Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Владислав Ряшин: конкуренция на российском рынке очень высока

Владислав Ряшин: конкуренция на российском рынке очень высока


15.02.2010

Владислав Ряшин конкуренция на российском рынке очень высока

Интервью с Владиславом Ряшиным председателем Совета директоров группы компаний Star Media.

— После кризиса прошлого года каналы стали экономить на производстве и закупках контента. Изменилась ли эта ситуация за год?

— Я бы разделил период с октября прошлого года на два этапа. Первый этап: телеканалы в принципе приостановили закупки и производство нового контента, сосредоточившись на проектах, которые были уже довольно давно в процессе производства. Производство новых продуктов было остановлено до момента понимания, что же происходит с рынком. Весной в краткосрочной перспективе стал понятен уровень рекламного рынка, каналы определились с закупочным бюджетом. Исходя из уровня рынка, был запущен ряд проектов, в том числе и те, что были приостановлены ранее. Конечно, количество этих проектов на порядок меньше, чем в прошлые годы, но при этом проекты запускались очень выверенно, так как выросла цена ошибки, выросла ответственность как людей, принимающих решения на каналах, так и производящих компаний. Летом после ряда запусков на рынке возник обманчивый эффект: у некоторых возникло ощущение, что ситуация вернулась едва ли не на докризисный уровень. На самом деле это не так: если считать количество проектов за последний год (начиная с октября 2008 года), то оно на порядок меньше, чем за прошлые периоды. И с более низкой себестоимостью. Сейчас все ждут дальнейшей информации о результатах переговоров между рекламодателями, агентствами и сейлз-хаусами. С одной стороны, сам факт проводимых переговоров и тендеров - уже положительный сигнал. Ведь год назад не было и этого, но объем рекламного рынка на телевидении пока не ясен. Конечно, крупные рекламодатели будут использовать ситуацию для понижения цены при сохранившихся объемах. Так было всегда после финансовых потрясений. Но если будет высокий спрос на рекламу со стороны среднего бизнеса, сейлз-хаузы (прежде всего - "Видео Интернэшнл") цену удержат. От этого зависят бюджеты телеканалов и объемы производства. Конечно, новые проекты будут запускаться в любом случае, но их объем пока не ясен. Кризис научил всех работать более ответственно и сегментированно. Рост рынка позволит, быть может, больше экспериментировать и замахиваться на более масштабные проекты. Но при этом еще раз подчеркну, что мне самому нравится, когда продюсеры со стороны канала и продюсеры и группа со стороны продакшн-компании несут повышенную ответственность за результат и потому болеют этим проектом и живут им еще сильнее, еще активнее, чем раньше...

— Над какими фильмами вы сейчас работаете?

— У нас есть несколько исторических проектов. Начнем с "Котовского", который был запущен еще до кризиса, затем был на некоторое время заморожен. Весной работа вновь началась, и сейчас мы закончили съемочный период, активно идет монтаж, и к концу года 8-серийный фильм будет готов. Конечно, кризис все здорово подкорректировал, да и не только кризис. Изначально мы планировали снимать в Кишиневе, все лето прошлого года группа была в экспедиции, были готовы абсолютно все объекты, взят в аренду старинный особняк в центре города, проведены масштабные работы по декорированию, по реквизиту, были выбраны все объекты в городе. Но этой весной Кишинев очень активно выбирал президента, поэтому нам пришлось быстро развернуться. В результате мы за фантастически короткий период времени вместо Кишинева переориентировались на Ярославль.

Подготовку к съемкам второго исторического проекта мы тоже проводили до кризиса, это сериал "В лесах и на горах". Когда мы показали сценарий Екатерине Ефановой (телеканал "Россия"), идея фильма была воспринята положительно, и вместе с каналом сценарий был доработан. Сериал основан на двух произведениях Мельникова-Печерского - "В лесах" и "На горах". Этим летом мы возобновили работу. Для натурных съемок в лесах Подмосковья были построены декорации купеческих домов, усадеб, монастырей, скитов. Достоверность и масштаб декораций впечатляет, и жалко такую красоту просто взять и разобрать или оставить ее гнить на складе. Это великолепная натурная площадка, мы сделали настоящий бревенчатый мост через реку, подворье купеческой усадьбы, с банями, с амбарами, небольшой монастырь с храмом, с кельями монашескими, скит с местом для жилья, - в общем, все это очень живописно.

— А почему вы стали заниматься полнометражными фильмами?

— Первого октября этого года вышел в прокат наш дебютный фильм "О счастливчик!". Второй полнометражный фильм снят, завершается его монтаж, и мы готовимся к проведению фокус-групп. Это детективный триллер

"Хорошая погода", в ролях Алексей Гуськов, Сергей Гармаш,  Марина Александрова,  Сергей Юшкевич, Петр Логачев, Антон Шагин, Владимир Гусев и другие. Еще один фильм находится на стадии разработки сценария. Но сейчас мы очень внимательно будем относиться к полнометражным проектам, так как в нашей стране они в большинстве случаев убыточны. Один из знакомых продюсеров совсем недавно был на премьере своего фильма в московском кинотеатре в центре города, и в зале было около 200 человек, а через несколько дней ему предоставили отчет, где значилась цифра в пять раз меньше, что уж говорить о регионах. Производителям российского кино тяжело конкурировать с американским, где индустрия производства успешного прокатного продукта мирового уровня насчитывает не один десяток лет. Основная кинотеатральная аудитория, молодежь, выросла на этом продукте, а зритель старшего поколения если и приходит, то на разовые фильмы. Со временем аудитория будет расширяться, и наверняка еще будут фильмы, которые смогут привлечь более взрослого зрителя, но на это нужно время. В итоге российский продюсер находится между трех огней: с одной стороны, нужно как-то конкурировать с американским кино и тонко чувствовать настроение молодежи. В то же время есть более консервативная аудитория 35+, которую тоже хочется привлечь в кинотеатры, но эта аудитория не приемлет в большинстве своем элементы американского кино. И, наконец, в-третьих, хочется производить продукт, за который будет не стыдно перед коллегами, детьми и самим собой. Есть амбиции не только финансовые, но и творческие. Имея огромный опыт производства телевизионного кино (за последние 7-8 лет я участвовал в продюсировании более 100 телевизионных фильмов: это и мюзиклы, и детективы, и экшн, и комедии - в общем, разные жанры), я могу с уверенностью сказать, что здесь все более-менее ясно и предсказуемо. Но в полнометражном кино есть нюансы, которым далеко не всегда можно научиться, делая выводы из чужих ошибок, первый опыт всегда своего рода боевое крещение. Уже ко второму нашему фильму ("Хорошая погода") я подходил совсем по-другому, понимая, насколько в этом жанре непросто работать, насколько ты рискуешь. Честь и хвала тем людям, которые этим занимаются.

— Какова схема работы с каналами: вы делаете фильмы под заказ конкретного канала или предлагаете уже готовый продукт каналам?

— Если говорить о телевизионном кино или о прайм-тайм-сериале, то раньше мы оценивали сами потенциал той или иной истории и начинали снимать, постоянно информируя телеканалы о том, над чем мы работаем. Сейчас, во время кризиса, изменили свою тактику: активно инвестируем в разработку сценария, нарабатываем пакет предложений, показываем телевизионным каналам (исходя из их аудитории). И после этого, если канал выражает интерес, договариваемся об условиях.

— С какими российскими каналами вы работаете?

— Основные партнеры - это телеканал "Россия", а также НТВ. Активно сотрудничаем с Первым каналом и каналом "ТВ Центр". Несколько проектов готовим для СТС. Права на ряд продуктов из нашей библиотеки прав уже приобрели телеканалы "Звезда" и "Столица". Ведем активные разработки продуктов и для других каналов, которые в ближайшем будущем, я надеюсь, превратятся в контракты.

— За счет чего вы сейчас оптимизируете расходы и сокращаете себестоимость продукта?

— За счет прекращения работы с неадекватными людьми. Есть новые экономические реалии, они совершенно четко определяют бюджет того или иного предприятия, и поскольку российский зритель привык к качественному кино и умеет отличать качественное от некачественного, понятно, что он плохое смотреть не будет. Поэтому сейчас за меньшие деньги необходимо делать такое же качество, как минимум, а желательно и придумать что-то новое. Мы это делаем за счет снижения всех статей затрат, которые не влияют на качество.

Некоторые затраты сейчас уменьшились за счет снижения себестоимости постановки, декораций и прочее. В принципе, если все в целом оптимизировать, то, на мой взгляд, можно найти те компромиссы, которые позволят телевизионному каналу получить качественный продукт, а продакшн-компа-нии этот продукт снять.

— Насколько эффективно для канала создание собственного контента, или должно быть разделение на продакшн-компанию и отдельно канал, что более эффективно с экономической точки зрения?

— Телевизионный канал (особенно федеральный) - это большой универсальный магазин, супермаркет, где есть продукты разной направленности. Есть такие жанры, как, например, новости, которые являются исключительно прерогативой канала. То же можно сказать и о документальном вещании, и о ток-шоу. Каналы, так или иначе, много производят своего.

— Но насколько это эффективно для канала?

— И та и другая схема, будь то собственное производство или заказ, дополняют друг друга, создают дополнительную конкуренцию между творческими силами и имеют право на жизнь. Нельзя сказать, что одна схема категорически неэффективна, а другая - категорически эффективна. Я сам долго работал на канале и всегда гармонично находил какую-то золотую середину.

— Чем вы объясняете популярность в последнее время отечественного телеконтента? Было время 1990-х годов, когда смотрели бразильские сериалы, а сейчас больше интересна наша история. Изменилось качество производимой продукции или изменился вкус аудитории?

— И то и другое. В кинотеатры ходит молодая часть аудитории, которая менее активно смотрит телевидение. Та же аудитория, что смотрит телевизор, более консервативна и,  в свою очередь, отличается от американской и бразильской. Просто в период нашего безденежья и безвременья в 90-е бразильский и американский продукты хлынули на экраны. Тогда советское телевидение не успело перестроиться, а российское в его современном виде только создавалось. Постепенно мы научились делать качественные интертеймент-шоу, сериалы и телевизионное кино. Более того, в последние годы значительно выросло качество производимой продукции в каждом жанре: и в документальном, и в жанре развлечений, и в жанре сериалов и кино произошли очень мощные и качественные прорывы.

Сегодня российское телевидение является одним из лидеров в Европе. Те, кто часто путешествует, знают, что, например, в Австрии, в Германии, я уже не говорю про арабские страны, в эфирном телевидении смотреть просто нечего. Восточная Европа давно уже стагнирует с точки зрения качества, а российское телевидение очень мощно продвинулось. На мой взгляд, если мы кому-то и уступаем, то только Великобритании и Америке, которая вкладывает миллионы долларов в час продукции.

Еще один плюс в нашу пользу - это развитие направления международных продаж. Например, сейчас мы заключили сделку и продали две наши теленовеллы в Китай. Конечно, суммы контрактов несопоставимо ниже, но перспективы для развития есть. Несколько наших сериалов мы продали на каналы в Швецию, в Норвегию, Словению.

Например, Норвегия купила 3D-aннимационный проект "Битва за Москву": 65 серий по 4 минуты, где детально описываются все операции, начиная с "Барбароссы". Причем купила с разделенным звуком, что говорит о том, что будут дублировать. Япония приобрела права на фильм "Антиснайпер", который показывался на канале НТВ.

— Как это все поставить на поток?

— Надо этим заниматься: вкладывать деньги, объяснять, показывать. К российскому продукту пока не привыкли, и принимают его не сразу, на развитие западных и азиатских рынков понадобится много времени. На контракты с Китаем, например, нам потребовалось два года. Теперь, я уверен, следующая сделка с теми же китайцами пойдет быстрее, и так в целом международные продажи будут развиваться.

— Сейчас в связи с развитием спутникового, кабельного телевидения приходит очень много зарубежных каналов на рынок. Могут ли каналы российского производства конкурировать с зарубежными?

— Конкуренция на российском рынке очень высока. С одной стороны, внутри между каналами, с другой - эфирные каналы борются за удержание зрителя, особенно молодого, с другими источниками информации, а их очень много: Интернет, спутниковое и кабельное ТВ. Приход новых зарубежных кабельных каналов или каналов на платформах DTH будет продолжать "забирать" аудиторию, а задача федерального телевидения эту аудиторию сохранять за счет создания и донесения контента различными способами. Как, например, делает ВГТРК: объединяет и радииные средства массовой информации, и каналы "Вести 24", "Спорт", "Культура", "Россия". Идет создание семейства каналов, рассчитанных на все слои аудитории. То же самое происходит и с Первым каналом, СТС-Медиа, Национальной Медиа-группой. И эти семейства каналов будут в ближайшем будущем не только представлены в цифре, но и начнут активно, как мне кажется, развиваться и в Интернете.

— Журналу Broadcasting в этом году исполняется 10 лет, и мы собираем мнения, как изменилась отрасль за этот период времени, какие знаковые события произошли?

— Древние китайцы говорили: не дай бог жить в эпоху перемен. У нас как эта эпоха перемен началась в 1980-е годы, так она до сих пор и не закончилась, и, на мой взгляд, это безумно интересно. По истечении 10-летнего периода я могу сказать, что счастлив, что живу в такое время, поскольку все мы стали свидетелями замечательного времени становления, серьезного роста и развития российского телевидения. И этот процесс продолжается, и в нем - наша жизнь.

Беседу вела Анна Заварзина

Broadcasting.Ru
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009