Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Гибридизация телевидения

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Гибридизация телевидения

С одной стороны, сегодня происходит отток зрителей от линейного ТВ в пользу видео по запросу (VoD), а рекламные бюджеты все больше перераспределяются с телеканалов на онлайн-видео. С другой – сочинская Олимпиада установила новый рекорд по просмотру традиционного линейного вещания и продаже ТВ-рекламы, зрители явно предпочитали смотреть спортивные события в прямом эфире, а не в записи в режиме “видео по запросу”. Кто победит в борьбе между ТВ (линейное вещание) и видео (видео по запросу)?
Григорий Кузин
Руководитель направления цифровых медиа, компания CTI

Диаллельное скрещивание

Телеканалы уже начали создавать в Интернете собственные сервисы видео по запросу, давая возможность зрителям посмотреть очередной эпизод сериала в любое удобное время. Некоторые интернет-кинотеатры срочно заказывают системным интеграторам модернизацию своих ресурсов, и, чтобы не отстать от телевизионных коллег, готовятся дополнить свои VoD-площадки онлайн-трансляциями. Таким образом, в перспективе одержит победу и не ТВ, и не видео, а тот, кто сможет наиболее удачно их скрестить в одном гибридном решении.

Именно сейчас мы проходим этап технологической и медийной эволюции, который в биологии называется диаллельным скрещиванием, то есть скрещивание, при котором различные сорта (в нашем случае ТВ и видео) сочетаются во всех возможных комбинациях. В результате будет выведен новый “сорт” медиа, который сможет максимально удовлетворить возросшие требования зрителей к потреблению видеоконтента.

Становятся очевидны следующие тренды. Зрители предпочитают смотреть в режиме линейного ТВ то, что происходит в прямом эфире: спортивные события, новости, различные онлайн-церемонии (“Оскар” и т.п.). А то, что не происходит в прямом эфире, а показывается на ТВ в записи, например фильмы и сериалы, зрители все больше смотрят в сервисах “видео по запросу".

Скрещивание технологий ТВ и видео создает синергетич эффект в виде появления можностей для зрителей. от объединения функций и записи получился новы “отложенный просмотр”, дает возможность посмотреть в записи любую телепрограмму, которая недавно вышла в ТВ-эфир (например, архив за последние сутки).

Теперь каждая группа зрителей сможет увидеть любимый всеми сериал наиболее удобным способом: домохозяйки посмотрят сериал в 17:00 в эфире классического ТВ, труженики вернутся с работы после 19:00 и воспользуются сервисом “отложенный просмотр”, а тот, кто увлекся сериалом только на втором сезоне, сможет посмотреть весь предыдущий сезон за оди режиме “видео по запрос

Телепортал

Спрос на ТВ/видеогибриды со стороны медиа, производителей контента и операторов вырос достаточно быстро за короткий срок. Поэтому выбор готовых технологических решений, предлагаемых российскими интеграторами, на сегодня небольшой. Чтобы их посчитать, хватит пальцев одной руки. Наглядный пример такого решения – телепортал. Само название уже является гибридом:

ТЕЛЕПОРТАЛ = ТЕЛЕвидение + видеоПОРТАЛ

Телепортал предоставляет зрителям все три описанных выше вариан та просмотра: ТВ-эфир, отложенный просмотр, видео по запросу в мультиэкранном режиме.

Например, зритель может начать просмотр прямой трансляции концер та на большом экране Smart TV, потом поставить на паузу, и то, что не успеет досмотреть дома, вывести уже в дороге на экран своего планшета в режиме “отложенный просмотр”, причем с того же момента, на котором он поставил на паузу.

Функционал решения очень разно образен, но, чтобы не превращать статью в описание одного только функционала телепортала, назовем лишь пять ключевых возможностей, реализованных в нем. Они соответствуют пяти основным трендам развития телевидения в целом:

  1. Унифицированный интерфейс. На любом устройстве зрителя приветствует единый дружественный интерфейс.
  2. Рекомендательны сервис. Каждому зрителю индивидуально предлагается то, что ему нравится.
  3. Метаинформация. Расширенная информа ционная справка о про сматриваемом контенте.
  4. Социальное ТВ. Интеграция с соцсетями, возможность поделиться с друзьями и узнать, что они смотрят.
  5. Второй экран. Разделение функций между устройствами. Видео – на большом первом экране телевизора; дополнительный функционал (интерактивные сервисы, метаинфор мация, программа передач и многое другое) – на втором экране, например на планшете.

Вызов операторам

Скрещивание ТВ и видео в одно гибридное решение стало возможным благодаря технологии OTT (Over-the-Top), которая позволяет качественно передавать видеоконтент через открытый Интернет. Фактически Интернет уже стал четвертым каналом телевещания наряду с эфирным, кабельным и спутниковым каналами.

Три традиционных канала вещания могут конкурировать с ОТТ по качеству картинки. Однако по интерактивным сервисам, интеграции с социальными сетями и во всем другом, что требует обратной связи со зрителем, ОТТ-технология вещания через Интернет, конечно, оказалась вне конкуренции.

ОТТ-сервисы вывели потребности зрителей на новый уровень качества и комфорта. И это послужило вызовом операторам кабельного и спутникового вещания найти способ удовлетворить возросшие аппетиты своих зрителей.

Решить задачу операторов удалось путем еще одного скрещивания: создание гибридных set-top-box (STB). Гибридные приставки используют одновременно два подключения – к ТВ-кабелю и к Интернету.

Лучше быть вторым

Любопытно, что в России первое гибридное телевидение появилось еще 10 лет назад! Пионером гибридного телевидения стал “Рикор ТВ”. Его приставки собственного производства подключались к спутниковой антенне и также к Интернету, обеспечивая настолько прогрессивный функционал, что он не нашел спроса у неподготовленного населения. К тому же это опередившее время решение получилось значительно более дорогим, чем обычные спутниковые приставки.

STB – не панацея

Гибридные приставки для спутниковых операторов не единственный способ доставить абонентам дополнительные интерактивные сервисы. Самый простой путь – предоставлять услуги ОТТ-TV без интеграции с приставкой. В этом случае абонент использует интерактивные видеосервисы отдельно от приставки, но с единым личным кабинетом, то есть с общим счетом, пакетом каналов и др.

Пример сценария использования: абонент под единым аккаунтом оператора на даче смотрит пакет каналов через спутник, дома – те же каналы через приложение Smart TV, в дороге – на планшете.

Еще один пример: абонент на даче смотрит спутниковое ТВ (кабельного телевидения и ШПД здесь нет). При этом на планшете с 3G-интернетом абонент открывает приложение “Второй экран” этого же оператора и получает доступ к большому набору интерактивных сервисов: метаинформация, EPG, интеграция с соцсетями, рекомендательный сервис и др.

Монетизация

Кем бы ни был владелец гибридного видеосервиса – производитель сериалов, новостной телеканал, мобильный или спутниковый оператор, – монетизация интересует всех без исключения.

Крупнейшие операторы, такие как “Ростелеком”, приблизились к максимуму ARPU, получаемому на текущих ТВ-услугах. В этой ситуации второй экран и другие гибридные видеосервисы могут стать драйверами для роста ARPU к новой планке.

Гибридное решение для спутниковых операторов является не только ключом к повышению ARPU, но также способом расширить аудиторию. Есть лояльные к бренду оператора зрители, которые хотели бы получить доступ к его пакетам телеканалов и услуг, но которым не подходит вариант с установкой спутниковой антенны. Они с радостью заплатят за возможность получить эти услуги через Интернет посредством ОТТ-приставки или Smart TV.

Для медиа три четверти дохода от ОТТ-видеосервисов приносит реклама. Гибридные технологии и здесь обладают существенным потенциалом для роста дохода. Рынок видеорекламы в ОТТ-сервисах показывает 80%-ный ежегодный рост, по данным J’son & Partners.

Дорожная карта

Когда оператор или медиа приобретают ОТТ-платформу, сделанный технологический скачок позволяет создать сразу десятки и даже сотни интересных видеосервисов. Однако это еще не повод предложить зрителям набор сразу из 100 услуг. При запуске ОТТ-решения целесообразно:

  • внедрять сервисы порционно, добавлять в каждом новом релизе не более трех-пяти услуг;
  • начать с сервисов, непосредственно связанных с контентом (возможность смотреть всегда и везде, то, что нравится, и с максимальным качеством), а потом связанных с качеством его восприятия (вовлечение, интерактивность, социализация и т.д.).

ОТТ-платформа – это также фундамент для построения эффективной маркетинговой программы: добавление каждой новой услуги – отличный инфоповод, интерактивные возможности телевидения – инструментарий для удержания и повышения лояльности пользователей. Скрещивая ТВ и Интернет, получаем гибридные маркетинговые коммуникации.

Какими бы действительно полезными ни были сервисы, ключевой фигурой в этом бизнесе остается контент. Чтобы пользователь с удовольствием платил за видеосервисы, они должны предоставлять ему лучший контент. Лучший лично для него.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2014
Посещений: 11044

  Автор

Григорий Кузин

Григорий Кузин

Директор по интерактивным технологиям "АФ Медиа"

Всего статей:  14

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций