Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телереклама: рост продолжается

Телереклама: рост продолжается


22.08.2017

Телереклама рост продолжается

Телереклама рост продолжается

Телевидение демонстрирует лучшую динамику среди всех традиционных медиа. Для сравнения: на радио в январе-июне текущего года бюджеты выросли лишь на 3%, в наружной рекламе – на 8%, а в прессе продолжили сокращаться (-14% к 1 полугодию 2016 года). Но безусловным лидером по темпам роста на российском рекламном рынке является интернет, где в 1 полугодии 2017 года бюджеты увеличились на 23%. При этом доля интернета и телевидения практически сравнялись (39% и 42% соответственно). Данная ситуация отражает общемировой тренд перераспределения долей между традиционными и новыми медиа. В отдельных странах объем бюджетов, направляемых на рекламу в интернете, уже превосходит аналогичный показатель для телевидения (например, в Великобритании, Германии, Китае, Австралии, Канаде – по данным ZenithOptimedia).

Сравнивая два прошедших квартала, отметим, что второй для национальных эфирных телеканалов в плане динамики оказался более удачным, чем первый. В январе-марте 2017 года рост бюджетов составил 8% к январю-марту прошлого года, а в апреле-июне – 14% к апрелю-июню прошлого года. Во многом это произошло из-за роста активности средних и небольших рекламодателей. На региональном рынке бюджеты по кварталам прирастали равномерно, а в сегменте нишевых телеканалов темпы роста в январе-марте были выше, чем в апреле-июне.

Среди отдельных месяцев наибольшие темпы роста бюджетов на национальном телевидении наблюдались в мае (+20% к маю прошлого года), наименьшие – в феврале (+3% к февралю 2016 года). На региональном рынке ситуация была несколько иной: лучшая динамика была характерна для февраля и марта (+16% к февралю и марту 2016 году), а самые скромные показатели роста были в январе (+6% к январю 2016 года).

Традиционно лидирующие позиции на российском рекламном рынке занимают производители товаров FMCG и фармацевтики. В 1 полугодии 2017 года, как и год назад, в ТОП 10 крупнейших рекламодателей входят компании только из этих двух категорий. Во второй десятке к ним добавляются сотовые операторы, в третьей – рестораны быстрого обслуживания, автомобильные компании и финансовые организации.

В денежном выражении рекламные расходы ТОП 10 рекламодателей выросли в рассматриваемом периоде лишь на 2%, а их совокупная доля сократилась на 3 п.п. по сравнению с январем-июнем прошлого года. Рост бюджетов рекламодателей, стоящих в рейтинге с 11 по 40 позиции, в среднем составил 5%. Настоящими драйверами в рассматриваемом периоде выступили мелкие рекламодатели, относящиеся к группе "41+". Их совокупные бюджеты увеличилась на 32%, а доля выросла по сравнению с 1 полугодием 2016 года на 5 п.п. – до 35%.

На волне общего роста телерекламного сегмента, к сожалению, не все крупнейшие рекламодатели увеличивают свою рекламную активность. Более чем у трети компаний, входящих в ТОП 40, наблюдалось сокращение бюджетов по сравнению с 1 полугодием 2016 года.

Категориями, наиболее широко представленными в рекламе на российском ТВ, в этом году остаются "Медицина и фармацевтика" (доля 25%), "Продукты питания" (19%) и "Парфюмерия и косметика" (11%). Таким образом, три эти категории суммарно обеспечивают более половины рекламных доходов национальных телеканалов. Но наиболее высокие темпы роста среди тройки лидеров были характерны для категории "Парфюмерия и косметика" (+15% к 1 полугодию 2016 г.). Категория-лидер "Медицина и фармацевтика", которая долгое время удивляла постоянством высоких темпов роста рекламных бюджетов, сейчас идет ниже рынка (+6%).

Большинство категорий товаров и услуг в первой половине текущего года продемонстрировали рост рекламных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наиболее заметно увеличилась рекламная активность в категориях "Финансовые и страховые услуги" (на 78%), "Услуги сотовой связи" (на 33%), "Торговые организации" (на 29%).

Однако остаются категории, где объемы рекламных расходов снижались на фоне общего роста сегмента: "Легковые автомобили" (-5%), "СМИ" (-25%), "Досуг, развлечения, туризм, отдых" (-4%), "Предприятия общественного питания" (-32%). В категории "Легковые автомобили" бюджеты снижаются уже третий год подряд, на сегодняшний день объем рекламных расходов автопроизводителей на российском рынке как минимум в 2 раза меньше, чем в 1 полугодии 2014 года.

Лишь у одной категорий из ТОП 15 рост бюджетов в 1 и 2 кварталах был относительно равномерным, это "Парфюмерия и косметика". Для других категорий товаров и услуг наблюдались существенные различия в динамике по кварталам. Среди тех, чьи рекламные расходы быстрее росли в январе-марте, чем в апреле-июне: "Торговые организации" (+49% против +16%), "Услуги сотовой связи" (+37% против +29%), "Финансовые и страховые услуги" (+133% против 53%) и некоторые другие. Но все же в отношении темпов роста бюджетов второй квартал оказался более удачным: суммарные бюджеты FMCG-категорий выросли на 16% (против 8% в первом квартале), суммарные бюджеты ТОП-15 категорий выросли также на 16% (против 7% в первом квартале 2017 года).

Совокупная доля категорий FMCG-сектора, по сравнению с прошлым годом, не изменилась и составила в 1 полугодии 2017 года 42%.

Таким образом, рост телерекламного сегмента продолжается. Причем во втором квартале динамика рекламных доходов национальных телеканалов была лучше, чем в первые три месяца года. Наибольший вклад в усиление сегмента в 1 полугодии 2017 года внесли средние и относительно небольшие рекламодатели: совокупные бюджеты тех, кто по объемам находится за 40-й строчкой рейтинга, выросли на 35% (на фоне общего роста ТВ в 12%).

Крупнейшей рекламируемой категорией по-прежнему остается "Медицина и фармацевтика", хотя ее доля по сравнению с 1 полугодием 2016 года немного сократилась (с 27% до 25%). Все FMCG-категории, являющиеся фундаментом сегодняшней рекламной индустрии, в этом году демонстрируют стабильный рост бюджетов.

Sostav