Если законопроект будет принят, то сократится поступление налогов, станет меньше высококвалифицированных рабочих мест, а экспорт российского контента станет бесперспективным занятием. Отрасли также грозит избыточное административное регулирование.
При этом законопроект не решает актуальные проблемы вроде "блокировщиков" рекламы. По мнению экспертов, в документе имеется коррупционная и монопольная составляющая, а его принятие плохо отразится на инвестиционной привлекательности отечественной IT-отрасли.
Положения законопроекта противоречат поручениям президента по созданию "Цифровой экономики". Ранее он выступил за создание правовых, технических, организационных и финансовых условий для ее развития. Депутаты Госдумы предъявляют к онлайн-видеосервисам более жёсткие требования, чем к СМИ и новостным агрегаторам. Например, вещание телеканалов в интернете никак не регулируется властями.
Говорить об усилении информационной безопасности не приходится, считают эксперты. Законопроект не вводит ограничений на контент, а только лишает отдельных игроков рынка возможности предоставлять доступ к этому контенту. Это явное нарушение конкуренции и шаг к монополизации рынка игроками, которые сейчас имеют незначительную рыночную долю. По оценке J"son&Partners Consulting, российский рынок онлайн-видео составил в 2015 году 8,46 млрд рублей.
Одновременно увеличатся расходы операторов на аренду международных каналов связи и затрат на пропуск трафика по магистральной сети. Российские пользователи начнут чаще использовать технологии шифрования, а рост подобного трафика может затруднить работу правоохранительных органов. Помимо прочего, положения законопроекта прямо дублируют уже существующие нормы, в том числе о защите детей и о персональных данных.
Идея отрегулировать онлайн-кинотеатры принадлежит Медиакоммуникационному союзу, объединяющему крупнейших операторов и медиахолдинги. Инициативу оформили депутаты Андрей Луговой и Шамсаил Саралиев.