Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Радиостанция. Философия качества

В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Радиостанция. Философия качества

"Из всех искусств, имеющихся
в мире..." Сотрудники тысяч
российских радиостанций
правильно продолжат: радио —
одно из важнейших и массовых
искусств. Относиться
к радиовещанию следует
с пониманием того факта, что это
— искусство, и качество его не
измерить набором технических
параметров


Михаил Сергеев
Старший научный сотрудник
Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Владелец или руководитель радиостанции если и не говорит вслух, то в мыслях представляет себе название своей радиостанции в первых строчках рейтингов. Народное признание — вот мера качества. Понятно, что подняться на пьедестал непросто, продукт должен быть безукоризненным. Включите радио, послушайте, задумайтесь: чем хороши станции с высоким рейтингом? И как связан их рейтинг с качеством звука и возможностями оборудования?

Высокий рейтинг и хорошее качество звука — два следствия одной причины: за счет правильной организации все оказывается на высоте. Так что же в данном случае входит в понятие "все"?

Глазами обывателя

Радио рассчитано не на эстетов с консерваторией за плечами, а на обычного человека — того, кого называют обывателем. Он может не знать нотной грамоты или истории музыки, и его оценки носят прагматический характер: 5 — приятно; 4 — приемлемо; 3 — раздражает, 2 — совсем плохо. Оценка 5 означает, что слушатель — ваш, он не выключает приемник, не уходит с вашей волны и создает станции рейтинг. Имея оценку, 4 можно надеяться, что вашу станцию не забудут. Оценка 3 этой надежды вас лишает, а про 2 и говорить ничего не нужно — и так все понятно.

Важна именно общая оценка слушателя: к его уходу с волны может привести как хриплый звук, так и пошлый невнятный треп ведущего. Обыватель в понятие "качество радиостанции" интуитивно вкладывает не только технический смысл: он выключит неинтересную программу, даже если ее звучание будет безукоризненным.

Отсюда вывод: планируя инвестиции, нужно распределять средства между формой и содержанием, то есть развивать техническую базу не в ущерб творчеству, а в его поддержку. Подчас более выгодным будет не приобретение в студию нового микрофона, а поощрение творческого персонала: пользы для рейтинга от этого больше.

Сложить и разделить

Слушатель оценивает станцию в целом, но устранять недочеты можно только по отдельности. Итак, из чего же складывается радиопередача, которую слышит наш обыватель? Можно использовать деление, учитывающее и технологию производства, и восприятие передачи слушателем:

  • Музыка.
  • Повторяющиеся элементы (промо-ролики, джинглы, отбивки и так далее).
  • Реклама.
  • Неповторяющиеся элементы (новости, "живые ведущие" и так далее).

Такое деление помогает сформулировать требования, предъявляемые к людям, и требования, которым должно отвечать используемое оборудование.

Например, сбой при трансляции песни огорчает слушателя, а в живом шоу разовые накладки не вызывают особого раздражения. Более того, при этом подчас усиливается ощущение соучастия в "живом" событии, что удерживает слушателей у радиоприемников.

В "живой" части программы ее результат определяет человек за пультом. Позаботьтесь об артисте: техника должна ему помогать, а начальство — не мешать. И примите как аксиому: живой эфир без накладок невозможен.

Требования к техническому качеству повторяющихся элементов программы гораздо жестче, чем к живому эфиру, но это не означает, что про творчество нужно забыть — скорее наоборот: чем чаще попадает материал в эфир, тем лучше он должен быть. И к рекламе это тоже относится...

Нельзя забывать и про то, что для слушателя абсолютно все равно, в чем именно причина некомфортного звука. Из этого следует простой вывод: всё и все на радиостанции должно быть нацелено на конечный результат — доставить слушателю удовольствие. Не обманете его ожидания — он обеспечит вам высокий рейтинг.

Эфирная студия

Для "живой" части программы следует так подобрать и настроить оборудование, чтобы свести к минимуму последствия неизбежных ошибок ведущего и поломок аппаратуры.

Какое оборудование для этого подойдет?

Микрофон должен быть надежным, с прочным пантографом, чтобы в порыве эмоций ведущий программы не превратил его в металлолом. Требования к звуковым характеристикам оборудования нельзя рассматривать в отрыве от возможностей диктора: самый лучший микрофон не исправит шепелявость и не превратит полузадушенную скороговорку в человеческую речь, которую интересно слушать.

Микрофонный процессор должен иметь достаточный диапазон компрессии, эффективный де-эссер, хороший лимитер. И, конечно, все понимают, что никакой процессор не расставит логические ударения или просто ударения в словах и не придаст голосу обаяния.

Пульт следует выбирать с минимальным количество органов управления, с запасом по динамическому диапазону, надежным коммутатором и фейдерами. Обилие ручек и кнопок чаще становится причиной ошибок оператора, чем помогает ему в работе.

Важная часть оборудования — комфортные головные телефоны, которые не испортят настроение и слух ведущего.

Мебель в студии тоже участвует в рабочем процессе. Если скрипит стул, то и самый малошумящий микрофонный усилитель окажется бесполезным. Если ведущему неудобно сидеть, то напряжение в его голосе тоже будет слышно.

Другие требования к обстановке в студии:

  • Вентиляция и кондиционирование. Голос засыпающего в духоте ведущего едва ли поможет удержать внимание слушателей.
  • Спокойное и ровное освещение.
  • Хорошие компьютерные мониторы, с четким немерцающим изображением и достаточным разрешением.
  • Качественный тюнер для самоконтроля со стационарной антенной.
  • Система гарантированного питания.
  • Резервный источник программы на случай аварии основного.

И главное — обеспечить баланс всех факторов, от которых зависит работа радиостанции. Ведь слушателю безразлично, почему именно прервалась программа: случился перебой в энергоснабжении, "завис" компьютер или ведущий задремал от духоты.

Производство

Что такое радио сегодня? Источник фоновой музыки без особых требований к качеству звука. Большая часть приемников — это переносные аппараты и недорогие минисистемы; хороший тюнер в магазинах не сыщешь. Слушатель не ждет рекордов, но желает комфорта.

Отношение слушателя к повторяющимся (следовательно, заранее записанным) элементам несколько иное, чем к "живым". Если промо-ролик, выходящий ежечасно, вызывает раздражение, то результат не замедлит сказаться: рука тянется к ручке настройки... Дальнейшее очевидно.

Реклама оплачена, значит, по крайней мере, есть за что страдать. Но остальные повторяющиеся элементы должны быть как минимум приятны на слух. Вывод напрашивается сам: опасно экономить на производстве.

Итак, что нам хотелось бы иметь в студии записи?

Качественный контрольный тракт для прослушивания, а также "воспроизводящее устройство вероятного слушателя" для окончательной проверки результата.

Комплект микрофонов, позволяющий записывать вокал, речь, музыкальные инструменты. Только микробюджетное радио может позволить себе кроить рекламные ролики из десятка сэмплов, и то при условии, что и в планах нет дорасти до настоящего радио.

Надежный и быстрый компьютер для записи и обработки сигналов. Совершенно неприемлема ситуация, когда актеру приходится многократно перечитывать текст из-за отказов аппаратуры.

Акустическая подготовка студии записи оказывается, к сожалению, непозволительной роскошью для большинства, но заглушенная речевая кабинка доступна практически всем.

Вопрос кондиционирования и вентиляции решается индивидуально применительно к загрузке, но решить его нужно обязательно.

Планку качества студии производства нужно ставить исходя из местных условий, учитывая и творческий потенциал персонала, и конъюнктуру. Нельзя отставать от конкурентов, но не имеет смысла и забегать далеко вперед.

Общее качество

И эфирная студия, и студия записи — это только части комплекса. Строя новую радиостанцию или приобретая оборудование для работающей, всякий раз полезно вспоминать про принцип бутылочного горлышка. Можно поставить в студию замечательный по качеству (и, естественно, недешевый) пульт, но поможет ли это улучшить звук, если лимитирующим звеном является линия доставки сигнала до передатчика? Ответ, кстати, не так и прост. По мере прохождения тракта сигнал ухудшается, деградирует. Наступает момент, когда искажения становятся заметны даже нетренированному уху, но это еще не фатально. Гораздо хуже, когда звук начинает раздражать — тогда слушатель уходит на другую радиоволну.

Причиной искажений являются преобразования сигнала. Рассмотрим простой пример. Неравномерность АЧХ сквозного тракта студийного магнитофона составляет 0,7 дБ — вполне допустимо. Второе копирование (рис. 1) увеличит искажения до 1,5 дБ, на третьей копии подъем АЧХ превысит 2 дБ. В аналоговых системах деградация качества оказывается плавной: постепенно нарастают шумы и искажения.

Несколько иначе обстоят дела в цифровых системах. В качестве примера удобно взять компрессию изображений. Первая копия качественного оригинала (рис. 2а) явно хуже по четкости, но текст вполне разборчив. Если же в обработку попадает материал низкого качества (рис. 2б), то на выходе мы получаем нечитаемый текст.

Аналогично получается и с обработкой звука. Первый раз кодирование в mp3 128 кбит/с сказывается на звучании, но попробуйте сигнал восстановить и снова сжать — получите скрип и скрежет.

Даже если на выходе пульта музыка еще как-то звучит, то после прохождения линии доставки к передатчику и обработки в процессоре мы рискуем получить нечто неудобоваримое, если сигнал не обладал запасом качества. Иными словами, для работы с некачественной фонотекой потребуется снижать искажения во всем остальном тракте.

К сожалению, объективных критериев для оценки качества фонограмм нет, основной инструмент — слух звукооператора. И разговоры о качестве "лицензионных" дисков в большинстве своем беспредметны: нам приходилось встречать "фирменные" записи неприемлемого для радиовещания качества, подчас диски из ближайшего киоска оказывались гораздо лучше по звуку.

Вопрос качества звука актуален, если звук есть. И стабильность вещания — это тоже одна из составляющих качества. Современная профессиональная техника весьма надежна, но рано или поздно выходит из строя сама или вследствие неаккуратного обращения. Невозможно предотвратить и ошибки человека: нажата лишняя кнопка или не нажата нужная — и в эфире тишина. Нельзя исключить такие неприятности, но можно уменьшить их последствия. Эту задачу помогает решить продуманная система резервирования, грамотно организованное взаимодействие служб.

И последнее. Параметры качества, которые приведены в проспектах и описаниях оборудования, — это только потенциал. Будет ли он реализован, зависит от человека.

Опубликовано: -2005
Посещений: 10208

Статьи по теме

  Автор

Михаил Сергеев

Михаил Сергеев

Старший научный сотрудник университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича

Всего статей:  9

В рубрику "Оборудование для радиовещания" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций