Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Степан Парфенов, телекомпания  "Экспресс": "Мы должны идти вслед за телезрителем в цифру, другого пути просто не существует"

Андрей Пиджуков, 20/03/19

Степан ПарфеновГенеральный директор пензенской телерадиокомпании "Экспресс"  Степан Парфенов поделился с "Телеспутником" своим мнением о том, как жить региональной телекомпании в условиях отключения аналогового вещания и отсутствия какой-либо поддержки от государства.

- В каких средах сейчас доступен ваш телеканал?
- Изначально у нас было аналоговое эфирное вещание, которое мы запустили совместно с эфирным партнером, компанией СТС. Несколько лет назад мы создали телеканал с собственным программированием, который в итоге попал на 21-ю кнопку. В Пензе и области у нас осталось аналоговое вещание. Я бы с удовольствием от него отказался, но это разрушит экономику моей компании, потому что основные продажи у нас идут на совмещенном сигнале. Мы зарабатываем на вещании канала СТС, а также на размещении рекламы в мультиплексе. Поэтому просто уйти с аналога для нас было бы экономически нецелесообразно.

- В какую сумму вам обходится обслуживание аналогового вещания?
- В Пензе это стоит 6 млн рублей в год, по области точно не помню, но значительно ниже — около 1 млн рублей.

- Как на вас отразится отключение эфирного аналогового вещания?
- Я думаю, еще месяц и уже не будет никакого смысла вещать в аналоге. В городе особой необходимости в нем нет, потому что здесь хорошо развиты кабельные сети, где мы на 21-й кнопке, и 70% населения нас видит. В области зеркально противоположная ситуация — после отключения аналога основная масса населения уйдет в цифру, и мы потеряем большую часть своей аудитории. Кабельные сети там очень плохо развиты, все-таки частный сектор — это в основном потребители эфирного сигнала.

В отношении кабельных операторов есть еще одна скрытая опасность: дело в том, что помимо крупных компаний, предлагающих услуги ТВ и Интернет, есть более мелкие, у которых в пакете только телевидение. Я думаю, что операторы, не предоставляющие услуги Интернета, просто разорятся — в цифровых мультиплексах качество выше, и они бесплатны. И это негативно скажется на охвате кабельного телевидения в области, который, по моим подсчетам, сейчас составляет около 40%.

- Что касается спутникового вещания, есть ли смысл идти в эту среду распространения?
- Я пока не понимаю, нужно мне спутниковое вещание или нет. Во-первых, у операторов нет точных данных по количеству абонентов. Спутник будет стоить порядка 2 млн рублей в месяц, и это только у одного из операторов. В итоге стоимость контакта с одним абонентом спутниковой сети обойдется в астрономическую сумму. В целом, я думаю, спутниковое вещание все-таки нецелесообразно использовать, причем не только в нашем регионе, но и во многих других.

- Как обстоит дело с распространением в Интернете, на каких платформах вы представлены?
- У нас есть потоковое вещание на нашем сайте. В связи с тем, что часть контента мы покупаем, возникают проблемы с правами. По большому счету правообладатели не дают возможность вещать с сетях, например, «Яндекса». И это большая проблема — прав у нас нет, и они нас не берут на потоковое вещание. Сейчас мы практически договорились с поставщиками контента о распространении в сервисе «Яндекса», но если посмотреть его статистику, то цифры просмотров будут небольшими. И эту историю монетизировать тоже не получится — в Интернете нет экономики для потокового вещания.

Это одна из причин, почему федеральные каналы судятся с «Яндексом»: они не смогут зарабатывать на размещении своего контента. Поэтому и появилась «Витрина ТВ» — своя площадка для потокового вещания дает возможность телеканалам зарабатывать. У нас, региональщиков, пока такого сервиса нет, поэтому на нас зарабатывает «Яндекс», который, конечно, своими доходами с нами делится, но это совсем небольшие деньги. Получается, что затраты региональных телеканалов на создание контента несопоставимы с доходом от цифровых стриминговых платформ.

В целом ситуация складывается не в нашу пользу. Я недавно общался с коллегами из других городов, многие сокращают производство своего контента где-то на 50%. В течение месяца-двух они могут вообще закрыться.

- В этом виновато массовое отключение аналога?
- Это совокупность причин. После отключения произойдет массовый переток телезрителей в бесплатную цифровую среду. При этом он коснется всех сегментов — спутника, кабеля, аналога. Население будет искать возможность получать услуги телевидения бесплатно. Только уход со спутника будет более растянут во времени, потому что договоры с абонентами были подписаны на год.

Кстати, я как-то решил сравнить качество картинки спутникового сигнала и цифрового мультиплекса: цифра оказалась лучше, может быть, совсем незначительно — на 2-3%, но изображение немного четче. Возможно, это связано с тем, что спутниковые операторы имеют возможность экономить и снижают поток, чтобы побольше каналов поставлять. И все эти факторы приводят к тому, что массовый телезритель перейдет на цифровой эфир, в котором нас, регионалов, нет.

- Есть ли какой-то выход из ситуации, например, запуск третьего мультиплекса?
- Здесь опять встает вопросы экономики. Все, что предлагает Минкомсвязь, на сегодняшний день экономически нерентабельно. Некоторые регионы будут должны платить за него по 400 млн рубл. в год. Слушайте, ну нет у регионов столько денег.

-Что вы думаете по поводу предложения о четырехчасовых врезках региональных каналов на ОТР?
- Вы знаете, к нам недавно пришло письмо с этим предложением. Из него следует, что нужно будет платить около 30—40 млн руб. в год. Слушайте, я на эти деньги могу свой телеканал запустить. Причем во врезках нельзя будет размещать свою рекламу, лицензия ОТР не позволяет этого делать. Опять же по времени выпуска нам предлагают выходить не в прайм-тайм.

Ну и второй вопрос: кому это больше нужно — нам или ОТР, который будет повышать свой рейтинг за счет региональных врезок? Зачем нам за свой счет развивать телесмотрение другого телеканала, при том что нам за это еще и предлагают платить? Тут еще забавная ситуация: ОТР является каналом первого мультиплекса, который на 100% дотируется государством. И получается, что мы должны платить за то, что уже оплачено государством. Мне кажется, это как-то все не очень правильно.

- И все-таки есть ли какие-то альтернативные способы решить проблему с вещанием региональных телеканалов?
- Да, мы уже выходили с одним предложением. Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин сказал, что можно вещать в аналоге сколько угодно, частоты отбирать никто не будет. Мы со своей стороны сказали: спасибо большое, но если вы оставляете нам частоты, просто дайте возможность заменить сигнал без создания отдельного мультиплекса. С чисто технической точки зрения заменить передатчик с аналогового на цифровой несложно. Да, там требуется определенная модернизация оборудования и проведение небольших испытаний, чтобы, условно говоря, мы никому не помешали. Хотя если мы сейчас никому не мешаем в аналоге, при переходе таких проблем возникнуть также не должно — частота останется та же, изменится только структура сигнала. ТВ-передатчик состоит из нескольких частей, для перехода на цифровой сигнал требуется лишь заменить одну составляющую. В целом такая перенастройка обойдется всего примерно в 100 тыс. рублей.

Единственный вопрос в лицензировании: в разрешении на использование частот у нас указано «аналоговое вещание», если там будет написано «цифровое вещание», то вопрос будет снят. Но для этого нужно политическое решение.

- И что остается делать региональным телекомпаниям в создавшихся условиях?
- Государство спровоцировало всю эту историю с отключением аналога, и мы должны идти вслед за телезрителем в цифру, другого пути просто не существует. И это должна быть бесплатная для зрителей среда.

При этом я все-таки не стал бы рассматривать Интернет в качестве альтернативы для телеканалов — телесмотрение там совершенно другое. В Интернете смотрят конкретные продукты, а телевидение люди смотрят фоном. Телевизор включили и пошли делами заниматься, что-то отрывочно посмотрели. Даже люди, которые говорят, что не смотрят телевизор, все равно краем глаза какие-то передачи успевают посмотреть: просыпаются, включают телевизор, за десять минут узнают последние новости, прогноз погоды. И на этом их ТВ-потребление заканчивается, потом они выходят в Интернет и начинается «продуктовое потребление», которое монетизируется иначе. Поэтому потоковое вещание в Интернете, с моей точки зрения, это не выход для телеканалов.

Источник: портал Telesputnik.ru

Темы:региональное вещаниеСтепан ПарфеновЭкпресс
Понравилась статья? Подпишитесь на наши страницы, чтобы ничего не пропустить!

 

Комментарии