Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Дело Шариковых

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Дело Шариковых

Михаил Дубровский
PR-директор "Орион Экспресс"

Весной и осенью в телевизионной России принято бороться с пиратами. Всерьез браться за мошенников, которые наносят непоправимый ущерб. Устраивать показательные абордажные набеги на одиночных региональных Шариковых, ломающих кодировки, а затем рапортовать в СМИ об открытых уголовных делах. Правда, судя по все новым и новым победным операторским реляциям с мест боев, дело Шариковых живет и побеждает, а не наоборот. Как говорил незабвенный булгаковский персонаж из "Собачьего сердца", "уж мы их душили-душили, душили-душили...".

Странность этой борьбы за безусловно правое дело для меня всегда была в том, что она на нашем рынке традиционно ведется поодиночке. Каждый оператор против своих кардшаринговых негодяев. Можно подумать, тем не все равно, чью кодировку потрошить...

При этом глобальный мир, лежащий к западу от Бреста, давно и уверенно выбрал другой подход к проблеме. Там не с пиратами борются — с пиратством. И травят грызунов карточных кодировок не поквартирно, а в масштабах всего общего дома, то есть отрасли. Что софтверной, что сетевой, что телевизионной.

Исторически первыми объединились поставщики компьютерного ПО — им пираты начали досаждать раньше и серьезнее. Сделало это софтверное бизнес-сообщество под флагом BSA (Business Software Alliance) и под предводительством доминировавшей в те годы Microsoft. По этой причине поначалу в альянс, помимо MS, вошло всего несколько не самых крупных фирм, к тому же дальних или близких партнеров Microsoft. Остальной рынок, разумеется, долго глядел на BSA косо, как на карманную ассоциацию имени Билла Гейтса. Но мало-помалу участники рынка сообразили, что с глобальным злом и выгоднее, и эффективнее бороться не лично, а передоверив полномочия структуре, выступающей от имени всей индустрии. Сегодня в BSA состоит более 70 крупнейших софтверных поставщиков, включая таких заклятых друзей MS, как Apple, Adobe или Oracle.

Аналогичная ситуация и на интернет-поляне. Не сами по себе, а все вместе фигуранты объединились в такие широко известные союзы, как МРАА и RIAA. Но и этого им показалось мало: недавно два этих ассоциативных монстра плюс пять крупнейших провайдеров Северной Америки образовали еще одну отраслевую структуру — консорциум CCI (Center for Copyright Information). И начали в его рамках согласованно проводить в жизнь так называемую стратегию пяти ударов по пиратам. И уже некоторое время не без успеха бьют.

Мировой телерынок развивается, естественно, в той же логике. Чтоб не пропасть поодиночке, более чем мощные BskyB, Canal+, Conax, Eutelsat, Humax, Irdeto, Viaccess при поддержке многих прочих образовали АЕРОС, единственная и главная цель которой — предотвращение пиратства в сфере телевизионных и интерактивных услуг. Предотвращают по-разному — и концепции пишут и реа-лизовывают, и законы лоббируют, и с карательными органами сотрудничают, и конкретные рейды проводят.

И только Россия, как всегда, от всех отличается. Каждый оператор и канал в борьбе с пиратами — сам себе режиссер: натуральное хозяйство, индивидуальный предприниматель, мастер на все руки, как Шива. Сам надзирает, сам выявляет, сам отлавливает, сам с помощью своих судов дела возбуждает. Скоро, наверное, в свои собственные тюрьмы сажать будет. Не надоело ли?

Проблемы индустрии должны решать отраслевые союзы — это не мое частное мнение, это норма цивилизованных рынков. И его термометр, то есть показатель здоровья. Когда же пиратов при молчаливом непротивлении РАО и Роскомнадзора гоняют от забора до обеда все, кому не лень, значит, рынок болен и температура зашкаливает. Значит, что-то на рынке не так. Лишь в горячечном бреду ограбленному может прийти в голову гоняться за ворами самостоятельно. Зачем, когда существует профессиональная полиция, на содержание которой он платит налоги (в случае с отраслевой ассоциацией — членские взносы)?

В общем, несмотря на недавнее традиционное осеннее обострение классовой борьбы с пиратами, я бы на их месте "шарил" дальше и спал спокойно. Такими методами народный умелец Шариков — как Ленин: жил, жив, и будет жить. Как говорила фашистам партизанка-подпольщица Зоя Космодемьянская, всех не перевешаете.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2012
Посещений: 10190

Статьи по теме

  Автор

Михаил Дубровский

Михаил Дубровский

PR-директор “Орион-Экспресс”

Всего статей:  6

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций