Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Алексей Семенов, "МегаФон": с развитием 4G и новыми возможностями мобильного интернета в нашей сети с каждым годом растет доля видеоконтента

Алексей Семенов, "МегаФон": с развитием 4G и новыми возможностями мобильного интернета в нашей сети с каждым годом растет доля видеоконтента


05.05.2016

Алексей Семенов, "МегаФон" с развитием 4G и новыми возможностями мобильного интернета в нашей сети с каждым годом растет доля видеоконтента

 

Телеком-рынок – один из самых динамичных сегментов российской экономики. Наиболее отчетливо это ощущается в Москве и области. Инновационные разработки и бизнес-модели "большая четверка" в первую очередь внедряет именно здесь. О том, насколько сложно и интересно сегодня работать оператору в условиях высокой конкуренции и ускоряющегося технологического прогресса, журналу РС рассказал директор Столичного филиала ПАО "МегаФон" Алексей Семенов.

РС: Тенденция увеличения трафика в сотовых сетях особенно хорошо видна в мегаполисах. Реагируя на этот процесс, операторы связи внедряют новые бизнес-модели. Расскажите, какие из них сегодня действительно работают?

Алексей Семенов (А. С.): Если говорить о коммерческой составляющей и принципах тарификации, то наиболее востребованы потребителями сейчас так называемые бандлы. В линейке "МегаФона" это тарифы "Все включено". То есть в пакет изначально заложен определенный объем услуг – минуты разговоров, количество SMS и объем трафика передачи данных, который абонент выбирает в зависимости от привычного ему уровня общения.

Если мы говорим о техническом развитии, то тенденцией рынка можно назвать лавинообразный рост трафика мобильного интернета и развитие самого современного на сегодня стандарта связи LTE Advanced. В 2012 году "МегаФон" первым в России запустил в коммерческую эксплуатацию сеть 4G на скорости до 150 Мбит/с, а уже сегодня повсеместно в Москве и других городах развернута сеть LTE Advanced, позволяющая передавать данные на скорости до 300 мегабит в секунду.

Что касается мегаполисов – да, они дают толчок для развития и во многом влияют на модель ведения бизнеса, являясь средоточием технических новинок. Но сегодня границы между городом и областью (в столичном регионе в частности) несколько размыты. Жители постоянно находятся в движении, выезжают за город на отдых, кто-то из области приезжает в Москву на работу. А мы знаем, что за МКАД фиксированный доступ к Сети есть не везде, да и цены варьируются от района к району. Поэтому мобильный интернет зачастую не только единственный способ оставаться постоянно на связи, а осознанный и желанный выбор. К тому же скорости LTE – это реальная альтернатива проводному доступу. Поэтому мы активно строим и развиваем сеть как в Москве, так и в области, поскольку и там отмечаем стремительный рост потребления мобильного интернета. Если в городе это связано с высокой концентрацией абонентов, то за его пределами – с частичной заменой фиксированного ШПД.

РС: Многие эксперты в условиях стагнации рынка традиционных услуг связи возлагают большие надежды на различные дополнительные сервисы, которые предлагают сотовые операторы. Какие допуслуги пользуются наибольшей популярностью у абонентов "МегаФона"? Какой процент прибыли приносят такие новые сервисы?

А. С.: Телеком-рынок – один из самых динамичных. Мало кто вспомнит, что самой первой дополнительной услугой была передача SMS, которая сегодня считается одной из основных. Сейчас, с развитием 4G и новыми возможностями мобильного интернета, в нашей сети с каждым годом растет доля видеоконтента. Он уже занимает более трети всего трафика передачи данных.

Из наших собственных сервисов могу привести в пример "МегаФон ТВ". Услуга набирает большую популярность по всем регионам. Ее уникальность и выгода для абонента в том, что определенное количество фильмов и телеканалов уже содержатся в самых популярных тарифах "Все включено", то есть трафик при просмотре видео дополнительно не оплачивается. А для нас "МегаФон ТВ" – это, безусловно, драйвер роста передачи данных, дополнительный источник выручки и, конечно, конкурентное преимущество нашей тарифной линейки.

Еще одним важным направлением сейчас является мобильная коммерция. За прошлый год число пользователей этого сервиса в нашей сети достигло 10 млн по всей России, то есть практически каждый седьмой абонент "МегаФона" платит за товары и услуги со счета телефона.

РС: Чем телеком-рынок столицы выделяется на фоне других регионов страны? Каковы особенности ведения бизнеса в Москве и области?

А. С.: С технической точки зрения, Москва – самый сложный и самый нагруженный фрагмент сети у любого российского оператора связи. Тут приходится учитывать плотность застройки в городе, быстрые изменения ландшафта, необходимость установки оборудования всех стандартов (2G/3G/4G) на каждую базовую станцию и т. д. Это, безусловно, отличает Москву от других регионов России.

С коммерческой точки зрения, столица выделяется профилем и поведением абонентов. Здесь очень много приезжих из регионов России и из других стран. Основное сосредоточение бизнес-клиентов приходится на Москву. Да и конкуренция здесь и в регионах строится по-разному. Если в других субъектах Федерации часто есть явный лидер и несколько отстающих игроков, то в столице три игрока с примерно равными позициями. Все это влияет на тарифную политику и на подходы к рынку.

РС: Как изменилась ситуация на рынке в связи с появлением в регионе Tele2?

А. С.: "МегаФон" во многих регионах успешно конкурирует с Telе2. Сегодня в Москве и области нам доверяют более 13 млн клиентов, прирост абонентской базы за прошлый год составил около 10 процентов. В октябре 2015 года, когда Telе2 запустились в Москве, "МегаФон" также не зафиксировал оттока в столичном регионе. Более того, наша абонентская база продолжила рост.

РС: Компания "Скартел" (бренд Yota) является "дочкой" "МегаФона". Оператор использует 2G- и 3G-сети головной компании, при этом, насколько нам известно, сети LTE у "Скартела" свои. Планируете ли объединить эти инфраструктурные ресурсы? Существует ли внутренняя конкурентная борьба за абонентов?

А. С.: Мы единая компания и инфраструктура у нас теперь общая, хотя у бренда Yota остается свой биллинг, своя опорная сеть. Мы не конкурируем с ним, у нас разные целевые аудитории и разные продукты. Для практичных абонентов мы предлагаем линейку тарифов "Все включено". Для тех, кому нужен безлимитный интернет, фиксированная стоимость на звонки другим операторам, – Yota.

РС: Одним из актуальных трендов является совместное использование операторами инфраструктуры. Существует ли такое сотрудничество "МегаФона" с другими сотовыми операторами в московском регионе? Есть сложности в этом вопросе?

А. С.: Взаимодействие такого рода есть, и оно различается в разных регионах. Мы обмениваемся местами под размещение базовых станций, а также сотрудничаем в вопросе строительства indoor-станций на крупных объектах.

РС: В прошлом году ГКРЧ разрешила операторам совместно использовать радиочастоты для развития LTE, но пока громких проектов в этой сфере не наблюдается. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

А. С.: В прошлом году и начале текущего мы совершили ряд важных шагов для развития LTE, приняли участие в ряде аукционов, будем строить в диапазоне 1800 мегагерц. Не так давно, например, совместно с "Билайном" начали реализацию крупномасштабного проекта по строительству базовых станций с поддержкой 4G в десяти регионах России. Это, безусловно, инвестиции в будущее, так как мы сможем создавать новые сети на новых частотах в сочетании с уже имеющимися у нас полосами, что позволит минимизировать капитальные затраты.

РС: Насколько остро перед компанией стоит задача повышения качества связи? Что делается в этом направлении в столичном регионе?

А. С.: На самом деле, мобильная связь в России считается одной из лучших в мире. В этом отношении мы находимся на уровне самых передовых стран.

С первого дня мы работаем над качеством связи. Тут, как говорится, нет предела совершенству. Ситуация в телекоме меняется стремительно, все время появляются новые услуги, технологии, растет трафик, потребности абонентов. Мы постоянно увеличиваем покрытие, модернизируем оборудование, запускаем новые продукты, причем все работы проводятся на действующей инфраструктуре. Иными словами, сеть – это живой организм, в котором всегда что-то изменяется, и работы по улучшению качества проходят регулярно.

РС: Какие используются методики при мониторинге качества услуг?

А. С.: Во-первых, мы регулярно получаем статистические данные с сетевого оборудования, что позволяет находить системные и локальные проблемы.

Во-вторых, проводим регулярные драйв-тесты, чтобы видеть, как чувствуют сами абоненты качество нашей сети. Ну и, конечно, проводим большую работу с жалобами клиентов. Ведь в конечном итоге работа над повышением качества должна приводить к росту удовлетворенности пользователей.

РС: Компания "МегаФон" запустила в эксплуатацию сети LTE Advanced уже в 14 городах России, в том числе и в Москве. Насколько эта технология востребована?

А. С.: Все новые технологии на старте вызывают сомнения, а потом оказываются очень успешными и востребованными. В 2014 году именно "МегаФон" первым в мире ввел в коммерческую эксплуатацию LTE Advanced на скорости до 300 мегабит в секунду. Тогда и абонентского оборудования практически не было. А сейчас существует множество моделей – смартфоны, планшеты, роутеры – в разной ценовой категории. Получая более высокие скорости на своем оборудовании, мы отмечаем ежегодный рост пользовательского трафика. К примеру, в этом году 8 марта мы зафиксировали очередной суточный рекорд передачи данных – более 770 ТБ, что на 40% выше, чем годом ранее. Это лучшее подтверждение востребованности LTE Advanced.

РС: Считается, что эпоха Интернета вещей уже наступила. Ее расцвет связывают с дальнейшей разработкой и внедрением технологий пятого поколения связи. Во всем мире крупные операторы совместно с вендорами и государствами объявляют о сотрудничестве в этой сфере. Чего Вы ожидаете от новых технологий?

А. С.: Чего мы ожидаем от следующего (после 4G+) стандарта связи? В первую очередь, роста скорости передачи данных до 10-20 гигабит в секунду. Второе – это расширение емкости сети с точки зрения количества оборудования, когда на единицу площади используется в разы больше передающих устройств, нежели сейчас. Вот это и будет эпохой Интернета вещей. Третье – минимизация отклика при соединении (ping). Таким образом, 5G – это технология будущего, которая даст совершенно другие возможности для клиентов.

Что касается сотрудничества, то мы подписали соглашение с компанией Huawei и активно участвуем в разработке пятого поколения связи.

Источник:
rspectr.com