Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Простой сложный телезритель

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Простой сложный телезритель

Михаил Дубровский
PR-директор "Орион Экспресс"

Просмотр телевизора не является приоритетом... Даже если по какому-то каналу идет интересная передача, а зритель занят другими делами, он не будет отвлекаться. У каждого существуют сложившиеся предпочтения и привычки при просмотре ТВ: время просмотра, набор каналов или передач, которые он выбирает... Так говорит заместитель руководителя отдела исследований тематических каналов "ТНС Гэллап Медиа" Илья Царьков.

Вы можете предложить лучшую цену, лучший набор каналов, более продвинутую технологию, сильный бренд... Пользователю это не нужно. Операторам пора понять, что абоненту есть чем заняться. Он не хочет изучать тарифные планы, выбирать каналы, принимать решения... Он просто хочет смотреть телевизор... Так считает директор по связям с общественностью "Триколор ТВ" Анна Сопова.

"Мы ленивы и нелюбопытны..." — это уже А.С. Пушкин, великий русский поэт.

Все три цитаты вроде бы не оставляют умному телезрителю шансов на выживание. И умному телевидению тоже — достаточно сравнить рейтинги любой программы канала "Культура" с малаховской "Пусть говорят" на "Первом".

И все-таки это только часть правды. И лишь про одну, пока действительно очень большую абонентскую группу, чьи привычки сформировались еще в XX веке. Потому что чем дальше, тем яснее из статистического тумана проступают очертания еще двух.

Первая из них — благополучная и хорошо образованная молодежь мегаполисов. Судя по социологическим опросам, для них нынешнее телевидение просто не существует. Его не просто не смотрят — над ним открыто смеются, потому что "зомбоящик" — это "не круто". В отличие от Интернета, который, конечно же, cool и forever. Мы их теряем, как говорят врачи, если не потеряли окончательно. Телевизор как девайс в их глазах себя дискредитировал — даже модный "Дождь" они предпочитают смотреть на ноутбуке. Теоретически их еще можно заинтересовать интерактивом и круглосуточным качественным доступом к телеконтенту с любого гаджета, включая автомобильный навигатор. Но тогда извольте поработать над самим контентом — программу "Время" на планшете они смотреть явно не станут.

Вторая группа массивна уже сегодня. По самым скромным оценкам, не менее миллиона человек в России. Это средний класс среднего возраста, квалифицированные потребители товаров и услуг, включая телевизионные. Выбор из 40 сортов сыра или 50 колбасы их, как бывших "советскоподданных", совсем не пугает. Они не просто умеют, они любят выбирать и выбирают с упоением. Если отдых — то в Европе, если автомобиль — то зарубежный, если одежду — то брендовую, если телевидение — то спутниковое.

Они финансово благополучны, но при этом, нет, не скаредны — щепетильны в финансовых вопросах. Дешевизна спутникового пакета их скорее отталкивает, в ней всегда чудится подвох: дешевое хорошим быть не может по определению. А вот качественное предложение подлежит проверке на обоснованность — именно эта категория с калькулятором в руках до самых мелких деталей анализирует тарифы, а потом доводит до заикания партнеров по продажам, изводя их десятками вопросов. Девиз "средних" в потреблении спутникового ТВ — базовый уровень качества за минимально возможную цену.

Еще одна забавная черта квалифицированных потребителей — постоянная тяга к новому. Потому что потребление для них — не результат, а процесс. Продукт и услуга, по их мнению, должны постоянно развиваться. И не забывать при этом их о своем развитии информировать.

Именно "средний класс" спутникового телевидения регулярно обрушивает наш коллцентр после анонсирования нового тарифа, услуги, акции. Потому что почти любая значимая новинка — это праздник для потребителя. Именно такой пользователь, когда тариф понятен, услуга ясна, а акция прозрачна, легко и беззаботно переходит на новые условия игры.

Только его представители чуть ли не стопроцентно готовы получать по e-mail или SMS новости оператора и его проектов. Некоторые, чтобы не оторваться от потока информации, даже звонят в службу поддержки и просят поменять в базе данных сменившиеся номер телефона или адрес электронной почты.

В основном эта аудитория с восторгом тестирует новые сервисы вроде "Жанрового телегида", чтобы потом, например, как это сделал один из абонентов, выслать в адрес компании солидный лист с поправками к жанровым меткам. Фанат спутникового ТВ? Продвинутый городской сумасшедший? Нет, рядовой киноман из Подмосковья, разумный потребитель, которого просто коробит, что "Молчание ягнят" маркировано как фильм ужасов, хотя правильно — триллер.

Они хотят новых каналов — в основном зарубежных и в России пока не представленных. Они хотят новых услуг, лучше бесплатных, конечно, но и платные не пугают. Они технически подкованы, материально обеспечены, хорошо образованы.  "Простой" телевизор для них — пройденный и уже тихо презираемый этап, он как отдых в Крыму — можно разок ради экзотики, но Адриатическое побережье комфортнее.

Других пока, конечно, значительно больше — которые "не морочьте мне голову, а поставьте любимую песню "Валенки". Не нужно им новое телевидение, им старого более чем достаточно. Это натура медленно, но уходящая. А приходят молодые (им нынешнему "ящику", даже спутниковому, предложить физически почти нечего) и средний класс. Вот он-то в ближайшем будущем и станет, похоже, основным драйвером развития нашего телевидения.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2012
Посещений: 8911

Статьи по теме

  Автор

Михаил Дубровский

Михаил Дубровский

PR-директор “Орион-Экспресс”

Всего статей:  6

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций