Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интерактивное телевидение: новая концепция телевизионных услуг

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Интерактивное телевидение: новая концепция телевизионных услуг

Эдуард Черкасов
Генеральный директор ООО "Медиа Стиль"

Ускоряющийся ритм жизни вносит коррективы во все аспекты жизнедеятельности - от бизнеса до отдыха. Идя навстречу требованиям времени, практически все сектора потребительских услуг изменили свои подходы к работе: появление круглосуточных магазинов потребительских товаров, сервисных центров, банков - все направлено на то, чтобы предоставить современному человеку максимально удобный и гибкий спектр возможностей в потреблении своих услуг

Отображая происходящие изменения, меняется и информационное поле, окружающее нас. Исторически одним из наиболее эффективных каналов получения информации является телевидение. Однако, несмотря на то, что сегодня в России ведут вещательную деятельность около двух тысяч каналов, оно сильно отстает от запросов потребителей.

Современный телезритель, получая большой объем информации посредством телевидения, до сих пор скован рядом ограничений. Прежде всего, он не имеет гибкого выбора при получении телевизионного контента и не может планировать его просмотр. Кроме того, из-за ограничений и высокой стоимости каналов вещания для региональных производителей программ зритель в регионах не получает информацию, соответствующую его потребностям.

Интерактивное телевидение способно преодолеть недостатки традиционного - снять ограничения по объему предоставляемого контента, предоставить требуемое качество передачи видео вплоть до трансляции в стандарте Full HD и, самое главное, - позволить максимально гибко управлять временем просмотра. Телезрители становятся не просто пассивными потребителями, но начинают активно участвовать в выборе контента и времени его просмотра.

Однако есть аспекты, о которых компании, внедряющие интерактивное телевидение, иногда забывают: для того чтобы новая парадигма была реализуема, недостаточно одной технологии, предоставляемой IP-средой. Необходимо, чтобы именно каждое свойство новой парадигмы было реализовано в работе операторов с абонентами в виде продуктов системы интерактивного телевидения.

Так, например, запуск в 2007 году в Екатеринбурге системы интерактивного телевидения iTV на основе технологии передачи видео поверх IP-среды показал, что потребители ожидают предоставления им наибольшего количества интерактивных возможностей при недорогом решении.

DVB-T и IPTV

Подключение первых абонентов показало, что качество передаваемого сигнала имеет исключительную важность для потребителя. В Екатеринбурге одновременно реализуются два проекта по цифровизации с разными параметрами. В частности, наряду с запущенным интерактивным телевидением активно внедряется цифровое вещание на основе стандарта DVB-T.

Но мощности по количеству передаваемых каналов при использовании технологии DVB-T все же ограничены частотным планом. В отличие от технологии DVB-T, каналы связи технологии IPTV имеют, с одной стороны, возможность мультиплексирования, а с другой - их можно оперативно масштабировать с целью увеличения объемов пропускаемого сигнала.

У DVB-T вещания есть и другой аспект: в отличие от интерактивного телевидения, для приема сигнала не требуется привязка к месту, единственным условием является необходимость нахождения в зоне покрытия передатчика. Таким образом, на наш взгляд, в будущем интерактивное телевидение на основе технологии передачи данных, применяющее IP-среду, и эфирное телевидение, использующее технологию, предоставляемую стандартом DVB-T-вещания, будут взаимно дополнять друг друга, обеспечивая высокое качество для потребителя.

Интерактивность предоставления видеоконтента и его потребления

Именно данное свойство новой парадигмы внедрения технологии IPTV является ключевым. Интерактивность позволяет сформировать индивидуальный подход к каждому абоненту для предоставления телевизионного контента.

Анализ первых результатов после запуска iTV показал, что телезритель желает быть не просто пассивным участником телевизионного процесса: ему интересен самостоятельный выбор. Развитие сервисов группы "видео по требованию" позволяет предоставить телезрителю именно тот контент, который он желает посмотреть, избавляя его от лишней информации. При этом посредством статистики "заказов" и результатов маркетинга, проводимого непосредственно с каждым потребителем, возможно максимально точно определить его потребности.

Формируя профили пользователей, операторы могут эффективно взаимодействовать с производителями контента, передавая им необходимые данные для его производства. С другой стороны, производители контента, и прежде всего региональные студии, получают эффективный канал для распространения своей продукции. IP-среда позволяет им не только использовать традиционное вещание, но и формировать свое информационное пространство. Это, безусловно, увеличивает потребительскую полезность и кардинально меняет качество предоставляемых телевизионных услуг.

Наряду с этим в рамках интерактивного телевидения формируется новый формат предоставления рекламной информации. Зритель становится не просто пассивным потребителем рекламы, но может активно начать ею управлять и ее использовать. Путем выбора рекламного ролика абоненты могут выбирать того рекламодателя, который оплатит им просмотр интересующего контента.

В разделе потребительского интерфейса системы производители продукции могут так же, как и производители контента, создавать свое информационное пространство, максимально доступно для зрителей раскрывающее перечень предлагаемых продуктов или услуг.

Управление временем

Телезритель нового поколения, или интерактивный телезритель, не просто потребитель, управляющий выбором контента, - это потребитель, который управляет и временем его просмотра. Возможности интерактивного телевидения, предоставляющие абоненту способ смотреть контент, когда ему удобно, не просто кардинально меняют свойства телевидения, но несут в себе уже изменения качества жизни телезрителей. Уже нет необходимости торопиться к любимым сериалам, планировать время исходя из телеэфира, недополучать информацию. Телезритель может иметь круглосуточное телевидение в полном объеме. В этой связи по результатам проведенного маркетинга наиболее популярными становятся сервисы группы "видео по запросу": "Персональная телепрограмма" и "Отложенный просмотр".

"Видео по запросу" (Video-on-Demand - VoD) - является базовым сервисом системы интерактивного телевидения, позволяющим осуществить индивидуальную трансляцию контента абоненту по его запросу в удобное время, таким образом, фильм можно заказать из каталога и просматривать его с поддержкой функций перемотки и паузы.

В группе VoD технически более сложной является реализация сервисов PVR ("Персональный видеомагнитофон") и Time Shift ("Сдвиг по времени"). PVR позволяет осуществлять потребительский сервис "Персональная телепрограмма" - формирование личной для каждого абонента программы путем сохранения интересуемых телепередач с целью дальнейшего индивидуального просмотра в любое удобное для абонента время.

Сервис Time Shift "Сдвиг по времени" -позволяет предоставить потребительские сервисы "Отложенный просмотр" (возможность просмотра пропущенных абонентом телепередач за определенный период), "Управляемый просмотр" -использование функций "пауза", "перемотка назад" и "перемотка вперед" (до момента текущей трансляции) в процессе просмотра ретранслируемого канала. Таким образом, сервисы группы VoD позволяют предоставить абонентам полную интерактивность просмотра телепередач в удобное для них время.

Решение проблем

Однако потребительский сервис "Отложенный просмотр", реализованный на основе Time Shift, - одна из проблемных зон взаимоотношений операторов IPTV и телеканалов. Причина проста: не все телеканалы могут записывать сетку вещания и предоставлять возможность просмотра телепрограмм абонентам, так как при формировании собственной сетки вещания телеканалы выкупают ряд видеоматериалов только для однократного показа.

Для решения данной проблемы при разработке своей информационной системы в рамках сервиса "Электронная телепрограмма" мы предусмотрели возможность четкого разграничения контента. По желанию абонент может просматривать те программы, которые непосредственно принадлежат какому-либо каналу с правом ретрансляции, и исключить возможность использования сервисов Time Shift для просмотра контента, права на который телеканалы приобрели только для однократной трансляции. Использование сервисов возможно через систему потребительского интерфейса "Электронная программа передач", предназначенную для удобной навигации и предоставления интересующей информации о транслируемых программах.

Анализ мнений потенциальных телезрителей нового телевидения показал еще большую заинтересованность в "отложенном просмотре". Именно данный потребительский сервис позволяет предоставить в полной мере свободу выбора времени для просмотра контента.

Внедрение технологии передачи видео поверх IP и развитие интерактивного телевидения неизбежно приводит к изменению подходов предоставления телевизионных услуг. Анализ работы с первыми абонентами интерактивного телевидения показывает правильность выбранного пути развития. Именно качество, интерактивность и возможность управления временем просмотра в настоящий момент времени наиболее актуальны для телезрителей.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2008
Посещений: 14082

  Автор

Эдуард Черкасов

Эдуард Черкасов

Генеральный директор ООО "Мдиа Связь"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций