Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кинопоказ в России

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кинопоказ в России           

В течение последних нескольких лет рынок кинопоказа в Российской Федерации развивается существенными темпами, постепенно воссоздавая разрушенную в 1990-е гг. инфраструктуру.

На протяжении долгого времени в Советском Союзе число действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть по принадлежности была разделена на государственную, профсоюзную и ведомственную. Государственных киноустановок в городе и на селе на 1 января 1980 г. насчитывалось более 69 тыс. единиц, из которых 86% составляли сельские киноустановки. К 1990 г. общее количество киноустановок (как городских, так и сельских) составило 77 тыс., что было на 12% больше аналогичного показателя 1980 г.

Развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения кинопоказом и высокие валовые сборы отечественных фильмов в кинопрокате. Количество зрителей каждого из десяти наиболее посещаемых отечественных фильмов по итогам 1980-х гг. достигало 40 млн человек. Во время последнего пика посещаемости в советском кинопоказе в 1980 г. киносеансы посетили 3,4 млрд зрителей, то есть на каждого жителя пришлось  в среднем 14 посещений, что почти в три раза превышает сегодняшний уровень США (около 3,6 посещений в расчете на одного жителя).

Но к 1995 г. общее количество киноустановок сократилось до 34,6 тыс., а посещаемость кинотеатров снизилась почти в 16 раз. Восстановление инфраструктуры кинопоказа началось в конце 1990-х гг., когда стали открываться первые кинотеатры, оснащенные современным кинотеатральным оборудованием. К современным относятся кинотеатры, в которых установлены проекционное оборудование с высоким разрешением, акустическая система формата Dolby, эргономичные кресла, высококачественный экран.

В 1999 г. в России насчитывалось всего 100 киноэкранов, оснащенных современным кинотехнологическим оборудованием (примерно 5% от общего числа городских киноэкранов в России в тот период), а к началу 2008 г. их стало почти полторы тысячи (около 45% от общего количества киноэкранов). Увеличение количества оснащенных современным оборудованием кинозалов сопровождается уменьшением их общего числа за счет закрытия части залов, которые остались не переоборудованными. Среднее число экранов на один кинотеатр продолжает увеличиваться и составляет на сегодняшний день 2,3.

В 1999-2003 гг. Россия пережила период активного строительства кинотеатров. Осуществлялось переоборудование старых кинотеатров, оставшихся со времен СССР. Технические характеристики зданий не позволяли открывать в них большое количество залов, поэтому темпы роста количества кинотеатров и экранов практически совпадали. С 2004 г. темпы роста не только значительно упали в  связи с насыщением рынка

Для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии, по оценкам экспертов, в стране должно быть построено не менее 3000 современных кинозалов, т.е. в 2 раза больше существующего числа в крупных и средних городах РФ, но и возник значительный разрыв в темпах роста количества кинотеатров и количества залов. Это связано с окончанием переоборудования старых кинотеатров и переходу к их строительству внутри торговых или развлекательных комплексов.

Относительно высокие темпы строительства новых кинотеатров связаны с характером распределения дохода от проката между кинотеатром, прокатчиком и производителем. Существующее соотношение распределения кассовых сборов от проката, при котором 50% сборов остается кинотеатрам, 7-8% дистрибьюторам и около 40% продюсерам, является рыночным и сложилось не случайно. Доля кассовых сборов, остающаяся у владельцев кинотеатров, позволила многим из них реинвестировать прибыль в строительство новых залов и расширение киносети.

Это в свою очередь привело к расширению доступа зрителей в кинотеатры и увеличению общего объема кассовых сборов. В целом для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии, по оценкам экспертов, в стране должно быть построено не менее 3000 современных кинозалов, т.е. в 2 раза больше существующего числа. При этом для городского населения будет обеспечен средний по стране показатель - 3 зала на 100 тыс. человек.

Тенденции строительства кинотеатров

Следует выделить две тенденции строительства кинотеатров. С одной стороны, в крупных городах кинотеатры сегодня строятся преимущественно в торговых, торгово-развлекательных и культурных центрах (ТРК). При таком варианте застройки возможно создание многозальных кинотеатров (в среднем 5, максимум 16 экранов), обладающих таким конкурентным преимуществом, как возможность одновременного показа большого числа фильмов, отвечающих вкусам различных сегментов целевой аудитории.

На 31 декабря 2007 г. в ТРК располагалось более 44% всех современных залов страны. Однако прогнозируется снижение темпов строительства таких кинотеатров с приближением к уровню насыщения рынка кинопоказа и одновременно рынка торгово-развлекательных услуг в крупных городах РФ.

Вторая тенденция заключается в том, что почти не осуществляется строительство современных кинотеатров в малых городах, поскольку уровень жизни населения в них значительно ниже, чем в городах с числом жителей более 500 тысяч человек. Кроме того, сложилась очевидная диспропорция в размещении кинотеатров по регионам и территориям России. Вследствие этих причин в городах с населением менее 250 тысяч человек существует значительный неудовлетворенный спрос на качественное кинообслуживание.

Кинематографическая общественность почти единодушна в вопросе необходимости увеличения числа кинотеатров для нормального развития киноотрасли и удовлетворения потребности населения в услугах кинопоказа. Крайне важным направлением развития киносети в России является включение в нее малых городов (от 50 до менее 500 тыс. жителей). Важность открытия современных кинотеатров в малых городах определяется не только отраслевыми аспектом, имея в виду расширение зрительской аудитории национальных фильмов, но и социально-культурной значимостью этой задачи, имеющей общегосударственный характер.

Мнения относительно того, как должна складываться ситуация с государственной поддержкой строительства кинотеатров в малых городах России у участников кинопроцесса расходятся. С одной стороны, невысокая доходность, а иногда и убыточность кинотеатров в малых городах затрудняет вхождение бизнес-структур в проекты по организации кинопоказа в этой категории городов. Поэтому некоторые представители киноиндустрии считают государственную поддержку необходимым условием развития сети кинотеатров в малых городах. С другой стороны, сторонники рыночного подхода к регулированию отрасли считают, что ситуация со строительством кинотеатров в малых городах не требует вмешательства государства и разрешится самостоятельно при помощи различных технических и бизнес-решений. В качестве потенциальных направлений развития кинопоказа в малых городах называется создание системы передвижных кинотеатров, строительство цифровых кинотеатров по специально разработанным архитектурным проектам с невысокой себестоимостью строительства либо в зданиях бывших клубов и домов культуры, создание кинотеатров в форме культурных центров с большим числом дополнительных услуг помимо кинопоказа.

В качестве самостоятельной тенденции можно выделить усиление позиций сетевых операторов: 10 крупнейших сетей кинотеатров владеют 36,2% рынка по количеству залов. На долю лидирующей компании приходится 9,7% рынка. Пока это единственная компания, преодолевшая рубеж в 100 залов. Значимость сетей для развития киноотрасли России заключается в том, что укрупнение бизнеса позволяет концентрировать средства и направлять их на дальнейшее развитие киносети, т.е. на строительство новых кинотеатров.

Некоторые киносети являются частью компаний "полного цикла", охватывающих все этапы от производства до проката фильмов, что отражает тенденцию на рынке к интеграции различных сегментов кинопроцесса. Приход сетевых операторов в производство фильмов позитивно сказывается на объемах производства и размерах бюджетов фильмов, так как доход, полученный от непосредственного показа фильмов в кинотеатрах, перераспределяется в пользу производства новых картин, позволяя покрыть значительный разрыв между доходом производителя  фильма и бюджетом картины.

Одним из возможных направлений развития кинотеатрального показа является открытие специализированных кинотеатров или же залов в многозальных кинотеатрах, в которых демонстрируется нишевое кино. Такие залы и кинотеатры уже функционируют в России, в том числе некоторые сети взяли курс на частичную дифференциацию залов по контенту. Это позволяет частично расширять  зрительскую аудиторию за счет включения в нее зрителей арт-хауса, нишевого кино и иных видов немассового кино.

Подобная специализация успешно действует в Америке, где существуют кинотеатры, специализирующиеся на показе "альтернативного кино". У таких кинотеатров складывается своя постоянная аудитория. Данная тенденция позволит увеличить тиражи для фильмов так называемого ограниченного проката и привлечь дополнительные средства для производства авторского кино.

Увеличение числа кинотеатров позволит увеличить кассовые сборы фильмов не только за счет простого увеличения физических возможностей для привлечения зрителей. Оно позволит отчасти продлить прокатную судьбу фильмов, которая составляет в среднем 2-3 недели. Лишь некоторые исключительные проекты имеют прокатную судьбу в 4 и более недели.

Крайне важной проблемой, волнующей кинематографическую общественность, является отсутствие возможностей для контроля над кассовыми сборами фильмов. В отрасли отсутствует система получения достоверных статистических данных о сборах фильмов в кинотеатрах. В связи с этом активно обсуждается возможность реализации проекта по внедрению в России единой системы "Электронный кинобилет".

Сервисные компании

Инфраструктура киноотрасли динамично развивалась в последний период и соответствовала темпам роста всей отрасли в целом. На рынке имеется достаточное количество компаний, оказывающих различные услуги производителям кино.

Так, на конец 2007 г. существовало 27 компаний по аренде техники и оборудования для съемок, 22 студии постпро-дакшн, 17 студий компьютерной графики и спецэффектов и т.д. Спрос на услуги сервисных компаний не зависит напрямую от результатов проката фильмов и от их окупаемости. Данный сегмент киноиндустрии обладает приемлемым уровнем конкуренции и является гибким ввиду доступности ввоза любых технических средств из-за рубежа.

Финансирование киноиндустрии

По мнению экспертов из числа продюсеров, привлечение инвестиций не оставляет проблемы в случае потенциально успешного и обоснованного проекта. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств. Кинопроекты в большинстве своем не являются прибыльными, и производство многих кинофильмов осуществляется на различные безвозвратные средства.

Можно выделить четыре основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка, реклама в фильмах (продакт плейсмент) и банковские кредиты. Соотношение частных инвестиций и государственной поддержки в течение последних пяти лет кардинально изменилось. Если 5 лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в настоящее время в этом соотношении средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.

Крайне важной проблемой, волнующей кинематографическую общественность, является отсутствие возможностей для контроля над кассовыми сборами фильмов

Период случайных неконтролируемых частных инвестиций в России заканчивается. Они привели к перегреву рынка, и при этом многие инвесторы (за редким исключением) больше не готовы бездумно вкладывать средства в кино без оценки их возврата. Появление нескольких успешных кинопроектов еще не позволяет говорить о том, что в киноотрасли появились собственные инвестиционные ресурсы.

Банковское кредитование кинопроизводства пока не получило широкого применения по причине высоких рисков проектов. Однако несколько банков практикуют кредитование кинопроизводителей, а некоторые банки работают над созданием подобных программ. В 2007 г. появилась новая схема финансирования кинопроектов, эффективно работающая в США и странах ЕС, - complition bond. Она основана на договорных отношениях трех агентов: инвестор - компания, предоставляющая услугу completion bond -продюсер, при которой посредническая компания берет на себя обязательства перед инвестором кинопроекта по контролю производственного процесса фильма и гарантирует получение конечного продукта - фильма, а продю-серской предоставляет средства инвестора при условии ежедневной отчетности по проделанной работе, а также гарантирует регулярные перечисления средств со стороны инвестора.

Дополнительная регламентация деятельности продюсеров, пользующихся данной услугой, также позволит им получать кредиты в банках. Профессиональное сообщество кинопродюсеров работает над созданием фондов поддержки отечественного кинематографа, в котором предполагается создать систему распределения средств на новые кинопроекты на конкурсной основе, привлечения внешних инвесторов. Прогнозная оценка времени создания фонда - 2009-2010 гг.

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что дополнительное финансирование для развития киностудий можно получить в ходе приватизаций киностудий. Данный вопрос до сих пор вызывает много сомнений, так как приватизация может привести к потере производственных мощностей из-за плохого контроля над сохранением профиля приватизируемых объектов.

Инвестиции в строительство новых кинотеатров значительно снизились в последние несколько лет. Средняя продолжительность окупаемости одного киноэкрана возросла в несколько раз за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос на кинопоказ. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов - 50% в пользу кинотеатров -принимается большинством кинопроизводителей, которые заинтересованы на данный момент в значительном расширении киносети.

Цифровые технологии

Качественные изменения на рынке кинопоказа, способные привести к значительным переменам во всей киноиндустрии, заключаются в использовании цифровых и электронных технологий, что приводит к значительному сокращению затрат: доставка в кинотеатры фильма на электронных носителях может стоить значительно меньше, чем изготовление и транспортировка пленочных копий.

В России первый цифровой кинотеатр был открыт в 2006 г. После начала распространения систем цифрового кинопоказа в России в конце 2006 г. число цифровых залов продолжает увеличиваться. На данный момент в России действует около 50 цифровых кинозалов.

Сейчас наша страна на несколько лет отстает от уровня европейских стран по скорости и эффективности внедрения новых технологий кинопоказа. Развитие этого сегмента было затруднено тем, что при значительных капиталовложениях в оборудование с длительными сроками окупаемости было относительно невысокое предложение цифровых кинокартин и отсутствовали сформированные потребности кинозрителей в их просмотре. Без надлежащего контента цифровая сеть не могла развиваться.

Ситуация изменилась в связи с появлением новых цифровых полнометражных фильмов и мультфильмов, интересных широкой зрительской аудитории. Переломным моментом стал выход в прокат первого цифрового стереоре-лиза в ноябре 2007 г. Beowulf 3D. Именно это событие послужило толчком к увеличению количества цифровых и 3D-залов в России.

На данный момент западные и отечественные компании ставят в план выпуска релизов 3D-картины. Темп роста количества цифровых залов будет в ближайшей перспективе только увеличиваться. В 3D-показе произошел качественный переход от простой демонстрации возможностей показа различных объектов при помощи новой технологии к 3D-кино как самостоятельному направлению развития киноискусства. К фильмам в 3D все в меньшей мере относятся как к аттракционам и все в большей степени начинают воспринимать именно как кинофильмы.

С финансовой точки зрения развитие цифрового кинопоказа в России замедлялось по причине отсутствия механизма VPF. Кинотеатры вынуждены инвестировать свои собственные средства в оборудование. И хотя стоимость постоянно снижается, общая сумма инвестиций в "digital upgrade" с учетом всех налогов и таможенных сборов остается весьма высокой. Бизнес-структура, которая бы заняла аналогичную Access IT в США позицию в России, пока не появилась. Особенности российского законодательства и высокие кредитные ставки в банках не дают развивать подобный бизнес.

География размещения цифровых залов во многом обусловлена географией страны и центрами деловой и коммерческой активности: основная часть залов расположена в европейской части России. Но и в Сибири и на Дальнем Востоке уже есть цифровые и 3D-залы.

Доставка цифрового контента сегодня в основном производится на жестких USB-дисках, как и во всем мире. Но уже делаются тестовые передачи с помощью спутникового тракта. ГИВЦ уже осуществляет доставку в некоторые кинотеатры кинофильмов объемом до 150 Гбайт. Цена такой передачи все еще остается достаточно высокой, поэтому массового применения пока этот способ, скорее всего, не получит. Но при вводе в строй дополнительных спутников и снижения цены передачи именно этот способ станет основным. География России позволяет считать спутниковую доставку киноконтента наиболее эффективным способом.

Если переход к цифровому кинопоказу является неоспоримой и устойчиво закрепившейся тенденцией, то переход на цифровую съемку в перспективе до 2015 г. вряд ли произойдет. При практически ежедневно повышающихся технических характеристиках цифровых камер, и в частности их разрешения, до сих пор не преодолен порог отличия на уровне восприятия изображения, снятого на кинопленку, и изображения, снятого на цифровую камеру. Часто используемая аналогия перехода от аналоговой к цифровой фотосъемке не работает, так как в фотографии вопрос отличия получающегося изображения был решен. Цифровая съемка заняла свое законное место при производстве телеконтента, однако в кино пленка задержится еще достаточно долго.

Создание 3D-картин, за исключением анимационных, в России пока не осуществляется, так как не является экономически обоснованным. Количество цифровых залов, пригодных для демонстрации фильмов в 3D, пока недостаточно для того, чтобы снимать отечественные художественные 3D-фильмы. Однако в России на базе собственных технологий уже создаются анимационные и видовые 3D-картины.

Из "Общественного доклада о состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года ", который обсуждался и был принят на конференц-форуме "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего", организованного Министерством культуры РФ и независимой исследовательской компанией Movie Research

В оформлении статьи использованы фотографии, предоставленные компанией KINOLAB

Опубликовано: Каталог "Техника кино"-2008
Посещений: 15210

Статьи по теме

В рубрику "Техника для кинопроката" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций