Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Следом за федеральными гигантами: хроника битвы за 21-ую кнопку

Следом за федеральными гигантами: хроника битвы за 21-ую кнопку


16.02.2017

Следом за федеральными гигантами хроника битвы за 21-ую кнопку

Борьба телеканалов Life78 и "Санкт-Петербурга" за новую "21-ю кнопку" в третьем мультиплексе закончилась победой последнего. Именно глава "Санкт-Петербурга" меньше года назад предложил нововведение, и на Life78 считают итог предсказуемым. В 47-м регионе почетное место займет Ленинградская областная телекомпания (ЛОТ), за последние годы вышедшая с часового эфира на Пятом канале на полноценное вещание.

 В Роскомнадзоре 15 февраля впервые выбрали региональные телеканалы по Северо-Западному федеральному округу для включения в третий мультиплекс. Так называемая "21-я кнопка" - это новый "бонус" региональному телевидению: к 20 обязательным общедоступным телеканалам, которые транслируются на всю страну, в каждом регионе добавится свой, местный.

Быстрые старты

 

Впервые предложение закрепить выгодные места для региональных каналов в сетке вещания озвучил ныне депутат Госдумы, а на тот момент — гендиректор и главред "Санкт-Петербурга" Сергей Боярский. "У нас есть предложение, которое уже в целом поддержано Минкомсвязи: рекомендовать всем кабельным операторам страны зафиксировать региональные телеканалы на позициях "21-я кнопка и далее", — заявил он на медиафоруме Общероссийского народного фронта "Правда и справедливость" в апреле 2016 года, и в ответ Владимир Путин пообещал, что проект будет рассмотрен. И действительно, через две недели законопроект внесли в Госдуму, приняли во втором чтении в июне, а в силу он вступил уже в июле 2016 года.

 "Я даже не ожидал, что меньше чем за год мы уже получим результат относительно "Санкт-Петербурга", — признался Сергей Боярский Лениздат.Ру. — Чего уж тут скрывать: конечно, когда на площадке ОНФ мы спорили о роли регионального телевидения и обсуждали, как можно протянуть руку помощи региональным телеканалам, я отталкивался от опыта руководства "Санкт-Петербургом" и в первую очередь думал о том, чтобы закрепить нас в более выгодной позиции".

 Однако в итоге инициативу удалось вывести на федеральный уровень, и в большинстве регионов Роскомнадзор уже выбрал по одному местному каналу на заветное фиксированное место в третьем мультиплексе. Требования к заявкам на участие в конкурсе просты: контент должен минимум на 75% состоять из телепрограмм национального производства, а транслироваться телеканал должен на территории проживания хотя бы половины населения субъекта.

 Воплощением своей идеи Сергей Боярский полностью доволен. "Я думаю, что сейчас веером по всей стране расходятся праздники в маленьких местных коллективах, — добавил он. — Это очень справедливо, четко и понятно: в каждом регионе на 21-й позиции будет закреплен родной, близкий людям региональный телеканал".

 Нынешний генеральный директор "Санкт-Петербурга" Борис Петров называет введение "21-й кнопки" социальной справедливостью. "Если первый и второй мультиплекс заняты федеральными каналами, то возникает вопрос: а где место для региональных", — заметил он в разговоре с Лениздат.Ру. Так, раньше "Санкт-Петербург" в пакетах разных кабельных операторов занимал порой 70-е или вовсе 130-е место.

 К победе же глава телеканала относится спокойно. "Ничего выдающегося в этом мы не видим, но это абсолютно правильное решение и необходимость для нашего города, за которую боролись несколько поколений руководителей "Санкт-Петербурга" - и Юрий Юрьевич Зинчук, и Сергей Михайлович Боярский, который внес особый вклад", — рассказал Борис Петров.

Интересно, но не слишком

Кроме "Санкт-Петербурга" на победу претендовал и Life78, но убедить комиссию Роскомнадзора в своем превосходстве ему не удалось. Вероятно, важным фактором стал отказ телеканала от постоянного местного вещания — с 1 февраля большую часть контента составляет трансляция московского эфира LifeNews, а региональные материалы идут вставками.

 "Таким образом, даже технически телеканал перестал удовлетворять требованиям конкурса, — считает Сергей Боярский. — Не говоря уже о творческих параметрах: если мы — телеканал полного самостоятельного программирования, то Life занимается только новостями. Хотя он очень достойно это делает, но для того, чтобы получить полную картину, связанную с образованием, культурой, какими-то проектами, которые создаются специально для петербургского зрителя, этого недостаточно.

 Впрочем, руководитель PR-службы Life78 Мария Ленкина рассказала: хотя на телеканале "по-человечески" расстроены проигрышем, "как компания — не удивлены". Она обратила внимание на то, что почти во всех субъектах России на данный момент победителями стали государственные телеканалы. "Была некоторая предопределенность, но не участвовать в конкурсе мы не могли, — рассказала Мария Ленкина Лениздат.Ру. — В отличие от наших конкурентов, по формальным требованиям в момент подачи документов мы полностью подходили". Она также добавила, что телеканал будет участвовать во всех конкурсах подобной или смежной направленности, если таковые будут проводиться.

 Впрочем, саму перспективу попадания в мультиплекс руководитель PR-службы Life 78 не считает слишком привлекательной. "Третий мультиплекс — вещь пока достаточно неопределенная, — рассказала она. — Популярность зависит от того, какой контент будет давать телеканал. Нельзя искусственно выработать привычки телесмотрения, если аудитория какого-либо телеканала изначально является возрастной, у нее они выработаны, аудитории у каналов уже сформированы. Даже если поставить какой-нибудь из региональных каналов на первую кнопку, это даст ему определенные преференции, но выше головы все равно не прыгнешь".

 Мария Ленкина также объяснила, что эфирное вещание — не главное направление развития Life78, основную ставку телеканал делает на интернет, в первую очередь на социальные сети — "Вконтакте" , Facebook, Telegram. Так, несколько дней назад Life78 организовал шесть параллельных стримов (онлайн-трансляций в интернете). "Этого не делает никто, потому что это очень трудозатратно, непросто технологически, но позволяет потребителю смотреть нас там, где ему удобно, — пояснила Мария Ленкина. — Это дает огромные просмотры, например стрим про поиск пропавшего мальчика в Стрельне за полтора часа набрал 64 тысячи просмотров". При этом она заметила, что Петербург — "не самый простой город" для внедрения новых технологий, основную долю телезрителей здесь составляет женская возрастная аудитория.

Признание взлета

Пока в Петербурге мерились силами сразу два телеканала, в Ленинградской области претендент был только один — 47-й канал Ленинградской областной телекомпании. Правда, глава телекомпании Андрей Радин рассказал, что это совсем не гарантировало победу: Роскомнадзор мог предложить подождать других заявок и отложить проведение конкурса на осень, как случилось, к примеру, с Вологодской областью.

 В целом же для ЛОТа решение Роскомнадзора — это в первую очередь признание успешности работы телеканала. Не так давно он вовсе не смог бы претендовать на включение в мультиплекс: с 2010 года у телекомпании был всего час вещания в эфире Пятого канала. Только в 2013 году он вышел в собственный круглосуточный эфир в сетях кабельных операторов на территории Ленинградской области. С 2015 года телеканал появился в сети кабельного оператора "Ростелеком", охватывающего около 1,4 млн абонентов Петербурга. Тогда же было улучшено техническое оснащение и телеканал купил лицензию на трансляцию матчей футбольного клуба Ленобласти "Тосно". "Кроме того, за последнее время был подготовлен соответствующий контент: не только информационные, новостные программы, но и программы о культуре, о спорте и так далее", — рассказал гендиректор телекомпании.

 Андрей Радин также заметил, что убедить в серьезности и качестве ЛОТа Роскомнадзор помогла работа с рекламодателями: контент телекомпания покупает у агентства, которое и продает ей рекламу. "То есть они заинтересованы в том, чтобы предоставлять нам такой контент, чтобы он привлекал внимание и повышал продажи, — пояснил глава ЛОТа. — Они не могут предоставлять ерунду, потому что понимают: им же будет не продать рекламу".

 Сам Андрей Радин возглавил телекомпанию в ноябре 2015 года, после ухода с должности председателя областного комитета по печати. Ранее он занимал пост главного редактора городского телеканала "100 ТВ", на базе которого в 2015 году был создан Life78 (после передачи управления холдинга БМГ Араму Габрелянову).

 "Федеральная структура признала ЛОТ способным отвечать потребностям населения, — заключил Андрей Радин. — Я считаю, что это очень большой успех, это признание заслуг телекомпании, ее коллектива и руководства области".

 

Лениздат