Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цветная телевизионная антенна

В рубрику "Оборудование для передачи сигнала" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цветная телевизионная антенна

В деле телевизионного антенностроения поверхностный слой вибраторов, рефлекторов и директоров антенны несет очень важную функцию. Расскажу по этому поводу один поучительный случай из своей армейской жизни
Сергей Комаров
Генеральный директор ООО
“Радиовещательные технологии”,
преподаватель Гуманитарного института
телевидения и радиовещания, преподаватель
кафедры радиопередающих устройств МТУСИ

Дело было в Виннице. Когда я служил в армии (с 1973 по 1975 год), в свободной продаже в магазинах появились отечественные цветные телевизоры. Это были первые серийные цветные телевизоры, и работали они, разумеется, по-разному, но в основной своей массе, если от антенны к ним приходил сигнал не слишком равномерный по амплитуде в пределах полосы своего канала (она у ТВ-сигнала аж 8 МГц), телевизоры показывали на своем экране “адскую” пляску цветов. И лишь вблизи телецентра, где сигнал был “лошадиным” и где АРУ телевизора хоть как-то могло выправить неравномерности АЧХ-антенн, прием был более-менее пристойным по тем нашим советским понятиям.

Так вот, прапорщики в радиомастерской узла связи, в которой я служил простым солдатом (призванным после окончания техникума МРМТ), быстренько сообразили, на чем можно сделать деньги. И наш механический цех начал чуть ли не серийно “клепать” трехэлементные волновые каналы на те две эфирные телевизионные программы, что транслировались тогда в Виннице. Грамотно посчитанная антенна давала более-менее равномерную АЧХ, и антенны пользовались спросом. Поскольку для цветного телевизора требовалась специальная антенна и на обычный диполь из кусков стального уголка, прибитых к оглобле, он “в цвете” не работал, то в народе распространилось поверье, что для цветных телевизоров нужны специальные цветные антенны! Трое рядовых радиомастеров (все после окончания техникумов) не просто “ржали” по этому поводу, а даже в процессе своей работы по ремонту аппаратуры узла связи, всячески ерничали и развивали эту идею “цветных” антенн. И правда, отчего же солдатам не “поржать”, если есть такой повод!

И вот как-то раз к нам в мастерскую зашел лейтенант Иванников (имени и отчества его не помню, да и фамилию могу перепутать – сколько лет прошло!) с вопросом, как лучше сделать цветную антенну. А надо сказать, что все офицеры в нашей части были выпускниками различных военных учебных заведений связи. И вопрос лейтенанта о цветной антенне завел и меня, и Витю Горбунова, радиомастера из г. Горького. Мы и раньше с ним подшучивали над офицерами, путающимися в законе Ома, но тут нас понесло.

Во-первых, мы, естественно, вспомнили про скин-эффект! То есть антенна должна быть тщательно отполирована! Причем шкуркой ее чистить нельзя, так как в скин-слое образуются царапины, и это ухудшает качество приема, а нужно обязательно полировать бархоточкой с пастой ГОИ.

Во-вторых, вспомнили, что цветное изображение формируется в телевизионной трубке тремя лучами – красным, синим и зеленым. А популярная “цветная” антенна, которую продавали прапорщики, тоже имела три элемента! И мгновенно возникла теория, что “цветная” антенна должна быть обязательно цветной в буквальном смысле! Я озвучил лейтенанту (выпускнику училища связи!), что для равномерного приема сигнала цветного изображения необходимо после полировки элементы антенны анодировать в разные цвета в соответствии с длиной волны света. То есть рефлектор, как самый длинный, должен быть анодирован в красный цвет, вибратор, как средний по длине, – в зеленый, а директор, как самый короткий, – в синий. Услышав это, Витя Горбунов прыснул, зажал рот руками, уронил паяльник и сполз под стол его поднимать. Я видел это краем глаза за спиной лейтенанта и сам тоже едва сдерживался от хохота.

Лейтенант же оставался серьезным и внимательно слушал мои объяснения. Его новый вопрос “можно ли элементы антенны вместо анодирования покрыть цапон-лаком?” заставил Витю, уже вылезавшего из-под стола, снова выронить паяльник из рук. Я ответил, что, конечно, можно, но при этом равномерность и насыщенность цвета по полю экрана будет немного хуже, чем при анодировании, поскольку толщину слоя цапон-лака вдоль вибраторов антенны при покраске трудно сделать одинаковой. Дальше последовали вопросы по длине петли согласования, и тут уже лейтенант получил точные цифры. Витя к этому моменту пришел в себя, отдышался, и даже проверил их по логарифмической линейке и затем показал лейтенанту – все точно!

По прошествии одного-двух месяцев, когда мы уже почти забыли этот случай, прапорщик Иван Бонифатьевич Яворский, начальник радиоцеха нашей мастерской, сопровождал меня и Витю в город для установки телевизионной антенны в квартире командира части. Это дело нехитрое. Сколько раз мы ходили офицерам и антенны ставить, и телевизоры ремонтировать, причем в одиночку... Но здесь надо было показать солидность, и прапорщик пошел сам лично, прихватив с собой двух солдат-радиомастеров. Все работы на крыше мы завершили, протянули через вентиляцию в квартиру кабель, и уже собирались уходить, как я увидел на крыше соседнего дома необычайное зрелище. На деревянной палке стояла антенна!!! Все “по науке”! Рефлектор – красный, вибратор – зеленый, директор – синий. У меня перехватило дух. Заходясь от хохота, я жестом показал Вите на сие творение. После чего, отойдя от истерического смеха, спросил у прапорщика: “А лейтенант Иванников не в том ли доме живет?” Прапорщик утвердительно кивнул. Мы с Витей опять разразились диким хохотом.

Что же касается важной функции цвета поверхностного слоя элементов антенны в деле телевизионного антенно-строения, то он необходим в части внесения положительных эмоций в телепрограммы зрителей! Проверено, что телевизоры, оснащенные цветными антеннами с анодированием, показывают телезрителям более оптимистичные телепрограммы, чем те же самые телевизоры, у которых на вибраторах антенн с течением времени нарастает слой окислов. Причем алюминиевые антенны, имеющие серый цвет окислов, создают у телезрителей унылое “серое” восприятие телепрограмм и окружающего мира в целом, а медные вибраторы, в силу создаваемого ими мрачного настроения (окись меди черного цвета), вообще запрещены к использованию в телевидении и именно поэтому нигде не применяются!

А вот современные дорогие телевизионные антенны, которые устанавливаются на престижных домах, имеют анодированное покрытие элементов оранжевого цвета! Но это уже совсем другая история…

Опубликовано: -2012
Посещений: 11619

Статьи по теме

  Автор

Сергей Комаров

Сергей Комаров

Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Всего статей:  20

В рубрику "Оборудование для передачи сигнала" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций