Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пока не грянул гром

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пока не грянул гром


Сергей Теллин
Руководитель департамента радиовещания
компании Audio Solutions (000 "Звуковые решения")

"Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил" — гласит русская народная пословица. Эти же слова произносят и вещатели, когда понимают, что незапланированной тишины в эфире радиостанции могло бы и не быть. Что можно и нужно знать всем, кто так или иначе связан с работой вещательного аппаратно-студийного комплекса? Ответом на этот вопрос и является данная статья

Приводимая в этой статье информация не является неоспоримой истиной и адресована прежде всего тем специалистам, которые еще не задумывались над затронутой темой в силу своего везения или счастливого стечения обстоятельств.

Заметим также, что попытка "запугать" кого бы то ни было в планы автора не входила.

Так что за дело, пока не грянул гром!

Несмотря на кажущиеся различия в построении локальных и сетевых радиостанций, подходы к решению вопросов резервирования оборудования практически совпадают.

Окинем взглядом звуковой тракт радиостанции и отметим основные приборы и комплексы, требующие безусловного резервирования. В их число входят:

  • эфирные аппаратные;
  • источники звука, включая приемный спутниковый комплект;
  • микшерный пульт;
  • компьютеры, серверы, программное обеспечение и т.п.;
  • электропитание;
  • канал передачи данных;
  • передатчик и другое удаленно расположенное оборудование.

Вне зависимости от выбранной вами концепции аналогового или цифрового студийного комплекса для обеспечения непрерывной работы в режиме "24х7х365" необходимо помнить и по возможности соблюдать следующие правила.

  1. Если есть эфирная студия, то у нее должна быть резервная студия или как минимум вещательный пульт в вашей студии производства рекламы (продакшн).

    Если соблюдать это правило, то в случае профилактики или аварии ваши ди-джеи смогут относительно спокойно работать в другой студии. А чтобы переход в резервную аппаратную не сопровождался такими их замечаниями, как "почему именно я?" или "я там ничего не знаю", постарайтесь, чтобы резервная студия (или студия) была копией основной эфирной студии — это был бы идеальный вариант.

    Для обеспечения беспроблемного перехода между студиями в аварийных ситуациях могут применяться электронные звуковые переключатели или матричные коммутаторы.
  2. Приборы, устанавливаемые для работы в эфирной студии, должны относиться к категории broadcast — (вещательного, но никак не бытового!) оборудования.

    Прежде всего это позволит вам быть уверенными в том, что данный прибор был сконструирован серьезным производителем с расчетом на "жесткую круглосуточную эксплуатацию".

    Это касается и приемного спутникового оборудования. На рынке представлено множество моделей, которые кроме профессионального "рэкового" исполнения позволяют получить дополнительные удобства, такие, как один или два симметричных стереовыхода, цифровой выход, возможность автоматического включения резерва в случае пропадания спутниковой программы.

    Несмотря на то что для вещания вы наверняка применяете компьютеры, желательно иметь резервные CD-проигрыватели. Тем более что вследствие стремительного развития технологий на рынке появились стандартные варианты CD-проигрывателей с функцией mp3-воспроизведения, что позволяет с одного такого источника работать несколько часов (естественно, учитывая подготовленность сведенного материала, степени сжатия и прочие параметры). Только представьте себе, как удобно, один раз записав диск в рамках своего музыкального формата с необходимыми эфирными элементами, отбивками и т.п., просто поставить его в CD-/mp3-проигрыва-тель в случае профилактики эфирной студии или аварийной ситуации.

    Проверьте, есть ли "форматные" музыкальные диски в вашей эфирной студии? Сколько понадобится времени, чтобы их отыскать? А кто и за какое время сможет сделать это ночью?
  3. Микшерный пульт — это центральный прибор в студии. Необходимость резервирования блока питания основной консоли является важнейшим и неоспоримым фактом.

    Тенденция развития микшерных пультов смещается в сторону цифровых консолей. Сегодня появилась возможность использования модульных наращиваемых систем с вынесенными в рэ-ковые шкафы процессорными блоками, не содержащими в себе компьютеры с операционной системой. Таким образом, перед глазами работающего оператора находятся хорошо знакомые контроллеры — блоки с привычными фейдерами, сгруппированные по необходимому количеству и эргономике рабочего места. Коммутируемую матрицу, "горячее" подключение всех модулей, дистанционное конфигурирование и прочие полезные функции многие производители предлагают на большинстве модульных цифровых систем "по умолчанию".

    Безусловным технологическим прорывом можно считать и тот факт, что стоимость таких современных систем значительно снизилась по сравнению с ценами двух-трехлетней давности. Рабочие цифровые модульные конфигурации стоят сейчас практически столько же, сколько классические цифровые пульты "все в одном".

    Выбор "под конкретного заказчика" удобен как с точки зрения необходимой конфигурации входов и выходов, так и по фейдерам (точнее, по их количеству — одновременно микшируемых источников) и своей простотой напоминает детский конструктор: все операции производятся с легко соединяемыми блоками.

    Безусловно, модульные системы легче резервируются на уровне модулей, но в любой аппаратной желательно предусмотреть возможность "обхода пульта", когда сигнал с источника поступает сразу на выход основной программы студии.
  4. Необходимость резервирования в равной степени актуальна и для компьютерных блоков питания (БП), так как они выходят из строя "всегда неожиданно".

    В серверных решениях "по умолчанию" применяются сдвоенные БП: в момент выхода из строя одного из них работа будет продолжена.

    Технология развития и тенденции к постоянному удешевлению систем хранения данных позволяют говорить о возможностях использования для вещания жестких дисков больших объемов демократичных "народных" интерфейсов типа IDE или S-ATA. Возможность построения различных RAID-массивов с дисками такого типа предлагает большинство производителей материнских плат и контроллеров.

    При этом по соотношению "цена - качество - производительность" данные устройства уже не первый год составляют очень серьезную конкуренцию профессионально признанному SCSI-интерфейсу.

    Еще одной "больной" темой является проблема лицензионного программного обеспечения. Не рассматривая данную проблему подробно, замечу: прежде чем ругать любое ПО, вспомните, как оно попало в ваши руки! Возможно, после этого неудовлетворенность от "кривой" работы "нехорошей" программы станет значительно меньше.
  5. В идеале для обеспечения нормальной работы студийного комплекса желательно иметь два энерговвода с установленным автоматическим включением резерва (АВР).

    Разводку электропитания необходимо осуществлять по трехпроводной схеме. Выбирая источники бесперебойного питания (ИБП), необходимо учитывать и наличие АВР, и общую нагрузку, и желательное время работы на аккумуляторах. Откажитесь от использования низкобюджетных бытовых ИБП. Грамотнее будет установить один центральный ИБП, заодно работающий и как активный фильтр, при необходимости увеличения длительности автономной работы оснащаемый дополнительными батареями, и от него развести всю энергоза-щищенную сеть. Проследите при этом, чтобы в данную электросеть работники комплекса не подключали пылесосы, электрочайники и сварочные аппараты.



    Решения, касающиеся правильного заземления, также способствуют снятию лишней головной боли "о сильном фоне в звуковом тракте". Рекомендуется иметь разделенные цепи заземления: для звукового оборудования, для компьютерной сети и для используемого светового оборудования. Выполнив все необходимые работы, выберите время для испытания своей системы - таким образом вы проверите не только "временные запасы" полностью работающей системы, но и живучесть всего комплекса в целом. Куда приятнее найти мелкие недочеты в спокойной обстановке, имея возможность в любой момент восстановить рабочий режим.

    Также следует учитывать, что психологическая уверенность в аварийной ситуации творческого и технического персонала вашего вещательного комплекса играет значительную роль в организации спокойной и созидательной повседневной работы. Для укрепления и обеспечения психологической уверенности персонала в сложных ситуациях необходимо проводить регулярные тренировки "учебных аварийных ситуаций". Доведенные до автоматизма навыки позволят не только сэкономить нервы в любое время суток, но и обеспечить достаточный уровень технической грамотности всех творческих работников вашей организации.
  6. Компании, работающие удаленно от передатчика, вынуждены использовать каналы передачи данных. Не стоит забывать, что в такой ситуации желательно иметь (и использовать) второй (возможно, альтернативный) канал, пусть даже с пониженными характеристиками.

    Резервный канал должен выходить из технической аппаратной в геометрически удаленном направлении к основному каналу. Таким же образом этот резервный канал должен "приходить" на передатчик.

    То, каким образом вы будете доставлять звук до передатчика, зависит от конкретной ситуации. На сегодняшний день существуют самые различные варианты: оптика, медные (телефонные) пары, Ethernet, РРЛ. При этом в большей части указанных решений будут использоваться внешние аудиокодеки. Поэтому при планировании каналов желательно придерживаться применения единой технической базы и иметь в наличии хотя бы одно резервное устройство (кодек, модем и т.п.). Если ваша радиостанция арендует оборудование, убедитесь в наличии резервного оборудования у компании, предоставляющей вам услуги.

    Техническим специалистам комплексов, не эксплуатирующим канало-образующее оборудование, нужно иметь в виду, что линии "студия - передатчик" должны быть оснащены специальным оборудованием грозозащиты (конечно, если вы не планируете после очередной грозы заменить старое, ненужное или не подходящее вам оборудование).

    Подобные решения являются комплексными и требуют более подробного рассмотрения, которое выходит за рамки данной статьи.
  7. Необходимость резервирования непосредственно передатчика и антенно-фидерного хозяйства.

    Эта тема также многократно обсуждалась на страницах специализированных изданий, поэтому не буду останавливаться на ней подробно.

    Замечу лишь, что для локальных станций желательна установка резервного компьютера или другого (простого и надежного) источника воспроизведения подготовленного звукового материала около передатчика, а для сетевых станций, помимо всего вышеперечисленного, и установка дополнительного приемного комплекта. Чтобы не зависеть от "человеческого фактора" (дежурных инженеров), рекомендуется установить дополнительное оборудование автоматического переключения звука в аварийных ситуациях, так называемые "детекторы тишины".

    Я надеюсь, данная статья убедила вас в том, что правильным является только комплексное системное решение. "Половинчатые" решения никого и никогда не спасают, а создают лишь видимость защищенной системы. Недоработка всего лишь одного звена в общей цепи может очень быстро свести на нет все ваши усилия. Ведь, как гласит народная мудрость, "где тонко там и рвется". Но, как я уже говорил, не стоит бояться! Ведь самое главное — чтобы вы всегда получали удовольствие от работы и дарили радость своим любимым слушателям!

Опубликовано: -2005
Посещений: 8821

  Автор

Сергей Теллин

Сергей Теллин

Руководитель департамента радиовещания
компании Audio Solutions (ООО "Звуковые решения")

Всего статей:  2

В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций