Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Искусство жить в Одессе

В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Искусство жить в Одессе

Москва, конечно, город первый, но и Одесса — не второй!
Из одесского юмора

Уважаемые читатели! Мало кто помнит фильм с таким названием - я тоже вспомнил о нем только в связи с юбилеем М.С. Горбачева. Должен напомнить, что перестройка в СССР всерьез началась именно с кинематографа, а точнее, с V съезда Союза кинематографистов - май 1986 года (громокипящего, как позже напишут газеты). Причем перестройка кинематографа началась именно в Одессе!

Перестройка в кино, провозглашенная съездом СК, была поддержана руководством страны, в результате чего в Госкомитете СССР по кинематографии полностью сменилось руководство и предполагались серьезные перемены в производственно-технической базе в сторону широкого внедрения электронных методов. Осенью 1987 года меня перевели на новую работу - заместителем председателя Госкино СССР по технике. Хочу напомнить нашим читателям, что этот Госкомитет был в то время довольно мощным технологическим ведомством.

Я застал в Госкино тот короткий период, когда цензура уже ослабла, но люди еще часто ходили в кино. Деньги на кинематограф у государства пока еще были, а рядом с коллегией Госкомитета уже активно действовал секретариат Союза кинематографистов СССР, который в это время боролся с так называемым репертуарным планированием. Конечно же, союз при поддержке широкой общественности добился своего, и в работе киностудий воцарилась желанная для прогрессистов неразбериха. Полгода спустя, когда улеглась пыль, стало ясно, что эта неразбериха неплохо управляется сплоченной группой кинематографистов-активистов кооперативного движения, базирующейся на киностудии великого южного города (см. эпиграф!). Там же состоялась проверка боем нового соглашения о свободе творчества.

Причем эта проверка была проведена с истинно одесским размахом и веселым коварством: одновременно снимались сразу три кинофильма по знаменитой пьесе И. Бабеля “Закат". Один фильм так и назывался “Закат" (реж. А. Зельдович), вторым был мюзикл “Биндюжник и король” (реж. В. Алейников), третьим - историко-революционный фильм “Искусство жить в Одессе" (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич). Ситуация в Госкино, союзе и городе Одессе была в то время проникнута какой-то опереточной конспирацией: все про все знали, но никто ничего не знал официально. Сами съемочные группы делали вид, что понятия не имеют о наличии соперников. Причем (по легендам!) некоторые актеры (например, 3. Гердт) снимались одновременно в двух или трех фильмах.

В Москве идеологи свободы творчества видели во всем этом прорыв к демократии и были уверены, что этот прорыв принесет рекордные кассовые сборы и личные доходы. Кстати, по тем временам фильм во всесоюзном прокате окупался, если его просмотрели не менее 17 млн зрителей. Все то, что ныне именуется бонусами, возникало только при много большей аудитории. Нужно также учесть, что при показе кинофильма по телевидению в те времена никаких доходов не было - оплачивался только механический износ кинопленки (забыть не могу тариф - 2 руб. 54 коп. за часть!).

Однако этот крайний вариант творческой свободы (три фильма на одну тему) был слишком жесток даже для жизнерадостной Одессы, тем более что съемочные группы в творческом восторге вели себя в городе бесцеремонно. Веселая пастораль, которую рисовали в СК, быстро превращалась в злую склоку отраслевого масштаба, подтверждая древнее правило: самый хитрый расчет всегда оказывается самым безуспешным!

Вначале я с любопытством наблюдал за развитием событий как бы со стороны. Но “ходоки” в центр otJ этих съемочных групп вместе с анекдотами и доносами как-то доставили одновременно три раздельные заявки на всесоюзную кинопремьеру, сходу поддержанные СК!

И хотя мало кто верил в то смутное время в реальность таких идей, я полагал, что технические службы Госкино должны быть готовы к такому развитию событий. Нужно было запастись для массовой печати фильмокопий большим количеством кинопленки, зарезервировать мощности кинокопировальных фабрик и т.д. Решать проблему предстояло мне, и я, новичок, начал консультации. Мнения специалистов были противоречивы, и меня это тревожило.

Успокоил меня кинокритик М.М. Черненко: “Вы не должны нервничать. Ребята увлеклись и уже затоптали грядку". Его поддержал директор Рязанской копирфабрики A.M. Шестопалов. Он сказал: “Точнее всего прокатную судьбу фильма предсказывают мои контролеры ОТК. Я верю в их профессиональное чутье. Они видели фрагменты всех трех фильмов и считают, что массового спроса на них не будет!”

Основываясь на столь авторитетных прогнозах, я своим решением отменил подготовку к всесоюзной кинопремьере; к такому же выводу чуть позже пришло большинство местных управлений кинофикации, которые владели киносетью!

В вихре перемен я не смог уследить за коммерческими итогами проката этого необычного пакета фильмов, но они были, кажется, очень средними. Из киноведческой литературы по этим фильмам я понял, что авторы, отчаянно соперничая за будущие сборы, излишне нафаршировали все три экранизации в общем трагической пьесы элементами фарса и гротеска, что вызвало неприятие не только у одесситов, но и у иногородних^ патриотов этого города.

Прочел я еще раз написанное и вспомнил очень точную античную мысль: “Ход истории превращает устаревшую форму жизни в комедию".

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011
Посещений: 9471

Статьи по теме

В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций