Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оборудование для звуковой студии

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оборудование для звуковой студии


Леонид Шаршаков, эксперт

С появлением первых кинолент стало ясно, что один визуальный ряд не может полноценно передать необходимое настроение, с которым зритель должен воспринимать то или иное действие, и для этого нужно еще и качественное звуковое сопровождение

Качество кинофильма во многом зависит от профессионального озвучания, которое проходит в три этапа: в шумовой студии, тон-студии и студии сведения. Грамотное использование звукового оборудования позволяет выполнить художественные задачи и добиться полного слияния звука с картинкой.

На первых этапах становления и развития кино звуковой ряд воспроизводил пианист, который играл грустную или веселую (в зависимости от сюжета) музыку. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и звуковое оборудование способно приблизить фонограмму к реальному звуковосприятию человека, что делает и визуальный ряд более реалистичным. В результате слаженных действий всех людей, ответственных за этапы кинопроизводства, кинозритель чувствует себя настоящим участником событий, происходящих на экране.

Шумовая студия

Для создания реалистичного и однородного звучания требуется полная тонировка картины, но сейчас для малобюджетных фильмов записывают звук в павильонных сценах сразу в чистовом варианте, а тонируют материал, снятый на натуре. В принципе такой подход возможен, так как в павильоне можно достаточно качественно записать звук.

Но надо признать, что ни о какой однородности звучания не может быть и речи (если, конечно, не снимать весь фильм в павильоне), есть проблемы и с реалистичностью, так как шумы одежды и предметов пишутся вместе с голосом. Остановимся на особенностях полной тонировки.

Для экономии средств при озвучивании фильма все работы разделены между студиями, выполняющими узкий спектр задач. Этих студий, как правило, три: шумовая, тон-студия, студия сведения.

В шумовой студии звукорежиссер накладывает естественные шумы: звучание ветра, пение птиц, звук мотора машины и другие, используя библиотеку шумов или личные записи необходимых звуков.

Организация тон-студии

В тон-студии записываются синхронные шумы (foley) и голоса актеров. Основная задача звукорежиссера на этом этапе - подготовить к синхронизации с картинкой речь и шумы, а уже в студии сведения происходит окончательное озвучание фильма. Для подбора шумов не нужно большого количества оборудования, достаточно обойтись звуковым редактором, видеосистемой и мобильным устройством "микрофон-магнитофон". Помещение может быть без особых акустических свойств. Кроме того, эта работа не требует высокой квалификации сотрудника.

Для организации тон-студии требуется шумоизоляционная комната для записи голоса с помостом для записи синхронных шумов, а также звуковой редактор, набор микрофонов и микрофонных стоек. Помост конструируется из материалов, по которым могут ходить люди: паркет, мостовая, щебень, земля и др. Свое помещение должно быть и у звукорежиссера, чтобы он мог контролировать качество записываемого звука. Необходимы также теле- или видеосистемы для сверки звукозаписи с картинкой.

Студия сведения

Для этой студии требуется помещение строго определенных размеров, особенно если сведение производится в режиме surround, со специальной акустической системой, установленной в строго определенных точках, а также проекционная система с большим экраном, чтобы видеть все мелочи на картинке. Акустика помещения должна быть четко выверенной: необходимо погасить отраженные звуки, так как звукорежиссер может ошибиться в выборе акустического звучания различных сцен фильма. Студия сведения оборудуется звуковым редактором (как и в первых двух студиях), цифровым микшерным пультом, поддерживающим кодировку "5 плюс 1", и различными процессорами эффектов. Пульт обязательно должен иметь автоматизацию или поддерживать автоматизацию звукового редактора.

Основная трудность для звукорежиссеров заключается в том, чтобы добиться полного слияния звука с картинкой, другими словами, синхронности. Поэтому при съемке сцен фильма обязательно записывается черновой звук для дальнейшей ориентировки при чистовом озвучании. Этот звук пишется на микрофоны узконаправленной диаграммой (пушки), их прикрепляют к "удочкам" или штативам, чтобы наиболее точно снять речь актеров для последующего упрощения озвучания при тонировке.

На этом же этапе видео синхронизируется со звуком для монтажа с помощью простейшего устройства — хлопушки. Монтажер визуально подставляет звук хлопушки под картинку. Это позволяет делать монтаж фильма под черновой звук. Особая сложность возникает тогда, когда производится съемка на несколько камер. Для записи чернового звука используются два-четыре микрофона, аналоговый пульт и хард-диск-рекордер или другие записывающие цифровые устройства, например DAT.

Каждый микрофон имеет свою звуковую дорожку. Иногда для записи чернового звука используются радиопетли, которые помещают актерам под одежду. Однако такая запись получается не очень качественной, так как в ней нет звуковой атмосферы.

В павильонах можно сооружать специальные микрофонные системы, подвешенные на тросах. Также там можно использовать и дополнительные приборы, например ограничители уровня звука. Во время черновой записи пишутся и атмосферные шумы, шум массовки, звуки природы, передвижение человека по определенной местности и т.д.

Слаженная работа — залог успеха

Вся техника, имеющаяся у звукорежиссеров, должна быть унифицирована. Только хорошо обученные и знающие все тонкости работы с этим оборудованием люди могут заниматься озвучанием. При слаженной работе и высоком профессиональном уровне каждого члена звукового цеха и точно выверенной технологии производства можно добиться высокого качества звукового оформления.

Так как в проекте участвует большое количество людей, то обязательно должны быть сформулированы четкие требования к каждому члену технологического процесса. Ошибка даже одного работника на любом из этапов производства может перечеркнуть работу всего коллектива, что приведет к дополнительным временным и финансовым затратам. Умело созданный звуковой ряд делает картинку эмоционально богатой, реалистичной, способной вызывать человеческие чувства, ведь самое главное для нас, специалистов, — это восхищенные возгласы зрителей.

Новый формат звучания

Технология кинопроизводства нацелена на получение качественного продукта, а начинается все с первичной записи звуковых материалов. Весь объем работ курирует звукорежиссер, который затем будет сводить окончательный звуковой тракт. Он же и подбирает оборудование (микрофоны, пульты, приборы и т.д.), чтобы достигнуть того результата, которого требуют от него продюсеры.

Сейчас ситуация в России складывается так, что лицензию на значок "Dolby Surround" — звука в кодировке "5 плюс 1" — имеют всего несколько студий, которые и диктуют свой "формат" звучания. Возникает вопрос: а нужно ли это потребителю? Владельцы этих студий немного хитрят, расхваливая технические возможности своего оборудования, ведь основным форматом сведения все также остается "стерео".

Все дело в том, что "5 плюс 1" — это дополнительная кодировка к стереопаре, а значит, сводить звук все равно нужно будет в стереоварианте, а потом добавлять дополнительные звуковые эффекты. Если нарушить эту технологию, то владельцы стереотелевизоров и других стереосистем (усилителей, магнитол, музыкальных центров и т.д.) при прослушивании радиотрансляции кино не будут слышать некоторые звуки.

Для того чтобы этого не произошло, продюсеры должны решить, хватит ли им значка "Stereo" или нужно использовать другой способ кодировки "5 минус 1". Если значок "Dolby Surround" все-таки необходим, то выход из создавшегося положения очень прост: нужно совместить свой звуковой редактор с тем редактором, который находится в студии, где будет кодироваться звук в системе "5 плюс 1". Это позволит сэкономить время для подбора исходников, их сведения как в стереоварианте, так и в кодировке "5 плюс 1" в своей студии и максимально подготовить сессию звукового редактора к последующей кодировке. Такая организация технологического процесса очень эффективна.

Записанная сессия с разложенной многодорожечной записью приносится в студию, имеющую лицензию, на кодировку звука в формате "5 плюс 1".

Основное требование — надежность

Главная работа над звуком фильма начинается уже после монтажа, поэтому предварительная запись звука в павильоне или на съемочных площадках идет в черновом варианте. Но это не значит, что к записи чернового звука нужно относиться без особого внимания. Как показывает практика, очень часто приходится использовать звук в чистовом варианте из черновой записи. Кроме того, хорошо записанная черновая запись упрощает монтаж и помогает в подборе шумов для чистовой записи.

Основное требование к оборудованию на площадке — это надежность. Бывает очень неприятно, если из-за мелкой поломки получается простой на площадке, а тем более, если так происходит постоянно...

Подбирая технику, нужно ориентироваться на производителей, зарекомендовавших себя на рынке звукового оборудования. При этом лучше не экономить, покупая дешевую технику, так как в результате выйдет дороже.

Опытные звукорежиссеры обычно покупают два комплекта оборудования для выездов на съемки, например, в горы. Согласитесь, очень неприятно на съемках в удаленной от больших городов местности узнать, что единственный микрофон вышел из строя.

Кино — дело коллективное

После монтажа фильма к работе приступают шумовики и синхронисты. Это очень тонкий и кропотливый труд, но без него не получится четкого и реалистичного звука.

Начнем с работы шумовиков. Перед ними абсолютно немая картинка, а зритель должен слышать естественный звуковой фон, чтобы окунуться в атмосферу фильма. Допустим, действие происходит на улице большого города. Что может слышать человек, находящийся на такой улице? Некоторые звуки мы слышим рядом (например, проезжающий мимо автобус), а другие вдалеке. Поэтому нельзя просто выйти на улицу с микрофоном и записать все шумы сразу на один микрофон. А если, например, город большой, то обязательно должны звучать сирены. Вот тут шумовику приходят на помощь библиотеки шумов. Их достаточно много, но нужно обратить внимание на качество записи и объем имеющихся в таких библиотеках звуков. Сразу скажу, что качественных записей не так много и они достаточно дорогие. Приходится вооружаться записывающим устройством (носителем) и искать подходящий источник звука.

Носителем может стать любое цифровое устройство небольших размеров, имеющее микрофонный вход. Другое дело с микрофонами: их должно быть несколько, причем с разными чувствительностями и диаграммами съема звука. Как правило, их подбирает сам шумовик в зависимости от поставленных задач.

Еще одна немаловажная деталь аппаратной шумовика — это акустическое оборудование, которое не должно искажать звучание фонограмм. Поэтому при выборе такого оборудования необходимо учесть все характеристики.

Запись синхронного звука

В тонировке фильма основной объем приходится на запись синхронного звука. Он делится на запись голосов актеров и синхронных шумов. Кстати, эту аппаратную необходимо укомплектовать видеосистемой большого диаметра, что упрощает работу актеров и запись синхронных шумов, так как можно увидеть артикуляцию и движения актеров.

Большую сложность в записи актеров создает плановость звучания. Все дело в том, что, помимо попадания актера в свою артикуляцию, нужно еще и выдерживать такое же расстояние перед микрофоном, как это происходит на картинке. Действительно, звучание голоса человека меняется в зависимости от расстояния. В жизни мы не замечаем этого, но если на экране голос актера звучит одинаково на разных расстояниях, сразу чувствуем фальшь.

Есть своя сложность и в записи синхронных шумов: нужно правильно рассчитать последовательность записи шумов, чтобы соблюсти их плановость и возможность панорамирования при сведении.

На подготовительном периоде озвучания идет очень длительная и кропотливая работа. Однако когда при сведении звука все мелочи собираются в общий звуковой ряд, картинка на экране начинает оживать прямо на глазах. Для того чтобы это произошло, необходимо укомплектовать студию сведения самыми современными приборами и плагинами (програмная копия приборов), позволяющими имитировать акустику, усиливать звуковое давление и так далее. После этого остается подставить музыку, и фильм ужасов начинает пугать, триллер удерживать в напряжении, а комедия поднимать настроение. Наличие хорошего оборудования позволит звуковикам настолько приблизить картинку к реальности, что зритель услышит гул пещеры, звон горного воздуха, шум города или глубину космоса. Он будет чувствовать себя непосредственным наблюдателем происходящего на экране. Такое оборудование очень дорого, но на нем можно сделать много прекрасных фильмов, а гарантия высокого качества и престижа студии очень важны.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 20081

  Автор

Леонид Шаршаков

Леонид Шаршаков

эксперт

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций