "Стрим Лабс", создавая и внедряя данное решение для компании "Триколор-ТВ", в каком-то смысле были первой ласточкой, они справились с поставленными задачами и готовы и в дальнейшем совершенствовать систему.

На данный момент приоритетное направление — это развитие инструментальной составляющей контроля, добавление новых параметров для контроля, совершенствование алгоритмов, ведение логов, оповещение и рассылки о тревожных событиях.

Но самое важно — это то, что, помимо своих планов на развитие системы, специалисты "Стрим Лабс" прислушиваются к пожеланиям, замечаниям клиентов и готовы дорабатывать систему под конкретного заказчика. Система Stream Multi-Screen действительно универсальная и гибкая, что было доказано на примере сотрудничества с крупнейшим российским оператором "Триколор ТВ".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2012
Посещений: 10768

Статьи по теме

  Автор

Дарья Минакова

Дарья Минакова

Обозреватель

Всего статей:  3

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций