Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Создать лучшую радиостанцию!

В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Создать лучшую радиостанцию!


Михаил Сергеев
Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета
телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича

Список приборов, из которых "сделана" радиостанция, обширен, и составить подробную инструкцию по ее созданию в рамках каталога просто невозможно. Безусловно, конкретными аспектами этого процесса будут заниматься соответствующие специалисты. Тому же, кто руководит строительством станции или эксплуатацией оборудования, необходимо иметь общее представление о комплексе и взаимодействии его узлов. Именно об этом пойдет речь в данной статье

Понять роль и место элементов радиовещательного комплекса в процессе вещания поможет структурная схема (см. рисунок).

Как видно из этой схемы, венчает все антенно-фидерная система, на которую работает передатчик или несколько передатчиков через мост сложения. В классической компоновке передатчик включает в себя усилитель и возбудитель. Звуковой (A и B) или комплексный стереофонический сигнал (КСС) подается на возбудитель с процессора.

Для доставки сигнала от студии до передающего центра применяют разнообразнейшие технологии, на схеме этот процесс представлен тремя квадратиками: модем — канал — модем.

Центральное место в традиционной студии занимает пульт, на который заведены сигналы от нескольких источников: микрофонов, телефонных линий, компьютеров и проигрывателей компакт-дисков. Также в студии располагается оборудование, обеспечивающее комфорт и стабильность работы: устройство гарантированного питания, специальная мебель, кондиционер, освещение и прочие аксессуары.

Общеизвестно, что качество товара измеряется его способностью удовлетворять потребности пользователя. Что же включает в себя понятие "потребительские свойства" оборудования для радиовещания?

Первое, что приходит на ум, — это показатели качества, то есть набор параметров, прописанный в ГОСТах, ОСТах, ПТЭ и других документах. Зафиксированные в них требования должны выполняться в течение всего срока эксплуатации оборудования — это вторая составляющая качества компонентов комплекса.

Срок службы оборудования ограничен двумя факторами: его моральным и физическим старением. И если с моральным устареванием еще можно как-то мириться, то физическое спустя какое-то время потребует замены аппарата. Отсюда следует третья составляющая качества: приведенная стоимость.

Например, замена микрофона займет пару минут без прерывания вещания; а связанные с ней затраты будут равны стоимости нового микрофона. Однако для ремонта или замены, например, фидера антенны потребуется гораздо больше средств и времени. Поэтому при выборе оборудования нужно обращать внимание не только на цену прибора. Гораздо важнее будет его приведенная стоимость в расчете на год службы (ЦТ), которую можно рассчитать по формуле:

Здесь: Т — срок службы прибора; Ц — его цена; Э — эксплуатационные расходы на срок службы, З — расходы на замену оборудования. Не все из этих параметров бывают точно известны, из-за чего и оценка получается приблизительной, но даже приблизительная оценка гораздо лучше совсем никакой. Забывая при покупке про Т, Э и З, мы делаем существенно большую ошибку.

К оценке "электрических" параметров качества тоже надо подходить с пониманием. Например, изменение разделения каналов от 60 до 40 дБ выявляется при очередных измерениях и никаких других последствий за собой не влечет. Ухудшение согласования нагрузки передатчика в рабочей полосе частот можно заметить тоже не сразу, а только тогда, когда от устройства "потянет жареным".

Антенно-фидерная система

Такие параметры, как коэффициент усиления антенны, характеристика направленности или допустимая мощность, важны, но шансов ошибиться с ними немного. На этапе подготовки проекта и его согласования эти параметры неоднократно будут проверяться, хотя известны случаи, когда при монтаже забывали про направление поляризации излучения.

Очень важно, чтобы "за кадром" не осталось такое свойство, как долговечность антенны, кабеля и других компонентов системы.

Учитывая стоимость ремонта и потери, связанные с простоем оборудования, стоит хорошо обдумать критерии его выбора. Опыт показывает, что "марочные" кабели и антенны стоят дороже, но в конечном счете обходятся дешевле.

Мост сложения

Чтобы несколько передатчиков работало на общую антенну, нужен мост сложения - устройство, позволяющее суммировать сигналы. Нужно помнить о том, что мост сложения — это фильтр и его характеристики определяются геометрией этого устройства. Опытные производители при конструировании мостов используют материалы с правильными температурными свойствами и умеют обеспечить надлежащее качество поверхностей, от которых зависят потери и тепловыделение. Не стоит забывать и о том, что частотно-модулированный сигнал имеет довольно широкий спектр, и согласование моста сложения на немодулированной несущей представляет только академический интерес.

Коммутатор и резервный передатчик, расположенные рядом с мостом сложения, позволят до минимума сократить время простоя при авариях.

Передатчик

Современный радиопередатчик способен проработать с десяток лет, и к параметрам его качества уже давно не возникает вопросов, хотя имеет место некий парадокс: показатели измеряют, подавая сигналы на аналоговые входы А и В, а качественное вещание будет обеспечено, если на вход возбудителя подать сформированный специальным процессором КС С. Строго говоря, при этом нарушаются какие-то пункты каких-то документов, но опыт подсказывает, что инженер инженера поймет, а в бумагах навести порядок нетрудно — было бы желание.

Многие модели современных передатчиков имеют систему дистанционной диагностики и управления. Даже если аппаратура размещена в помещении, соседнем с тем, где располагается дежурная смена, наличие автоматизированной системы дистанционного контроля не повредит, а во всех других случаях и подавно.

Отдельно стоит рассмотреть вопросы, связанные с КПД передатчика. Плата за электричество пока остается относительно невысокой, но что будет лет через пять, неизвестно. В то же время чем выше КПД, тем меньше в передатчике выделяется тепла, что благотворно сказывается на стабильности его работы.

Техника совершенствуется прямо на глазах. Ее надежность и стабильность сегодня обеспечивается сложнейшей системой автоматики, возможность ремонта которой силами обслуживающего персонала представляется весьма сомнительной. Если заменить предохранитель или взорвавшийся конденсатор еще можно, то все остальные виды ремонтных работ требуют специального оборудования и знаний. Приходится обращаться за помощью к сторонним профильным специалистам или к поставщику, что удлиняет простой в работе.

Практика показывает, что затраты на резерв и правильную организацию технической поддержки оборудования являются экономически оправданными.

Процессор

Именно от процессора зависит качество звука и спокойствие вещателя за параметры излучаемого сигнала. Выбор процессоров, представленных на рынке, неширок: список моделей едва достигает дюжины. "Узнать" среди них процессор, предназначенный именно для радиовещания, легко: по наличию встроенного стереокодера. Стоимость хорошего процессора высока (около $10 000), но экономить на этом приборе нельзя, особенно если речь идет о станциях в крупных городах.

В свое время процессор использовался для повышения "громкости" радиостанций. Сегодня ясно, что соревнование по "громкости" закончились ничьей, но процессор "умеет" еще многое. Во-первых, с его помощью можно "выровнять звук", что обеспечит комфортность и удлинит время прослушивания. Во-вторых, процессор может подчеркнуть индивидуальность станции, как бы сближая форму и содержание. Обычно для разных радиовещательных форматов имеются заводские пресеты (джаз, рок, речь и так далее), но если их недостаточно, то можно настроить аппарат вручную.

Практически все современные эфирные процессоры основаны на цифровой обработке сигнала. Располагая цифровым каналом доставки, полезно подумать над вопросом полного исключения лишних преобразований из аналога в цифру и обратно.

Доставка сигнала

Вопрос доставки сигнала от студии до передающего центра решается исходя из местных условий: можно использовать прямые провода для аналоговой/цифровой подачи или арендовать канал связи у провайдера.

При анализе параметров качества оборудования, предназначенного для доставки сигнала, полезно принимать во внимание не только диапазон частот и шумы, но и особенности алгоритма компрессии аудиоданных. Использование MPEG при потоке 128 кбит/с обеспечит и 15 кГц, и отсутствие шума, но качество звука при этом окажется невысоким.

Иногда значительную роль играет время задержки сигнала: в зависимости от технологии оно может составлять от единиц (АРТ-Х, ИКМ) до сотен миллисекунд (MPEG). Наличие задержки, заметной на слух, может быть помехой, например, при активной работе со звонками слушателей.

В любом случае надлежит заранее позаботиться о резервной схеме работы при аварии канала и, безусловно, о ее своевременной диагностике и оповещении.

Студия вещания

Студия — настолько сложный комплекс, что в процессе ее создания стоит пригласить как минимум двух специалистов, один из которых будет вести разработку проекта, а другой — критиковать. В таких дискуссиях и рождается истина, которую должны узнать также присутствующие при этой дискуссии программный и технический директора.

К счастью, формальные требования, предъявляемые к радиовещательным студиям, сегодня выполняются без особого напряжения. Важнее (хотя и сложнее) обеспечить соответствие возможностей техники и творческой концепции вещания.

В случае полностью автоматизированного вещания значимыми являются только технические характеристики оборудования и стабильность его работы. Если же в процессе задействованы люди, то необходимо позаботиться об эргономике. Климат-контроль и вентиляция, правильное освещение, удобная мебель, безопасность — без этого рассчитывать на успех не приходится. Для того чтобы проявились лучшие качества творческого персонала, нужно обеспечить людям соответствующие условия работы. Сотрудников не нужно баловать — о них необходимо заботиться.

Новые технологии коммуникаций (Интернет-голосования, SMS-сервис и многое другое) активно используются в современном радиовещании. При проектировании студии полезно предусмотреть возможность использования очередных достижений прогресса.

Внедряя новые сервисы в уже работающий комплекс, не стоит забывать о том, что "заплатки" в технологическом процессе вещания и "самоделки" в его аппаратном обеспечении могут стать причиной разных неприятностей. Концепция "семь раз отмерь — один отрежь" как нельзя лучше подходит в качестве лозунга для технического директора радиостанции.

Студия производства

При проектировании и дальнейшей эксплуатации студии производства должны учитываться местные условия и пожелания творческого персонала. "Творцы" могут фантазировать, а технари должны направлять полет их фантазии, разъясняя, что аппаратура может изменить звук, но не в силах придать звуку то, чего в нем нет, например, окрасить его эмоциями.

Студия производства работает не в реальном времени, но стабильность и надежность оборудования здесь не менее важны, чем в студии вещания. Рекламный ролик, записанный после 24 тщетных попыток, окажется настолько вымученным, что скорее отпугнет целевую аудиторию, чем привлечет чье-то внимание. Отсюда вывод: не надо экономить на мелочах. Один некачественный разъем способен доставить столько неприятностей, что и представить трудно.

И руководство станции должно понимать, что нормальные отношения между "физиками" и "лириками" в творческом процессе на станции обеспечиваются только "сверху".

Прописные истины

Деньги считать легко — это умеют почти все; но радио делают не деньги, а люди. Посчитать или измерить человека практически невозможно, талант нужно уметь разглядеть, а разглядев — бережно растить и развивать его. Под талантливого ведущего можно даже индивидуально оборудовать студию — и вложенное вернется сторицей.

Инженер или технический директор должен помочь творцам максимально использовать потенциал оборудования. Что-то показать, от чего-то уберечь. Объяснить, наконец, что не бывает просто хорошего оборудования или технологий — бывают подходящие.

Инженеры на радио — тоже люди, тоже капитал, которым нужно уметь грамотно распорядиться. Последствия управленческих ошибок предсказать нетрудно: потерянные деньги и ушедшие со станции люди.

Даже имея в штате толкового инженера, не следует забывать, что не всякий ремонт оборудования можно сделать быстро и на месте. Бесперебойную работу комплекса не сможет обеспечить и батальон связистов, если руководством не приняты меры системного характера: обеспечение резервирования и проработка плана действий в нештатных ситуациях.

Есть еще одно обстоятельство, которому не нашлось места на приведенной схеме радиостанции, но которое должно приниматься во внимание руководителем: конкурентная среда. Слушатель оценивает не стоимость оборудования, а всю станцию в комплексе, и если в городе работает пара десятков радиостанций, то поневоле приходится быть не хуже других как по качеству звука, так и по содержанию программ. Впрочем, даже если в городе вещает одна-единственная станция, то расслабляться не следует.

Здравый смысл — вообще очень важная вещь в радиовещании. И он гораздо больше помогает принять правильное решение при выборе оборудования, чем полузнание техники. А на доскональное знание рассчитывать, как правило, не приходится: техника сегодня настолько сложна, что и представить себе невозможно.

Опубликовано: -2005
Посещений: 13745

Статьи по теме

  Автор

Михаил Сергеев

Михаил Сергеев

Старший научный сотрудник университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича

Всего статей:  9

В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций