Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О роли телевидения в жизни оператора телефонной связи

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О роли телевидения в жизни оператора телефонной связи


Алексей Рокотян
Первый заместитель генерального директора
ООО "Норильск-Телеком", к.т.н.

Начало третьего тысячелетия - сложный период для "классических" телефонных компаний, к которым относится и ООО "Норильск-Телеком".

Сразу несколько процессов кардинально меняют условия деятельности таких компаний. В первую очередь это технологический прогресс, связанный с наступлением Интернет-технологий. Дело доходит до того, что традиционные телефонные станции постепенно снимаются с производства и начинают заменяться средствами 1Р-телефонии. К тому же по мере насыщения рынка услугами телефонной связи телекоммуникационным операторам приходится осваивать все многообразие маркетинговых инструментов и конкурентной борьбы. Происходит изменение мен-тальности - взамен "установки телефонов" смыслом деятельности оператора связи становится нормальный для рыночной экономики процесс продажи услуг.

Перспективы трансформации классических телефонных компаний уже несколько лет обсуждаются в телекоммуникационном сообществе, в журналах, на конференциях... Выводы, к которым склоняются многие специалисты, вкратце можно изложить следующим образом:

  • переход к эпохе инфокоммуникаций вызывает к жизни две принципиально различные бизнес-модели операторской деятельности - инфраструктурную, ориентированную на развитие и поддержание сетей связи, обеспечивающих доступ пользователей к различным службам, и сервисную, реализующую предоставление клиентам самых разнообразных телекоммуникационных и информационных услуг, используя сети связи как транспортную инфраструктуру;
  • "классическая" фиксированная телефония как бизнес-модель имеет ограниченную историческую перспективу. Технологически сети связи все в большей степени мигрируют к сетям передачи данных на основе IP-технологий, а сама услуга телефонного соединения теряет привлекательность для клиентов как самостоятельный продукт;
  • вместе с традиционной телефонией (и ставшими "умирать" гораздо раньше и энергичней телеграфными сетями) начинают терять коммерческую привлекательность в целом "монопродуктовые" сети связи, ориентированные на один вид услуг. К таким сетям относятся и распределительные сети телевизионного и радиовещания;
  • будущее связывается с мультсервисными сетями, которые на единой технологической базе смогут предоставить пользователю весь спектр телекоммуникационных и
    информационных услуг, независимо от его (пользователя) место положения и типа подключения к сети связи;
  • Интернет как телекоммуникационная среда, несмотря на свои очевидные достоинства, имеет ряд фундаментальных проблем, которые должны быть решены, чтобы он стал единой телекоммуникационной сетью будущего. В частности, необходимо решить вопросы с предоставлением пользователям гарантий качества услуг в многооператорной IР-среде, а также стабильное и эффективное решение вопросов безопасности - как информационной, так и общественной;
  • длительные поиски так называемого killer application ("убойного приложения"), способного обеспечить, как телефония в свое время, стабильный рост доходов операторских компаний, не принесли убедительного результата.

На последнем тезисе хотелось бы остановиться подробнее, поскольку некоторые специалисты в качестве такого killer application будущих телекоммуникационных сетей рассматривают телевидение.

Как представляется, сам тезис о наличии "убойного приложения" носит технократический характер и не имеет никакой реальной связи с маркетингом как с инструментом удовлетворения потребностей рынка и пользователя. Давайте вспомним, каким образом появилась в таком качестве телефония. Два фактора сыграли в свое время важнейшую роль - с одной стороны, телефонные сети удовлетворяли фундаментальную потребность общества в разговорном общении, а с другой - ничего кроме передачи речи эти сети связи по-хорошему и не умели делать.

Повторима ли такая ситуация на новом витке эволюции? Как представляется, нет. Столь же массовая потребность не сформировалась. И, наверное, в обозримом будущем не сформируется, поскольку человеческое общество стало гораздо более изощренным, более требовательным, люди сейчас имеют очень разнообразные интересы. Традиционное телевидение, односторонняя передача видеопрограмм, как платный продукт, тоже привлекает сегодня уже не всех. Происходит глубокая сегментация рынка информационных услуг, к которым относится и телевидение.

С другой стороны, современные телекоммуникационные сети больше не являются "монопродуктовыми", они изначально ориентированы на разнообразную природу передаваемой информации и различные способы организации сеансов связи.

Из указанных рассуждений следует вывод о том, что доминирующего приложения в перспективных телекоммуникационных сетях не будет. Голос, однонаправленное вещание видео- и аудиокон-тента, обмен разнообразной информацией (речь, данные, музыка, видео...), в том числе и между пользователями (peer-to-peer), доступ к информационным Интернет-ресурсам и иные услуги, удовлетворяющие самые различные запросы клиентов - все это и будет составлять то многообразие сервисов, которое завтра обеспечит благосостояние сетевых и сервисных провайдеров. Имея в виду такую перспективу, "Норильск-Телеком" (сегодня - еще традиционный телефонный оператор города Норильск) активно готовится к будущим изменениям. Построена и уже работает городская мультисервисная сеть, не только предоставляющая широкополосный доступ в Интернет, обеспечивающая построение корпоративных сетей передачи данных, но и готовая к внедрению IP-телевидения. Одновременно эта же инфраструктура используется и для более традиционного кабельного ТВ-вещания, когда волоконно-оптическая сеть обеспечивает доведение сигналов до домовых распределительных систем КТВ.

Из компании, которая в момент своего создания в 2004 г., обеспечивала производственную связь горно-металлургического комбината и городскую телефонию, "Норильск-Телеком" постепенно превращается во вполне современного провайдера сетевых и информационных услуг.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 10437

  Автор

Алексей Рокотян

Алексей Рокотян

Первый заместитель генерального директора ООО "Норильск-Тлеком", к.т.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций