Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Президент СТС Александр Роднянский: СТС свои проекты ни с кем не делит

Президент СТС Александр Роднянский: СТС свои проекты ни с кем не делит


19.04.2007

Президент СТС Александр Роднянский СТС свои проекты ни с кем не делит

Пример СТС доказал, что сетевой негосударственный вещатель может конкурировать с федеральным телевидением, и делать это успешно.

Секрет успеха канала, по мнению президента "СТС Медиа" Александра Роднянского , кроется в том, что "телезрителю сегодня нужна не  столько информация, сколько гламур и сказки , а зрительские предпочтения теперь связаны с телевидением не как с элементом политической борьбы, а как с  пространством досуга и образования". С Александром Ефимовичем Lenizdat.ru поговорил о проектах "гламурно-сказочного" телеканала, о персонажах СТС и  особенностях борьбы за аудиторию.

— На каком этапе развития сейчас находится СТС?

— Не хочется быть банальным, но СТС находится на новом витке развития. И это правда. В июне 2006 мы превратились из  телевизионного канала, пусть очень известного и успешного, в крупнейшую медийную компанию Восточной Европы. Сейчас у нас есть два телевизионных канала, с  которыми связано множество планов. Соответственно, это огромная ответственность, нагрузка, коренным образом измененное представление о жизни.

Телеканалу СТС было сложно конкурировать раньше, так и сложно будет это делать в  дальнейшем. Есть две причины. Во-первых, мы вышли на этап очень конкурентный для  российского телевидения, а во-вторых, сами находимся в высокой зоне результатов. Удерживать и увеличивать всегда тяжело в условиях высокой позиции и возрастающей конкуренции. Поэтому сейчас у нас значительно больше цена ошибки в фильмах, сериалах, программах. По этой причине очень серьезно относимся к тому, что предстоит запускать в эфир в следующих сезонах. Стали строить планы стратегически — на несколько лет вперед. Мы снимаем пилоты, пишем много проектов. Заранее стремимся определить, что в этих проектах хорошо, что плохо.

— Высокая цена ошибки должна связывать руки, останавливать перед смелыми экспериментами…

— Мы никогда ничего не боялись. СТС всегда был связан с экспериментами. С самого начала было твердое понимание, что все получается, так как мы не похожи на других. Поэтому экспериментируем и  будем экспериментировать дальше. Только делать это будем более аккуратно и  продуманно. Если раньше экспериментировали в масштабах 40 серий, то теперь намерены вкладывать большие деньги в пилоты (первые пять серий). Если они приживутся, проект продолжится, нет — значит он больше никогда не появится на  экранах. То есть такая позиция канала дает намного больше возможностей творческим людям доказать свое право на необычные эксперименты и  жанры.

— Канал СТС ориентируется в основном на молодую аудиторию. Но такая активная часть населения в качестве формы проведения досуга выберет скорее не просмотр телевизора, а сидение за компьютером в интернете. Считаете ли вы интернет конкурентом вашему каналу и телевидению вообще?

—  Безусловно, я считаю интернет конкурентом телевидению. Он, как и другие медиа, забирает часть аудитории у телеканалов. Но хочу отметить, что телевидение в  России все равно выполняет огромную доминирующую роль, которая сохраняется за  ним со времен закрытого общества, когда фактически был только один канал. Сейчас от телевидения несколько уходит молодая аудитория. Тем не менее оно всегда будет оставаться самым значимым из всех медийных ресурсов.

Почему канал СТС так успешен? Потому что нам удавалось и удается сейчас привлечь внимание той аудитории, которая, как правило, не смотрит телевидение вообще. К примеру, в  общей структуре аудитории сериала "Не родись красивой" было пятьдесят процентов людей, которые, согласно исследованию, не смотрят телевизор. Они включали его только для того, чтобы посмотреть наш сериал. Это зрители 18—35 лет — как раз та аудитория, которая наиболее интересна рекламодателю. Такие люди молоды, активны, являются пользователями интернета. Именно благодаря тому, что у нашего канала такая аудитория, СТС является самым дорогим телевизионным каналом в плане рекламного ресурса в России. Конечно, мы расцениваем интернет как потенциального конкурента. Вне зависимости от того, как развивается конкуренция среди телевизионных каналов, смотрим на интернет с подозрением и  интересом.

Если же расценивать интернет как бизнес, то он нам не  конкурент. Роль рекламы на телевидении трудно преуменьшить. Сейчас телевизионная реклама в России самая дешевая из всех носителей, если учитывать цену контакта: дешевле, чем газеты, журналы, радио. Не стоит забывать и то, что телевидение —  это единственный национальный медиум. Доля телевизионной рекламы в 2006 году составила 49% от общего рекламного пирога.

— Как, по вашему мнению, будет проходить в России процесс цифровизации каналов?

—  Наш канал уже является цифровым, просто нас распространяют в аналоге. Я считаю, что было принято очень удачное решение о формировании единого органа, который будет осуществлять контроль, координацию как над технологическим развитием, так и за контентом. Телевидение является фактором единства информационной целостности страны. Если пустить на самотек этот процесс, то это может привести к тому, что в Калининграде в силу естественных рыночных предпочтений приоритет будет отдаваться Литве, Польше и даже Германии. Соответственно, на Дальнем Восток всем хорошо будет с Китаем. Если не будет единого информационного пространства, возникнет вопрос целостности всей страны. Не стоит забывать, что российское телевидение чрезвычайно конкурентоспособно, обладает невероятным экспортным потенциалом. Очень мало кто об этом говорит, но российский кинематограф долгое время представлял интерес для всего мира. В России забыли о  тех временах, когда наше кино шло в сотнях стран. Постепенно сможем обеспечить возможность культурного экспорта, сможем обеспечить успех не только одного сериала, но и всей огромной индустрии. К примеру, наш сериал "Бедная Настя" показан был в 34 странах. Чрезвычайно удачно он прошел в Греции, Болгарии. В Китае он был лидер конкуренции. Но не очень удачно он пошел в Испании. Этот пример говорит о том, что на сегодняшний день существует потенциал культурного экспорта, который очень важен для нас.

Мы заинтересованы в тех правилах игры, которые будут способствовать развитию чрезвычайно конкурентного единого российского рынка, не будут вводить преференций и ограничений, исходя из  каких-либо бизнес-, политических, технологических особенностей. Пока же не о чем говорить. До этого был спор нескольких концепций. Эти концепции были репрезентированы двумя ведомствами. Одно из них, Министерство связи и  коммуникации, не исходило из тех соображений, о которых я только что сказал, соображений, которые являются для нас базовыми. Мы говорим про телевидение, про  зрителя, про будущее медиа в целом, а они — про технологическое совершенство. В этом плане концепция Росохранкультуры, государственного органа, который существовал под зонтиком Министерства культуры, была более жесткая, но более понятная. Пусть будем каждый раз получать лицензию, выигрывать, проигрывать на  конкурсах, но хоть понимаем систему координат. Ситуация, когда будет пусть жесткий, но единый стандарт системы для всех, устроит больше, чем система двойных стандартов. Мы ждем нового плана развития, ждем понимания того, что будет происходить. Повторюсь, очень хорошо, что появился единый орган, который будет следить за процессом. Это дает гарантии, что интересы всех сторон в деле будут учтены.

— Тина Канделаки, Сергей Майоров, Александр Цекало, Федор Бондарчук, Михаил Шац — это люди, которые формируют лицо канала СТС. Кого бы вы еще хотели видеть на своем канале?

—  Никого.

— То есть на телевидении больше не осталось персон, которые бы представляли интерес для канала СТС?

— Почему? Есть. Просто я считаю, что они очень часто являются носителями брендовых черт другого канала. На определенном этапе развития СТС преимущество заключалось в том, что мы пригласили людей как с телевизионным опытом, так и без, дали им возможность делать то, что нам казалось важным, а им интересным. Так получилось, что они стали неотъемлемой частью эфирного портрета СТС.

К примеру, я долго считал, что Иван Ургант — это однозначно персонаж СТС. Но после большого количества проектов, в которых он принял участие, я уже не так уверен. Нам нужны ведущие, которые способны быстро, легко импровизировать, нужны обаятельные персонажи, не обязательно красавцы. Ничего не хочу сказать плохого, но нам трудно находить девушек для эфира, потому что нам нужно, чтобы человек в эфире чувствовал себя свободно, мог быстро реагировать, бойко вести диалог… С мужчинами в этом плане как-то проще. Может, это потому, что девушки не всегда реализуют себя в стендапах, в жанрах прямого обращения к зрителю, отсматривая которые и ищем людей. Поэтому приходится искать людей и в смежных журналистике областях: от театра и кино до интернета и радио. Когда беремся за ведущего, то начинаем из него лепить персонаж очень аккуратно. Сейчас мы хотим еще парочку новых ведущих. В новом сезоне они обязательно будут, поскольку на СТС появится несколько новых больших проектов.

— Как вы определяете, насколько успешным будет какой-либо новый проект?

— Нет какой-то четкой формулы. Я могу ответить на этот вопрос наукообразно, а могу честно. Если честно, то интуиция + опыт + социология.

— Какой проект вы назвали бы самым удачным за всю историю канала СТС, а какой — самым провальным?

— В равной степени успешными можно назвать сериалы "Не родись красивой" и "Моя прекрасная няня". На третьем месте в этом рейтинга будет "Бедная Настя". За историю моего существования на СТС — а это почти пять лет — самым неудачным был проект "Грехи отцов".

— Сейчас на  телеканалах идет большое количество программ, сериалов, которые делаются по  западным калькам. Почему такая ситуация? Легче купить, переделать и запустить в  эфир, нежели создать свой продукт?

— Это не кальки, это форматы телевизионных программ, которые делаются во всем мире. Они собираются голливудскими компаниями для дистрибьюции, для перепродажи в другие страны. Телевизионные идеи по-своему адаптируются, по-своему реализуются во всех странах мира. Ничего общего у "Не родись красивой" с американской, немецкой или  индийской версией нет. Их объединяет только базовая схема Золушки, которая не  является гарантией успеха. А формально формат один.

Также и наши многие проекты могут покупать за рубежом. Не знаю, будут ли они похожи на российские программы. Оригинальных идей у нас много: это "Кадетство", "Хорошие шутки", "Игры разума" и т. д.

— Телеканал ТНТ сотрудничает с Первым каналом. Планирует ли СТС сотрудничать с другими телеканалами?

—  СТС сотрудничает с Первым каналом намного больше, чем ТНТ, но это сотрудничество распространяется в сфере сделок с мейджерами. ТНТ же делит с Первым проект "Камеди Клаб". Но мы свои проекты ни с кем не делим. Это наша принципиальная позиция.

Lenizdat.ru