Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

У региональных телеканалов остался последний шанс продать право на вещание по максимально высокой цене

У региональных телеканалов остался последний шанс продать право на вещание по максимально высокой цене


28.01.2008

У региональных телеканалов остался последний шанс продать право на вещание по максимально высокой цене

Михаил Ильичев, директор департамента управления собственными станциями "ТНТ-Телесеть", уверен, что у региональных телеканалов остался последний шанс продать право на вещание по максимально высокой цене.

Насколько хорошо Вы знакомы с городом? Как, на Ваш взгляд, Пермь выглядит на фоне других городов как в целом, так и в плане развития СМИ?

— Начну с общего восприятия. Когда я приехал сюда в первый раз несколько лет назад, то понял, что в городе деньги есть, но их не очень хорошо пристраивают. Социальная инфраструктура была неразвита, и люди, если тратили деньги, то, как я это называю, на евроремонт "хрущевки". С каждым своим приездом замечаю, что развитие социальной инфраструктуры ускоряется, по крайней мере, на мой взгляд, Пермь вышла на один уровень с большинством городов с миллионным населением с точки зрения обустройства жизни. Прежде всего я сравниваю Пермь с Екатеринбургом, Новосибирском, Краснодаром, Ростовом. Что касается жителей, то люди здесь замечательные, с ними всегда приятно общаться. С кем бы я ни встречался, у меня не возникало неприятного осадка, хотя разговор, как правило, шел деловой, нацеленный на компромисс.

Что касается ситуации, связанной с работой в телевизионном секторе, в Перми, пожалуй, нет каких-то очевидных перекосов, перегибов и проблем, что часто встречается в других регионах. Здесь здоровая рыночная конкуренция между каналами, рекламными агентствами, которые эти каналы продают, вполне нормально складываются взаимоотношения с местными операторами, радиотрансляционным передающим центром. Таких регионов на самом деле немного.

А каковы перспективы региональных каналов, ожидает ли их поглощение сетевыми телекомпаниями?

— Для того чтобы самостоятельно программировать канал и при этом получать прибыль, нужно, чтобы его смотрели 10 миллионов зрителей. Тогда дохода от рекламы будет достаточно, чтобы окупать собственное программирование. Нужно понимать, что мой пример — чисто экономический расчет, а на практике каналы зачастую живут не только на доходы от рекламы, получая инвестиции из других сфер. Если говорить об отдельно взятом городе, то 10 миллионов человек есть только в Москве, поэтому, если вы заметили, даже в больших городах каналов, которые работают на собственном контенте, очень мало. Таковыми, например, можно считать "Четвертый канал" в Екатеринбурге и "Афонтово" в Красноярске. Лицензия на осуществление вещания — это право доступа к определенной по численности и географии зрительской аудитории, которое можно конвертировать в доход. Поэтому региональные компании, имея такую лицензию, очень часто заключают договор с сетевым телеканалом, получают практически весь контент от него, не тратя на это деньги, и при этом имеют гораздо меньший объем времени для размещения собственной рекламы. Но денег, полученных от этой рекламы, достаточно, чтобы обслуживать лицензию.

Дело все в том, что на сегодняшний день стоимость телекомпании с лицензией максимально высока. В дальнейшем она будет только падать. Поэтому многие стараются не упустить шанс, продать ее сейчас по самой выгодной цене. Сетевые же телеканалы идут на сделку по разным причинам. Иногда это вынужденный шаг: каждый город имеет ограниченное количество частот вещания, поэтому, не перекупив вовремя лицензию, сетевой канал рискует остаться без трансляции в том или ином городе. Это недопустимо, поскольку из вещания в каждом из городов российской телевизионной панели складывается общероссийский рейтинг канала, который влияет на стоимость сетевой рекламы. В других случаях региональная телекомпания продает свой бизнес по максимально высокой цене, а крупный сетевой канал понимает, что, купив, вернет свои инвестиции в разумные сроки и заработает на этом в дальнейшем. Региональные рекламные рынки стали гораздо больше, чем 3–5 лет назад. Сейчас возможно получать прибыль, эксплуатируя вещательную лицензию.

Почему стоимость лицензий начнет снижаться?

— Приближается эра цифрового телевидения, количество каналов вырастет. Лицензий, число которых в каждом городе было ограничено, станет в 4–5 раз больше, соответственно стоимость их снизится. Более того, государственные организации и учреждения намерены постепенно ограничивать работу с аналоговыми частотами: не выдавать новые, не вносить существенные изменения в условия использования существующих и тому подобное. Соответственно в дальнейшем у обладателей аналоговых лицензий уже не будет возможности что-то менять и тем самым поддерживать или увеличивать стоимость своей лицензии. Чем ближе формат цифрового вещания, тем стоимость этой лицензии ниже. Уже сейчас большинство региональных телеканалов работает в цифровом формате. Это дешевле и удобнее. Большим телекомпаниям с технологической точки зрения сложнее переходить на полностью цифровое производство. У них огромные архивы, нужны колоссальные вложения в переоборудование, но и это вопрос времени.

Насколько, по Вашим оценкам, то количество СМИ, которое существует в Перми, удовлетворяет потребности зрителей?

— Событий, которые могут стать предметом информирования или рекламирования, не так много. Это должно быть какое-то уникальное явление, достижение или ужасная трагедия, новости из сферы политики или жизни звезд. В Перми жизнь не бурлит опять же в силу пока еще недостаточной развитости социальной инфраструктуры, получается, что информации о клубах, ресторанах, тусовках, громких событиях не очень много. Пока того количества СМИ, которое есть в городе, хватает. Обращает на себя внимание то, что у вас очень развит автомобильный сектор, потому что у людей есть деньги. В Перми, наверное, один из самых новых, самых качественных автопарков, и это не только мое наблюдение. Поэтому здесь активно рекламируют все, что связано с автомобильным рынком. Если говорить о продаже, заполненности эфира рекламой, ТНТ, в частности, есть куда развиваться. Оптимально, если "sale out" — количество проданного рекламного времени от потенциально возможного — достигает 70–80 %. Часто этот показатель на ТНТ составляет не более 55–60 %. С января вступил в силу закон, в соответствии с которым количество рекламы в эфире должно сократиться с 20 до 15 %. Но даже в таких условиях мы готовы увеличивать объемы рекламы.

Кстати, о повышении цен. Еще летом агентства заговорили о повышении цен на рекламу на телевидении. Эта тенденция уже проявилась? Как это отразилось на вас?

— Ситуация во всех городах складывается по-разному. Если говорить о сетевой рекламе, которая идет из Москвы, то повышение ее стоимости скорее всего будет повсеместно. Что касается региональных продаж, то сейчас наши конкуренты, которые достаточно дешево продавали рекламу в прошлом году, столкнулись с тем, что им придется серьезно увеличивать ее стоимость, чтобы компенсировать потерю времени и сохранить темпы роста. При уже довольно высоких ценах и наличии свободного времени для рекламы мы можем позволить себе в ряде случаев вообще оставить стоимость без изменений или увеличить ее, но гораздо сдержаннее наших конкурентов. Думаю, это позволит нам немного обыграть наших основных конкурентов по продажам.

А зрителям стоит в следующем году ожидать изменений в программе?

— Если говорить о новинках, то прежде всего стоит отметить сериалы. Мы все время говорили, что показываем комедийные программы и реалити-шоу и этим отличаемся от других телеканалов. Сейчас мы решили запустить ряд новых сериалов, но они тоже будут уникальными для российского телевидения. Над ними мы работаем давно и снимать, наверное, будем еще полгода-год, так что зрители их увидят только летом или осенью. Теперь у нас будет три основные составляющие программирования: комедии, реалити-шоу и сериалы.

Вас не тяготит то, что канал ТНТ в первую очередь ассоциируется с "Домом-2"?

— Нет, Вы ошибаетесь. Сейчас наиболее популярны "Наша Russia", Comedy Club и "Счастливы вместе". Не так давно я был у родственников в Англии. Когда еду туда, они просят привезти из России водку, икру, новый альбом Аллы Пугачевой и какой-нибудь советский фильм. В этот раз мне заказали традиционный набор, только вместо песен и фильма попросили привезти Comedy и "Наша Russia".

Что касается "Дома-2", то шоу смотрят 15–20 % населения, глупо закрывать программу, которой увлечен каждый пятый.

Вы думаете, что будущее за развлекательным телевидением или общественно-политическому вещанию тоже найдется место в сетке? И вообще, есть ли у телевидения будущее, ведь сейчас многие вообще отказываются от телевизора, получая необходимую информацию в Интернете?

— Будущее — в контенте. Цифровое телевидение позволит иметь в разы больше каналов. С помощью IT-технологии можно будет передавать невероятное количество данных за считанные секунды и очень дешево. Ниши, которые занимают каналы, станут еще уже, а их количество возрастет. Вопрос даже в том, будут ли вообще телеканалы или их заменят отдельные программы. Например, у телевизора появятся кнопки "Дом-2", "программа "Время"" и подобные им. Скорее всего в будущем телеканалов вообще не будет, а возникнут каталоги программ, и зрители сами смогут программировать свой теледосуг, выбирая, что и в какое время они хотят смотреть, им не нужно будет подстраиваться под время трансляции.

Источник: Газета business-class 
www.business-class.su/