Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Их стриминг против нашего проката: мешает ли один другому. Чем ранний онлайн-релиз фильма за рубежом чреват для российских кинотеатров?

Их стриминг против нашего проката: мешает ли один другому. Чем ранний онлайн-релиз фильма за рубежом чреват для российских кинотеатров?


28.06.2018

Их стриминг против нашего проката мешает ли один другому. Чем ранний онлайн-релиз фильма за рубежом чреват для российских кинотеатров?

Долгое время одним из главных врагов кинотеатрального проката было пиратство. Появление "пираток" для любого проекта считалось черной меткой, заметно усложнявшей жизнь легальному контенту. В последнее время определенные шаги по обузданию этого бедствия все-таки начали предприниматься. Но тут появился другой конкурент, уже легальный – стриминговые сервисы. Быстро возмужав, они не только стали альтернативными площадками для просмотра видеоконтента, но и начали диктовать свои правила на рынке. БК попытался выяснить, какие сложности при этом могут возникнуть у кинотеатров и прокатчиков.

18 апреля на российские киноэкраны вышел фантастический фильм ТИТАН с Сэмом Уортингтоном в главной роли, а начиная с 10 мая отечественные кинозрители могли посмотреть антиутопию Эндрю Никкола АНОН с участием Клайва Оуэна и Аманды Сейфрид. Особенностью данных релизов стал тот факт, что на момент их старта в прокате они уже были доступны к просмотру в американском сегменте потокового сервиса Netflix.

Компания Netflix была основана в 1997 году Ридом Хастингсом вместе с Марком Рэндолфом, чтобы рассылать по почте DVD с фильмами. Сайт для заказов открылся в 1998-м, но спустя два года клиентам запретили брать диски поштучно и оставили только ежемесячную подписку. Онлайн-видеотека появилась в 2007 году примерно в одно время с основными конкурентами – Amazon Prime и Hulu. На тот момент у Netflix в США уже было около 7 млн подписчиков.

Международная экспансия сервиса началась 6 января 2016 года, когда он стал доступен пользователям в России и еще в 130 странах. Однако столь стремительное расширение сферы деятельности повлекло за собой и локализационные проблемы. Фильмов и сериалов, доступных за пределами США, было мало, русский перевод у многих картин отсутствовал, значительная часть интерфейса также не была переведена, а тарифные планы для всех территорий оказались едиными, без учета покупательной способности населения.

Спустя примерно год российские пользователи могли посмотреть только немногим более 500 фильмов и 100 телесериалов. И это при том, что американская библиотека компании самая обширная среди конкурентов. Но отечественным зрителям от нее было доступно лишь около 10%. С тех пор сервис заметно улучшился. Сократилось просмотровое окно по сравнению с американским сегментом, дорабатывался интерфейс, появилось больше контента с дубляжом или возможностью пользоваться субтитрами. Сейчас во всем мире пользователями сервиса является уже более 100 млн подписчиков. Однако данные по их числу в России нам найти не удалось.

Мнения пользователей о сервисе противоречивые. С одной стороны, он позитивно воспринимается аудиторией, для которой просмотр контента на иностранном языке не является преградой к его восприятию, а также любящей оригинальные проекты, производством которых в последнее время стал славен Netflix. С другой – ряд пользователей, попробовавших бесплатный тестовый режим, отказывается от оформления платной подписки из-за ограниченного пакета фильмов, доступных для просмотра в России, а также достаточно высокой абонентской платы.

Количество контента, доступного к легальному просмотру в нашей стране, действительно по-прежнему меньше, чем в Америке, но для особо страждущих существует возможность обойти региональные ограничения через VPN, хотя это и увеличивает стоимость подписки. Тем не менее даже появление картины только в американском сегменте способно стать источником "пиратки". Например, как отмечает директор по репертуарному планированию сети Mori Cinema Анна Титова, она обнаружила, что тот же ТИТАН появился в Сети до кинотеатрального старта и что копия была именно с Netflix. После этого у букера состоялась беседа с прокатчиком, который уверил, что проводит активную чистку Интернета от пиратских копий проекта.

Жить в мире, где существует Netflix и ему подобные сервисы теперь придется в любом случае. Число подписчиков подобных сервисов неуклонно увеличивается. Компании становятся богаче, сами вкладываются в производство контента и сами участвуют в его распространении. Одним словом, их роль и влияние на рынке усиливаются. В такой ситуации важно вовремя установить взаимоприемлемые правила игры, не ставящие никого в дискриминационные условия.

Кинотеатры это отлично понимают. Так, по мнению управляющего омским киноцентром "Вавилон" Бориса Собко, влияние Интернета сейчас ощущается сильнее, потому что в это начинает вовлекаться поколение, которое раньше было не так зависимо от Сети. "Я один раз даже стал свидетелем разговора, как двое молодых людей в кинотеатре смотрели на афишу и говорили: "Не могу понять, завтра фильм выходит, а его до сих пор в Интернете нет", – отмечает Борис Собко. – Потому это опасная тенденция для кинотеатров. Она, быть может, имеет большее значение сейчас, чем это было пять лет назад".

С коллегой согласен и директор по кинопрокату красноярского кинотеатра "Квадро Фильм" Александр Вигель. В принципе, он не усматривает прямой угрозы от Netflix для кинотеатрального проката, если фильмы стартуют в один день с ним или совсем рядом. Но разница в неделю может оказаться существенной. "Я, конечно, за то, чтобы какое-то договорное окно существовало. Премьера должна быть действительно премьерной. Кинобизнес достаточно консервативен, поэтому все должно оставаться на своих местах, чтобы, как говорится, костюмчик сидел. А потом уже, после премьеры в кино, пусть расходится в народ, в Интернет. Легко делать расписание для однозальника и двенадцати залов, а вот для трех, четырех, пяти залов – очень сложно, приходится балансировать, по несколько раз переделывать расписание. И когда я беру какой-то фильм, который за неделю вышел на Netflix, это сильно подкашивает кассу", – говорит Александр Вигель.

Понимают возникающие сложности и отечественные прокатчики. Так, например, глава Capella Film Надежда Мотина отмечает, что всегда обращает внимание на то, чтобы кинотеатральное окно по фильмам компании составляло не менее трех недель. А маркетинговые материалы должны быть представлены за три месяца до даты выхода релиза на VoD или Premium TV.

"Цифровой релиз приводит к появлению пиратской копии в течение нескольких часов и снижает потенциальные сборы проекта. Счастливые исключения в виде ИДЕАЛЬНЫХ НЕЗНАКОМЦЕВ или ТВОЕГО ИМЕНИ только подтверждают это правило. Поскольку Netflix платит очень большие деньги за свои права, то никто не может расторгнуть договор из-за него (суммы несопоставимые), но в момент покупки можно оговорить даты и работать с ними. Если времени выпустить кино в прокат до Netflix не остается, я предпочитаю отказываться от такого релиза", – конкретизирует механизм работы Надежда Мотина.

Глава Megogo Distribution Владимир Артеменко также признает, что выход релиза на американских онлайн-сервисах в любом случае отрицательно влияет на результаты российского проката. "Как правило, при заключении сделок ты имеешь право выйти одновременно с первым релизом в мире, а иногда удается получить разрешение выйти на две-три недели раньше VoD-релиза. Мы пытаемся внести в контракт все, что может нас защитить, но это не всегда удается сделать. В таких случаях мы прибегаем к защите от пиратства", – говорит Артеменко.

Понимает озабоченность кинотеатров и генеральный директор компании "Экспонента" Юлия Муравова, хотя она не склонна драматизировать влияние Netflix на результаты проката. "Ситуация с Netflix аналогична любому выходу фильма при наличии пиратской копии, которая, как мы знаем, может появиться в Сети как в результате более ранней премьеры фильма на других территориях, так и в силу любой природы слива копии в Интернет, как, к примеру, часто бывает с картинами – номинантами на "Оскар", – рассуждает Муравова. При этом она считает, что, помимо "пиратки", на финальных результатах ТИТАНА серьезным образом сказалась и трагедия в Кемерово.

"В нарастающей конкурентной борьбе часто приходится рассматривать к закупке (и покупать!) не просто еще не готовые проекты, но проекты на этапе препродакшна, подавляющее большинство которых не имеет американского дистрибьютора, – говорит глава "Экспоненты". – Контракты с правообладателями (а чем крупнее студия, тем больше это выражено) всегда составлены в пользу правообладателя, поэтому у нас здесь не много пространства для маневра. Мы стараемся добиться того, чтобы нас информировали о релизе на VoD максимально заранее, но и здесь, как правило, действует принцип "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", поэтому мы каждую неделю мониторим все ресурсы, чтобы максимально рано такую информацию обнаружить и успеть скорректировать наши планы. Иногда это удается, иногда – нет".

То есть в целом игроки рынка проблему видят и понимают, но опять же, возвращаясь к релизам АНОНА и ТИТАНА, по словам опрошенных нами букеров, они либо не знали, что данные релизы на момент кинотеатрального старта уже были доступны на потоковом сервисе, либо узнали об этом по наличию "пиратки".

По словам Анны Титовой, если бы такая информация была доступна на стадии согласования релизов, то прокат не состоялся бы вовсе или формат росписи был бы значительно меньше. В любом случае данный факт послужил бы основой для обсуждения количества показов. Схожее мнение и у Бориса Собко: "Это было бы более ограниченное число сеансов. И, наверное, речь шла бы не о двух неделях проката, а о неделе с возможной пролонгацией. Условия заключения прокатного договора были бы совершенно иные. Либо это должны быть не 50 на 50".

Подобные ситуации подрывают доверие между прокатчиками и кинотеатрами, а также заставляют показчиков с настороженностью относиться к независимым релизам. "Я понимаю правообладателей, которые хотят продать свой продукт по всем каналам, которые могут быть востребованы, и получить прибыль здесь и сейчас, но кинотеатрам это неинтересно. Если дистрибьютор не информирует о появлении фильма где бы то ни было в Сети, это плохо пахнет. Если выразиться корректно – это не по-джентльменски", – уверен Александр Вигель.

Пока, увы, никакого внятного выхода из этой патовой ситуации не может предложить никто. При покупке контента прокатчикам в идеале необходимо более внимательно относиться к датам выхода проектов на различных платформах. Но по факту приходится признать, что реальных рычагов воздействия на правообладателей у российских дистрибьюторов не так много. Одним из вариантов может стать одновременный выход релизов на зарубежных стриминговых платформах и в российский прокат. Но при таком развитии событий неплохо бы знать о долгосрочных планах того же Netflix, которые пока не анонсируются – по крайней мере, публично доступного графика онлайн-релизов компании на ближайшие полгода не существует. В любом случае приходится признать, что в более понятных правилах игры заинтересованы только отечественные дистрибьюторы, что заметно усложняет любые переговоры с зарубежными правообладателями.

Кинометро