Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Внедрение цифрового телевещания: мнения

В рубрику "Цифровое телевещание" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Внедрение цифрового телевещания: мнения

Представляем вниманию читателей мнения экспертов о первых результатах перехода на цифровое вещание в нашей стране
Андрей
Гайнулин
К.т.н., директор направления "Телерадиовещание" ООО "Теком"

Знаковые годы для отрасли

– Имеет ли смысл цифровизация на сегодняшний день?
– Цифровизация определенно имеет смысл: наличие общедоступного телерадиовещания – это государственная необходимость. И мы должны быть честными сами с собой – заявления кабельных и спутниковых операторов о том, что цифра никому не нужна, – это попытка сохранить статус-кво на существующем рынке услуг платного телевидения. Сильный конкурент в лице бесплатного, общедоступного, многоканального вещания 20–25 телеканалов, конечно же, никому из частных игроков на этом рынке не нужен. При средней цене в 100–120 долл. в год за базовый пакет кабельного телевидения (50–60 каналов) очевидна выгода для абонента от единовременного приобретения цифровой приставки стоимостью 30–40 долл. для приема бесплатного пакета из 20–25 телеканалов (которых большинству телезрителей обычно более чем достаточно). И уж конечно, эта цена не сравнима со стоимостью (да и сложностью для слабо разбирающихся в этом пользователей) приобретения комплекта спутникового телевидения, не предоставляющего пакетов региональных программ, зачастую наиболее интересных особенно для “глубинки”, где спутниковое ТВ чаще всего подключают.

– Считаете ли вы, что цифровизация проходит успешно в нашей стране?
– Оценка успешности сильно зависит от того, какими показателями этот успех измерять. С точки зрения техники и организации Федеральная целевая программа определенно могла бы двигаться быстрее – перед глазами успешный опыт Украины, где довольно масштабная сеть, рассчитанная на 4 мультиплекса, была построена менее чем за год. В то же время ни в одной стране мира (разве что в США) никому еще не приходилось сталкиваться со столь масштабными сетями вещания при столь низком уровне развития инфраструктуры по доставке сигнала на отдаленные территории. И опыт тех же США показывает, что, несмотря на анонсированное завершение перехода на цифру в 2009 году, аналоговое вещание в отдельных регионах продолжается и остается еще масса вопросов, связанных с развитием и улучшением сети. Тем не менее сеть РТРС строится, объекты сдаются, и зрители, особенно в небольших городах, обрывают телефоны контактных центров РТРС, чтобы получить доступ к каналам, вошедшим в первый мультиплекс, в нормальном качестве, без “снега”, двоений и прочих помех.

– Как цифровизация повлияла на отрасль телевещания и повлияла ли?
– В части распространения и доставки сигнала наметился серьезный прогресс. Вообще, ситуация с приходом цифры в ТВ очень напоминает похожую ситуацию со случившимся 15–20 лет назад приходом цифры в связь. Телекоммуникационная отрасль стала квинтэссенцией современных технологий (затмив даже космонавтику) именно благодаря взрывному развитию, связанному с приходом цифры. И то, что для нас стало нормой в услугах связи, – мобильность, гарантированное качество сервиса, скорость устранения любых сбоев, объем предоставляемых услуг и низкая цена, уже в ближайшие несколько лет станет нормой и в ТВ-отрасли. А это значит, что нас ждет появление новых сервисов, приход новых игроков на эти рынки, развитие новых технологий и пр.

– Что станет следующим большим этапом в развитии отечественного телевещания?
– Трансляция спортивных событий с зимней Олимпиады в Сочи, а затем освещение чемпионата мира по футболу. Так совпало, что 2014-й и 2018-й – это знаковые годы для отрасли, 2014-й – год готовности подавляющего большинства объектов инфраструктуры цифрового вещания первого мультиплекса, 2018-й – год полной цифровизации всего телерадиовещания в РФ.

– В каком направлении будет развиваться рынок в ближайший год?
– Перед отраслью в РФ сейчас стоит несколько важных задач, без решения которых вопрос о полноценном переходе на цифру невозможен. Это региональная врезка и вопрос второго подъема, дополнительный спутниковый ресурс и ресурс каналов доставки данных до передатчиков вообще, проведение конкурса на замещение вакантной “кнопки” во втором мультиплексе и определение, наконец, положения и способов вхождения региональных и муниципальных каналов в третий мультиплекс.

Владимир
Мигин
Исполнительный директор Matrix Engineering

Все идет, как всегда

– Учитывая бурное развитие кабельного, спутникового и интернет-телевидения, имеет ли смысл наземное цифровое вещание на сегодняшний день?
– Если говорить о способах доставки контента до потребителя, то во многом это зависит от географии страны, а уже во вторую очередь это вопрос перспективности технологий. Что касается наземного цифрового вещания как технологии, то, на мой взгляд, сейчас используется переходная технология, которая позволила на основе уже имеющейся инфраструктуры аналогового вещания построить цифровое вещание. Тем самым выиграть время, пока будут внедрены новые технологии доставки сигнала и дать возможность потребителю плавно заменить аналоговые ТВ-приемники на цифровые. Вряд ли наземный способ доставки сигнала, в его теперешнем виде найдет в будущем широкое распространение. Мир стал мобильнее.

– Считаете ли вы, что внедрение наземного цифрового вещания проходит в нашей стране успешно?
– Если взять Россию, то она прекрасный полигон для применения разных технологий, так как имеет уникальную географию. Россия – это высокие горы и пустыни, непроходимые леса, которые растянулись на тысячи километров, и тундра. Мегаполисы и населенные пункты на “краю земли” численностью не более сотни человек. И все это расположено на громадной территории, которая находится в нескольких часовых поясах. В нашем случае использовать какую-либо одну технологию доставки сигнала, например, цифровое наземное вещание, на мой взгляд, нерационально, а иногда и технологически невозможно. Кроме того, смена телевизионных приемников проходит в нашей стране медленно. Это связано в первую очередь не с отсутствием таковых, а с отсутствием у населения средств на их приобретение. То же самое касается и приставок DVB-T. Кроме того, с начала действия программы по переходу на цифру мы успели поменять стандарт на DVB-T2. А учитывая, что программа еще не завершена, то возможны еще корректировки. Так что, по моему мнению, нельзя говорить о том, что все идет успешно. Скорее всего, все идет, как всегда.

– Как внедрение наземного цифрового вещания повлияло на отрасль телевещания и повлияло ли?
– Повлияло. Поставило под сомнение существование достойных телекомпаний, из-за того что они не попадают в мультиплекс.

– Что станет следующим большим этапом в развитии отечественного телевещания?
– Можно форсировать внедрение наземного цифрового вещания. Но это не приведет к качественному прорыву, пока телеканал имеет производство и выдает ТВ-сигнал 625 строк. Как только мы добьемся того, что вещание всех каналов будет вестись в ТВЧ вне зависимости от способа доставки сигнала, – это будет исторический этап для телевещания в России.

– В каком направлении будет развиваться рынок в ближайший год?
– Будущее, на мой взгляд, за вещанием в IP-средах, как проводных, так и беспроводных. Способ доставки – Интернет, мобильные сети, спутники.

Опубликовано: -2013
Посещений: 11232

Статьи по теме

  Автор

Андрей Гайнулин

Андрей Гайнулин

Директор ООО “Кьюлиджент.Ру”, к.т.н.

Всего статей:  33

  Автор

 

Владимир Мигин

Директор по маркетингу “Матрикс Инжиниринг”

Всего статей:  2

В рубрику "Цифровое телевещание" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций